Госпожа история

О книге А. В. Болотова (схимонаха Амвросия) "Господин Великий Новгород"
Снова, читая А.В. Болотова, его воспоминания, ощущаешь, что погружаешься в мир Бунина, с его ужасным "Чистым понедельником". Да-с, но тут пишет человек, принявший монашество на Афоне. Правда, на склоне лет. С одной стороны это о  молодых годах, с другой - о  церковной жизни, чисто внешней: "... Меня обворожили духовные псалмы. Ведь вся наша всенощная, это такая красота, такая поэзия, в особенности "Слава в Вышних Богу", одно из самых лучших православных хвалебных песнопений; когда это слышишь, то мыслями невольно переносишь в иной мир..." И многое другое он вспоминает про пение. После пения он замечает, как ни был он восхищен пением, все же не смог отрешиться от земного и был "заворожен парой больших серых глаз", упорно смотрящих на него с хоров. И тут же забыл черные очи одной примадонны, еврейского происхождения и переключился  на монахиню. Внедрившись в монастырь под видом благотворителя, он к своему счастью узнал, что это всего на всего послушница, хотя не думаю, что постриг бы его остановил. И когда, вечером, в пяток первой недели поста (!), остался с послушницей наедине (другая монахиня ушла на исповедь), тут же занялся с послушницей любовью. Целая глава этой книги написана про любовь, любовь совершенно не платоническую.  И множество описаний, когда на преодоление чувственного барьера уходили буквально секунды, как несовершеннолетние гимназистки предлагали себя, столкнувшись с полицмейстером в театре,  предлагали себя  в любовницы в любовницы.  Про дам ради приключений все время путешествовавших по железной дороге и т.д. Про соседей игумена мужского монастыря и  игуменью женского монастыря, "слюбившихся". И тут же читаешь про одного новгородского владыку, которого перевели в другую, более удаленную епархию из-за того, что молодые офицеры в знак уважения и восхищения стали его по светскому обычаю того времени качать. С одной стороны невероятно благочестие: звоны, пение и службы, наверняка уставные с другой стороны разврат, описание которого из уст последующих критиков-коммунистов казались бы ложными. Но, увы.  Из этих беспристрастных (в смысле объективности) воспоминаний видно, что все это было и гулянки, и разврат. И отсутствие нравственной жизни даже в монастырях. Для чего я это пишу? Чтобы злорадствовать? Нет для того, что христианство без глубокой нравственной жизни, не навязанной извне, а исходящей из самого сердца бессмысленно. Иначе все уставы, все превращается в мертвечину, которая привела  к  реальной мертвечине: к кровавому падению Империи. И все это, потому что Бог существует не на страницах, пусть самых лучших книг, а существует в реальности. Он долготерпит, но приходит день, когда надо отвечать еще здесь, на земле, за красивые уставные богослужения, совершаемые монахами по имени, за бюрократию на святом месте,  за разврат, безразличие к вере. А госпожа история с благословения Бога ставит перед нами задачи. Почему советское общество оказалось более нравственным, чем дореволюционное (по крайней мере, в котором жил я, не было школьниц, предлагавших себя первому встречному офицеру или партийному работнику). Почему величайшая в мире победа была дарована безбожному государству, хотя в точно такой же войне (даже в более выгодном положении) Российская Империя успеха не имела? Почему мощная милитаристская Япония была разбита в считаные дни?  Про всякие не очень хорошие моменты войны 1905 года можно прочитать опять у Болотова. Были, конечно, и Валаам, и праведный Иоанн Кронштадтские, но и в знати и в сердце народном была уже червоточина... И не хотелось бы, чтобы это было воспоминанием о будущем.


Рецензии