Каникулы в деревне. 2

2003 год

Глава 3 Колдовское озеро

На озеро мы с Ларисой попали на рассвете. Не спалось нам потому, что, одуревшие от сельских радостей и сытной еды, мы не закрыли окно и напустили в комнату стаю тучных прожорливых комаров. Жужжание кровососов приняло устрашающие размеры  и прервало наш сон. Когда Лариска включила свет, мы ахнули. Во всех углах и на потолке сидели комарищи и смотрели на нас голодными глазами.

- Надо срочно покупать "Фумитокс", - решили мы. - А сейчас все равно не уснуть. Идем смотреть озеро.

О, это озеро! Оно впечатляло и в белесой утренней дымке.Другого берега было совсем не видно. Он сливался с голубеющим небом. Зато прямо перед ногами плескалась прозрачная вода.

- Еще холодная, - сунула в нее босую ногу Лариска. - Если погода жаркая постоит, она быстро нагреется. Говорят, это озеро мелкое.

- Ой, смотри! - вскрикнула я.  - Видишь, два острова? А на одном - церковь!

- Этот остров с храмом называется Спас, знаменитое место, - назидательно ответила Лара. - Я в истории не сильна, Ира, думаю, лучше расскажет. Она-то известный краевед. Но в общих чертах дело было так: один князь плыл по этому озеру, и внезапно начался шторм. Князь понял, что смерть близка, и начал молиться. И тут перед ним волшебным образом возник остров. Князь причалил, переждал шторм и в честь своего спасения велел возвести здесь монастырь, а остров назвали Спас.

- Как же туда стройматериалы завозили? - удивилась я.

- Да как-то завозили. Говорят, тут между двух островов дорога из камней проложена трудолюбивыми монахами. Только теперь она почти вся разрушена. А в семидесятые годы власти этот монастырь решили сломать. Но сколько ни взрывали, церковь уцелела. Только стены местами покорежили, но в общем здание сохранилось.

- Ух, и умная ты, Лариска! - поаплодировала я подруге. - Прямо дед-краевед. Откуда все эти сведения?

- Сама спросила и сама ехидничаешь... Между прочим Ирина в  школе на конференции с докладом выступала из истории местных географических названий и про Спас рассказывала, а ты наверняка все проспала по обычаю. Головушку на парту и бай-бай, - в ответ уязвила подруга и брызнула в меня холодной водой.

- Ах ты, салага, на святое, на старшую коллегу замахиваешься, я тебе покажу! - я в ответ плеснула в Лариску. В этот момент я поняла учеников, когда они самозабвенно стреляют в друг друга из водяных пистолетиков или топают по лужам, обдавая окружающих фонтаном брызг... Есть в этом действе какая-то удаль! В комариную обитель мы вернулись продрогшие и вымокшие до нитки, но очень бодрые.

- Давай переоденемся и пройдемся по поселку, - предложила Лариса. - А наши тряпки на заборе развесим - днем солнышко высушит.

Мы подперли дверь лопатой и через Петровку, мимо Жениного дома, выдвинулись в сторону центра. Солнце уже поднялось высоко и жарило вовсю. И хотя народу в центре почти не было, из-за заборов неслись звуки деловой активности поселян. Где-то заводили мотоцикл, кто-то шумно умывался во дворе, кто-то цыкал на громкоголосого полкана.

Широкая улица со старинными особняками вновь вывела нас к озеру. Теперь оно сверкало и искрилось во всей красе. Зеленой узкой полосой наметился другой берег. Два острова посередине и легендарная церковь на одном из них так и просились на холст. Жаль, что я не умею рисовать.

- Так красиво, что почему-то хочется плакать, - тихо сказа я.
- Да, чудо, - поддакнула Лариса. Мы застыли, околдованные чудным видном, но тут меня что-то толкнуло под коленку. Я оглянулась.

Прямо за мной стоял невысокий напряженный баран и смотрел на меня исподлобья. В отдалении шагало целое стадо его собратьев, но он хотел чего-то именно от меня.

- Ой, я его боюсь! - пискнула я и схватила Лариску за руку.

- Да это же баран, ты что! - засмеялась подруга.

- Бараны бодаются, вон он уже голову нагнул...

Я не стала ждать развязки и бросилась прочь от опасного животного. За мной хохоча шла Лариска:

- Чем-то ты ему не угодила...

- Всю картину испортил козел, то есть баран, - вздохнула я. - Во мне что-то такое рождалось высокое, может, стихи... Или мелодия...Мы в юности все баловались стишками..."Ты меня совсем не любишь, не целуешь, не балуешь"...

- Ага, и мы такое ваяли! "Дождь стучит, а он молчит", - поддакнула Лариска. - "Он" - читай "любимый"... Может, еще сочиним что-нибудь выдающееся, какие наши годы! А сейчас пойдем наших кровососов гонять, да и девчонки, наверное, уже проснулись...

Весь день мы провели около озера.Сначала просто загорали. Люба строго следила за тем, чтобы Андрюха не лез в воду, потому что в придачу к заиканию он с детства обладает целым букетом разных хворей. Парень  маялся, глядя на мать круглыми грустными глазами. Андрюха молчалив, потому что стесняется заикания, и в целом очень послушен. Но магия солнца и воды действовала на него живительно. Я искоса наблюдала за тем, как он все ближе и ближе подбирается к озеру. Сначала строил город из песка, затем стал рыть ямы, которые заполнялись набегавшей водой, потом сунул ногу в одну из ям...

Тут на пляж принеслась стайка босоногих юных велосипедистов. Ребятишки побросали железных коней на песок, сорвали с себя шорты и майки и с гиканьем бросились в воду.

- Когда они успели загореть, лето ведь только пришло! - вслух поразилась я, глядя на бронзовые спины мальчишек.

- Они целыми днями на улице, - пояснила Жена. - А чуть потеплеет, лезут в воду. С мая по октябрь купаются и ничего - не болеют.

Андрюха явно чахнул от зависти.

- Люба, пусти ты его в воду, - не выдержала я. - Ну, чихнет лишний раз, подумаешь! А если холодно, он сам в воде долго сидеть не будет. Правда, Андрей?

Андрюха кивнул.

-Ну, иди поплавай чуть-чуть, - разрешила Люба.Мы все наблюдали за погружением Андрюхи в воду. Белотелый и худенький, он входил медленно-медленно, поминутно оглядываясь на мать и, наконец, отважно бросился в глубину и заколотил руками по воде, радостно смеясь. Мне стало завидно:

- Вы как хотите, а я тоже буду купаться!

- И мы, и я, - подхватили подруги, и толпа амазонок рассекла синюю гладь.

  Какая тут вода,люди добрые!  Хрустальная, прозрачная, впитавшая в себя синеву и прохладу неба, синяя-пресиняя, как...


- Лена, вылезай срочно!У тебя уже губы синие! - крикнула мне проплывающая рядом Женя. - Синие, как сливы...

Вот так всегда в жизни и бывает, возвышенное рядом с низменным: чарующую картину разрушает простой деревенский баран, поэтическое сравнение прерывают бытовой деталью. Диалектика!


Глава 4. Были и легенды

Вечером мы опять сидели у Жени и Алексея. Андрюху решили выпустить гулять около дома - там, на заросшей муравой лужайке, трое пацанов его возраста играли в мяч.

- У нас тут безопасно, - заверила строгую мать Женя. - Ребята хорошие, я их учу, они ничего плохого не сделают.

Леша накормил нас копчеными лещами. Мы купили сухого вина, и вечер снова превратился в сельскую идиллию. Даже звонить домой не хотелось, хотя Женя предлагала воспользоваться их телефоном. Но все же по очереди мы сделали контрольные звонки. У Лариски мужа дома не оказалось.

- Наверное, на халтуре, - решили мы. чтобы не портить настроение ни подруге, ни себе. У Любы Константин трубку взял, но чем дольше она его слушала, тем больше вытягивалось у нее лицо.

- Будь человеком, - бросила она напоследок и положила трубку. - На день нельзя оставить. Уже куча проблем. Затопил соседей, у кота понос, сам чуть тепленький...

Я тоже с душевным трепетом набрала свой номер. Подошла дочка:

- Мам, привет! У нас все замечательно. Папа спит. Я собираюсь на сейшен. Тебе никто не звонил. В общем ты отдыхай спокойно, все прекрасно, а я спешу.

- А когда ты вернешься? Ведь уже десять вечера, - заволновалась я, но Наташка уже отключилась.Да, на  "Большой земле" проблемы не исчезли с нашим отъездом.
Невольно наш застольный разговор свернул на печальные темы. Заговорили о конце света, растущих ценах и политике. Я эти темы не люблю и обрадовалась, когда Лариска вроде не к месту ляпнула:

- Как же здорово мы сегодня накупались!

- Просто как на юге! Никакого моря не надо, - энергично подхватила я.

Ирина, объяснявшая закономерности инфляции, недовольно замолчала. При всех ее несомненных достоинствах Ира отличается некоторой учительской въедливостью. Причем особо важные моменты она повторяет не единожды. В нашей школе историю отлично знают даже самые нерадивые ученики, а  в местных газетах не раз публиковали краеведческие изыскания Ирины. Но сейчас не хотелось выслушивать лекцию по экономике.

- Так бы плавала и плавала, - продолжила я, а Лариска подхватила:

- Ныряла бы и ныряла... Такая ласковая вода!

- А знаете, наше озеро довольно коварное, - Алексей вроде тоже забыл об инфляции. - С виду оно такое лучезарное, а на самом деле здесь часто бывают штормы.

- Да, - кивнула Женя. - Озеро мелкое, как ветер набежит, рябь пойдет - пиши пропало... Мигом волны вырастают. В такую погоду лучше на берегу сидеть. А приезжие часто тонут...

Я поняла, что безмятежность покинула меня навсегда. Призраки несчастных утопленников будут отравлять мне часы купания. А Люба, обожавшая страшные истории, впилась в хозяев глазами.

- У нас тут в шестидесятые годы бабушкин племянник  пропал, - сказала она. - Уехал на рыбалку и исчез. Ни лодку, ни одежду - ничего не нашли.

- Ой, хватит вам, - заныла я. - Потом и в воду лезть не захочется. Лучше что-нибудь смешное или странное расскажите, но не страшное.

- Странностей у нас хватает, - оглянулся Леша на жену. Та согласно кивнула. - Сразу после войны в монастыре был лагерь для военнопленных. Там, говорят, особо важных персон содержали. А потом, старики говорят, в одночасье всех ликвидировали - и немцев, и наших, и всех захоронили в общих ямах.

- Ну, повеселил, - зябко повела я плечами. - А как далеко это от вашего пляжа?

- Ну, это на островах было! Да них еще доплыть надо. И вообще это дела давно минувших дней, - ободрил Леша. - А у нас тут народ отдыхает без происшествий.

- А хотите в выходные Леша вас на Спас возит на своей лодке? - радушно предложила Женя.
 
Конечно же, мы хотели!

- Я столько про эти места читала, в перестройку особенно много материалов появилось  про лагерь,  про  пленных немцев. Но мне особенно хочется церковь посмотреть. Это же пятнадцатый век! - разволновалась Ирина.

Мне тоже хотелось на остров, но...

- А волны ваши внезапные, как с ними? - не смогла я скрыть беспокойство. - Вдруг набегут барашки и поминай как звали. Кстати один баран сегодня на меня уже покушался....


- Да штормы не так уж часто и бывают, не бойся, - успокоила Женя. - Да и плыть недалеко. Сами говорили, что хотите приключений, а тут сразу в кусты...


- Не, я - за! Я - как все! - смутилась я. _ А дорога между островами есть? Лариса говорила про дорогу...


- Какие-то остатки ее есть, - подтвердил Леша. - В детстве мы с мальчишками по этой дороге ходили с Воробьиного острова на Спас, но с тех пор тридцать лет прошло... Сейчас на острова меньше стали плавать.. Там... Впрочем, пойдемте сейчас к озеру. Я вам такое покажу! Люба, зови Андрюху! Он такое не забудет!

Андрюха пришел очень веселый и готовый к новым впечатлениям.

- М-мам, я б-был в-вратарем и п-пять г-голов  п-пропустил, = похвастался он.

- Действительно, здесь добрые дети, такого голкипера могли бы и поколотить, - хмыкнула я, но мальчишка не понял моей иронии и сиял, как самовар.

Леша достал из комода старый огромный бинокль и протянул парню:

- Держи! От деда остался, увеличение какое надо! Вон, наведи на палец... Сила, да?

Леша повесил бинокль Андрюхе на грудь и скомандовал:

- На выход!

Заинтригованная женская команда послушно двинулась на ним.

Озеро утопало в молочном мареве. Темными пирогами выделялись острова. Было уже около одиннадцати ночи.

- Туман может нам помешает, - поморщился Алексей, но все же настроил бинокль , посмотрел в него сам и протянул Андрюхе:

- Смотри, какие чудеса!

- Ух т-ты! Ч-что это? - заверещал Андрей.Мы ничего не понимали: "Что там? Где что? Дайте посмотреть!"

Люба на правах матери первая выдернула бинокль из рук сына и ахнула:

- Оптический обман?! Невероятно!

Обычно самая сдержанная Ирина перехватила бинокль прямо у меня перед носом и тоже не смогла удержаться от удивления:

- Потрясающе! Это НЛО что ли?

- Да что же там такое? - завопили мы с Лариской. Наконец бинокль оказался у меня в руках и я вскрикнула. Невероятное действо  происходило , казалось, буквально рядом. Над церковью. летали какие-то треугольники, тут же трансформирующиеся в квадраты. Вспыхивали разряды наподобие молний, хотя погода стояла совершенно тихая.

- Я уже вторую неделю это наблюдаю, - оживленно говорил Леша. - А вообще тут каждый какая-то чертовщина происходит. Я даже хотел корреспондентов пригласить.

- Загадка природы, - качала головой Ирина. "Это НЛО", - в восторге повторял Андрюха, снова и снова прикладывая бинокль к глазам.


Мы долго стояли на берегу, зачарованные необыкновенным зрелищем. На обратном пути сначала все зашли в нашу с Ларисой домушку. От комаров мы предусмотрительно защитились, поэтому свет включили без опаски. Вскипятили чай. Не хотелось расходиться, так как увиденное оставило сильные впечатления. Разговор снова свернул к былям и легендам.

- Еще у нас говорили, что в монастыре содержали одного очень важного фашистского разведчика, - рассказывал Алексей. - Говорили, что всех и ликвидировали из-за него.Всех в ямы, а его отдельно закопали. И вроде над могилой этого разведчика появлялась фигура в костюме, а вместо лица - черное пятно. Конечно, это местные страшилки, но мы все в детстве их знали.

- Как интересно! Расскажи еще! - я словно перенеслась в свое далеко детство, в пионерский лагерь, когда после отбоя мы потчевали друг друга подобными историями.

- Да особо нечего рассказывать. Ну, еще ходила байка про черного зверя, не кабана не медведя. Вроде рыбаки приплыла на острова, а из-за куста выходит это чудище. Мужики все снасти побросали, попрыгали в лодку и деру. В общем, мы туда не особо любим плавать...

- Чудище - это сказка, - сказала я. - А вот сегодняшние спецэффекты - что это такое?

- Может, над озером копится электричество и разряжается, - выдвинула версию Люба.

- Эт-то НЛО, - вдруг громко сказал Андрюха, вроде бы занятый чаем и булкой.- От НЛО од-дни н-неприятности...

Это было так неожиданно, что осадок от этого вечера остался мистически-пугающим. Конечно, Андрюху в роли оракула мы не видели, но ведь говорится: "Устами младенца глаголет истина."

Проводив гостей, мы с Ларисой тщательно закрыли входную дверь, захлопнули окно и после недолгого совещания решили оставить включенной настольную лампу.


Рецензии
Интересное развитие сюжета. Воистину, горожанки, впервые, вот так попавшие в деревню. Все интересно, все романтично. И как же живо и весело Вы описываете их поведение, первый деревенский день.
Хочу только внести одну поправку. В семидесятые годы монастыри, тем более на Северо-западе, не уничтожали. Началось создание Золотого кольца и, как следствие реставрация монастырей. Знаю не понаслышке. Летом 69-го был бойцом первого в стране реставрационного студенческого стройотряда. И именно наш стройотряд начал реставрацию Валдайского монастыря Иверской Богоматери. К сожалению, в годы перестройки этот монастырь попал в руки церкви, и начался вандализм. Уничтожена вся фресочная роспись собора, изменен архитектурный облик монастыря.
С симпатией, Александр

Александр Инграбен   14.11.2018 19:58     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, очень приятно, что Вас заинтересовали эти нехитрые похождения училок-горожанок... Я уж не помню, что там наплела про дату уничтожения, но исправлять не буду. В разных местах проходило все по-разному. В Вологде в 1972 году танками снесли церковь в самом центре города. Теперь, как водится, на этом месте поставили Поклонный крест. Было и так.

Ольга Олевская   14.11.2018 21:08   Заявить о нарушении