Муравьишка

Последняя неделя сентября. А осень все еще полыхает кострами невиданной красоты. После довольно прохладных дней вдруг – настоящее лето.
Может, бабье ? Да какая разница, какое это лето : этот подарок неожиданной радости принимаю с благодарностью.

Сижу в скверике. У меня целых сорок минут свободного времени (уж так получилось), но я не жалею : столько вокруг интересного ! Каждая букашечка торопится ухватить кусочек летнего тепла.
Малюсенькое насекомое (вот бы знать, кто это) садится беспардонно мне на руку и начинает по ней гулять , как по бульвару. Уж настолько малО это существо, что моя рука  должна казаться ему  огромным пространством для обследования.

И ведь все-то у него на месте  : ножки-паутинки, головка и крылышки. Какие крылышки! Это прозрачная хрустальная нежность.  О, господи, думаю:  как же изобретательна природа. Для чего-то же дарована жизнь и этой малышке…

Не найдя ничего интересного на моей руке, эта изящная балеринка , раскрыв свои тончайшие крылышки -перепонки, улетела по своим делам.

Тут же мое внимание привлекает очередной представитель фауны.  Но это насекомое известно каждому с детства. Это , конечно же, труженик –муравей. Существует много разновидностей муравьев.  Этот был очень похож на обычного лесного муравья, какие повсеместно живут в наших лесах на Урале. Отличало его только то, что он был заметно мельче по размеру.

Ни для кого не секрет, что муравей отличается своим трудолюбием.  Кто- нибудь видел  спокойно сидящего, лежащего, загорающего муравья ? Он всегда куда-то спешит, бежит бегом, еле успевая поздороваться с так же быстро бегущим навстречу сожителем по муравейнику. Но поздороваться – это обязательно. Едва коснувшись усиками друг друга, они успевают многое сообщить и узнать.

Муравей, попавший в поле моего зрения, удивил меня тем, что, казалось мне, взялся уж совсем за не выполнимую задачу : он тащил очень неудобный груз.  Не потому, что он был тяжел (муравей легко справляется с грузом в пятьдесят раз тяжелее своего веса), а потому, что он был длинным и, провисая, мешал его нести перед собой. 

Ноша была  настолько несуразна, что пришлось тащить ее не просто, ухватив крепкими челюстями, и с радостью бежать вперед, а тащить ее волоком и самому двигаться задом наперед. Это неудобство ничуть не останавливало счастливого обладателя находки.

Наклонившись и долго разглядывая этот бесценный груз, так понравившийся  муравью, я поняла,  что это – всего-то высохшая шкурка раздавленной гусеницы! Но , видимо, гурману-муравью она представлялась редким деликатесом, как, скажем, нам – сушеная  рыбка, раз он, преодолевая все дорожные трудности, не хотел с ней расстаться.

Продвигаясь вперед задом, муравей, естественно, не мог видеть дороги, поэтому он постоянно оставлял свою ношу и осматривал путь, по которому ему предстояло идти. При этом он изучал окрестность по кругу радиусом где-то сантиметров в 10.  Вставал, как кенгуренок, на задние ножки и оглядывал, где удобнее проити.

Почему-то рядом не было видно его соплеменников. Мне так хотелось, чтобы он как-то сообщил своим будущим едокам о столь вкусной находке, чтобы ему помогли. И вдруг, словно меня услышал Господь : по бордюру, который находился в полуметре от нашего бедолаги, и к которому он неизменно держал курс, на невероятной (как всегда!) скорости бежал точно такой же муравей. Я в страхе замерла : только бы не мимо. Я надеялась, что вкусный запах будет немедленно схвачен, а , может быть, трудяга все-таки как-то сообщил о своем деликатесе.

Невероятно, но этот марафонец свернул в столь нужный момент в столь нужное место. У меня отлегло от души! Наконец-то! Ох, какая тут началась суета! Подоспевший вовремя помощник огляделся, не зная, как приступить к делу, и к моему удивлению, запрыгнул на шкурку гусеницы.  Вот , думаю, ничего себе! А наш бедолага продолжал тащить теперь еще и своего друга.

С помощником что-то явно не получалось. Он то тащил груз назад, то в бок. Однажды все-таки ему удалось пристроиться рядом и тянуть в нужном направлении.  Но тут вдруг на их пути оказалась небольшая кучка сора. Это для меня она маленькая, но муравьям надо перетащить через этот мусор большой груз.

И дернул меня черт помочь им . Взяла за тоненький стебелек растение, осторожненько его потянула, выдернула его с корнем, в результате получился небольшой фонтанчик земли, который так напугал тружеников, что они сиганули на такой скорости, что я и не углядела, куда они делись.

Ох, как же я себя ругала! Ну кто меня просил ?! Вот уж, действительно, хочешь сделать лучше, но получается как всегда. Натворила дел! Сорвала такое грандиозное мероприятие.  Сижу в тоске и печали. Смотрю на эту щепоточку развороченной земли. Да и тружеников этих ругаю тоже : не могли что ли они обойти этот маленький холмик ? Нет, полезли тут. Это я пытаюсь себя оправдать.

Не прошло и двух минут, показавшихся мне вечностью, как я увидела муравьишку, стремительно несущегося к месту аварии. Слава Богу! Но где второй? Второй так и не появился… Работа возобновилась . Вернувшийся тут же вцепился  своими мощнейшими челюстями в останки несчастной гусеницы и с еще большим рвением пятился задом к намеченной цели.

Все , видимо, шло по плану, но, как оказалось, теперь муравью необходимо взобраться на бордюр, по которому так резво бежал недавно к нему на помощь его  товарищ.
 Что для муравья десять сантиметров отвесной «стены» бордюра? Да раз плюнуть! Наконец, думалось мне, так легко (хоть и задом) побежит теперь наш страдалец : никаких проблем – настоящий автобан.


Но… все пошло не так. Как опытный скалолаз, муравей резво бросился на штурм высоты, которую он покорял, наверняка, в день по несколько раз. Да ведь то были нормальные  восхождения -  вперед головой (да и без груза), а не задней частью. А ну, представьте на миг нашего альпиниста, поднимающегося на какой-нибудь пик головой вниз. То-то и оно!

Первая попытка закончилась неудачей : три четверти высоты были взяты, но последовало падение. Ни на минуту не останавливаясь и не отряхнувшись, неутомимый покоритель высоты делает вторую попытку. Болею за него! Опять полна желания помочь, но боюсь все испортить. Медленно, с трудом, но дело подвигается. Вот он уже зацепился задними лапками за горизонтальную поверхность бордюра, вот уже и брюшко наверху, но что-то задерживало движение высохшей шкурки. Конструкция, выстроенная с таким трудом, безжалостно рухнула вниз. Как же мне было жаль этого неутомимого труженика. Сижу и думаю : умеют ли муравьи расстраиваться? Уж лучше бы не умели!

Муравей , не задумываясь ни секунды, приступил к очередной попытке покорения высоты. Позавидуешь такому упорству достижения цели.                Мое свободное время истекло, я встаю и ,желая успехов полюбившемуся муравью, иду по делам. Не приходится даже сомневаться,  что муравей не спасует и доведет дело до конца.               
Удачи тебе, Труженик!


Рецензии
Вы очень добрый человек, Фаина! Столько времени наблюдать за муравьём! И сколько Вы всего углядели! А как хорошо всё описали! Жаль только, что Вам не удалось увидеть, а нам узнать, как именно закончилось это путешествие для муравья.

Андрей Николаев 6   24.11.2023 14:03     Заявить о нарушении
Да разве тут можно сомневаться,
Андрей ?! Этот упорный труженик
добьется своего.
Муравьи достойны уважения за соз-
данный ими образ жизни. Человеку
бы учиться да учиться мудрости
этих насекомых.

С теплом.

Фаина Нестерова   26.11.2023 07:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.