Птица в клетке

Уже прошла часть ночи, но мальчик не засыпал. Точнее не мог уснуть. Ворочался из стороны в сторону и иногда тихо разговаривал сам с собой.
Может читатель спросит, кто наш герой? Он болен или голоден? – Ни то и не другое. Некруз – обычный сельский мальчик. И в этом году он перешел в пятый класс и учился он только отлично. Второе его хорошее качество – он любитель природы.
Теперь, если уважаемый читатель не будет торопиться и прочтет рассказ до конца, то узнаете причину бессонницы мальчика.
Мальчик не мог заснуть. Да и как он мог заснуть, когда птенцы куропатки в клетке непрестанно тюкали клювами и нервировали его. Мальчик высунул голову из-под одеяла. Постель нагрелась. Подумал про себя: может птенцам также жарко в клетке, а не то, почему они так трепыхаются ?. Мальчик не нашел ответа на свой вопрос. Но он знал, что все хорошо только в своем естественном виде. Например, то, что клетка никогда не станет домом для птенцов. Птенцы куропатки уже неделю находятся в клетке, но никак не привыкнут к новому образу жизни.
На прошлой недели Некруз и его старший брат Неккадам ходили пасти стадо. В тот день его брат Неккадам под скалой поймал этих птенцов. Неожиданно для Неккадама, Некруз увидев их, не обрадовался. Напротив, полушутя, полусерьезно сказал брату:
– Знаешь, что, брат? – Страницы Красной Книги с каждым годом становятся все больше.
– Ну и что, какое нам с тобой дело до того, что страниц твоя Красная Книга становится толще? – словно не понял намека брата, спросил Неккадам.
– Все дело в том, что если таких любителей природы, как вы, станет больше, то все животные войдут в список редких животных.
– Эй, ты учёный, куда приведет тебя твоя любовь к природе? Если ты не дурак, то знаешь, сколько выгоды мы извлечем из боев куропаток. Если птенцы еще и оперенные, это еще лучше. Разговор на этом закончился.
Мама, увидев недовольное выражение лица Некруза, поняла, что между братьями что-то произошло. Когда Неккадам положил птенцов между слоями ваты и шерсти, мама не вытерпев, сказала:
– Сынок, зачем нам эти бедняжки? Как ты мог разлучить их с мамой – а?
– Мама из них получатся отличные боевые куропатки, вот станут ручными, тогда сами увидите.
Мама ничего больше не сказала. Молча, принесла им на ужин плов и поставила перед ними. Утром Некруз проснулся от того, что брат тормошил его. – А ну, вставай Наврузджан, птенцы просят корм, а ты спишь как убитый. Некруз нехотя встал с постели. Странный человек брат. Сам оставил птенцов без гнезда, а их воспитание возложил на меня, – подумал про себя он.
После завтрак, связав подошву старой галоши к палке, он вместе со своими друзьями пошел ловить кузнечиков. Не было нужды ребятам натравливать кузнечиков своим «кыш, кыш!». В этом году их было так много, что они прыгали из-под ног ребят во все стороны. За полчаса бутылка Некруза была наполнена кузнечиками. Пять – шесть семейств муравьев также лишились крова. Ребята, наполнив свои мешочки муравьиными яйцами, радостно вернулись домой. По дороге Некруз укорял себя в душе, что из-за двух птенцов куропатки он оставил столько маленьких кузнечиков без матерей, а столько муравьев без деток. Природное равновесие нарушают только люди, – говорил им учитель Азизбеков на каждом своем уроке. Только люди. … Эти слова учителя опять вспомнились Некрузу и он только теперь осознал правильность слов учителя.
Прошли две недели. Некруз был похож на воспитателя в детском саду, который присматривает за детьми. Его делом теперь стало лишь ловля кузнечиков и поиск муравьиных яиц. Несомненно, все это не могло не оказывать негативное влияние на его успеваемость в школе. Как- то учитель Азизбеков задержал его после уроков и сказал:
– Некруз, вижу, что на уроки приходишь без должной подготовки. В чем же причина – а?
Вопрос учителя остался без ответа. Некруз для себя решил, что прекращает уход за птенцами.
– Освобожу их. Все.
Сегодня ночью. Некруз принял окончательное решение. Пусть они вернутся в свое ущелье, в свое гнездо. Мальчик представлял, как мама-куропатка будет рада, увидев своих птенцов.
Звезды, мерцая, одна за другой скрывались с глаз. Только звезда сбивающая караваны с пути наблюдала за поступками Некруза. Наступало утро. Некруз положил птенцов в подол рубашки и направился в сторону ущелья. Пройдя узкую тропинку, спустился в ущелье. Он положил птенцов на то место, откуда их поймал его брат Неккадам. В один миг птенцы спрятались под куст шиповника и скрылись с глаз. Некруз облегченно вздохнул.
Внизу, у подножья ущелье Некруз встретился с матерью.
– Ты испугал нас, сынок. Куда ты ушел в такую рань.
Некруз взял из рук матери кувшин наполненный водой и сказал:
– Освободил их. Пусть будут со своей матерью.
– Хорошо сделал, сынок. Богоугодное дело совершил. Со временем и твой брат тоже осознает свою ошибку. Давай пойдем. Наверное, проголодался?
Некруз в приподнятом настроение, вдохновленный словами матери, направился в сторону дома. Ему казалось, что в течение трех недель не птенцы куропатки, а его сердце находилось в клетке, и сегодня утром освободился оттуда.
Перевод с таджикского
Нуриниссо Ризвоншоевой


Рецензии