Монумент
Взгляд, направленный вниз по склону, перескочив через железную дорогу, и проскользнув над речною долиной, теряется в синеющем за нею обширном лесу, простирающемся далеко за горизонт.
Если посмотреть вверх по склону, взгляду предстоит изумрудная лужайка, обок которой мимо заросших деревьями дачных участков кверху взбирается дорога; над лужайкой распахнуто неяркое подмосковное небо, пронизанное ажурной паутиной конструкций стальной мачты высоковольтной линии.
Главная аллея, в какую сторону ни посмотри, - вправо ли, налево ли, - представляет картину зеленого коридора, ведущего, как кажется, к некой тайне, которая, если по нему последовать, оборачивается местами жительства давно знакомых людей.
Общий сбор поселкового вече имел своей целью открытие памятного знака, воздвигнутого в честь 80-летия основания поселка. Сюда пришли четыре поколения его обитателей (самых младших принесли на руках). Двух наиболее почитаемых женщин, лично присутствовавших при основании поселка, попросили открыть памятник. Справившись с охватившим их волнением, хранительницы духа здешних мест перерезали красную шелковую ленту. Под звуки фокстрота «Рио-Рита» белое покрывало упало; обнаружилось сооружение удивительной архитектуры; являясь отдаленной аллюзией на знаковую черту здешней местности – мачту высоковольтной линии, оно стилизовано отчасти в духе супрематизма Эль-Лисицкого 30-х годов, отчасти - в духе пластики современного художника Игоря Шелковского. Необычный эффект вызывает скамейка, поставленная рядом с памятником: она понижает градус величия, приглашая прохожего: присядь, отдохни.
После открытия памятника, разобравшись на группы, поселенцы направились к месту продолжения праздника; как и всякое сообщество, имеющее длительный опыт совместного существования, оно структурировано, и матрица линий раздела социума по Леви-Строссу не совпадает с геометрическим планом поселка; вся популяция пронизана густою сетью взаимных симпатий и антипатий, но в ней преобладают мощные поля влияния, создаваемые двумя звездами первой величины, в каталоге светил нашего небосклона поименованные, как AKu и SSh.
Популяция поселения собралась на участке АКu, но все иерархии по случаю торжества были отменены; пять муз, подготовивших праздник, им и повелевали. Вот их имена:
Эвтерпа – обладает огромной энергией, силой характера и даром убеждения, что ей отвело на торжествах центральную роль. Она наделена музыкальными способностями, и великолепно поет.
Эрато – внешне спокойна, рациональна и сдержанна, но под бесстрастной внешностью, судя по всему, бьется горячее сердце.
Клио – бойкая, озорная, подвижная, как ртуть.
Полигимния – тонкая, активная, с выражением большой доброты на глазастом скуластом лице.
Урания – самая молодая, но с большими задатками в самых важных свойствах, требующихся для муз.
Торжество продолжилось следующим образом: сначала все ознакомились со стендовой выставкой фотоматериалов по истории поселения с акцентом на поколении его основателей, взирающих на потомков апостольскими ликами.
Здесь же была организована небольшая пинакотека живописи и рисунков, созданных старшими поколениями; наибольшим интересом пользовались пейзажи здешних мест, какими они выглядели годы назад.
Затем началась главная часть торжества: демонстрация полнометражного художественно-документального фильма об истории поселка, в ходе которой музы кормили публику разными удивительными яствами и поили шампанским.
Фильм получился великолепным: он разбит на отдельные части по нескольким темам, и составлен из интервью, взятых Клио у старшего поколения поселенцев, что позволило осветить историю поселка с разных точек зрения, придав ей глубину и достоверность. А вставленные в промежутках великолепно подобранные исторические фотоматериалы, навевают настроение сладкой ностальгии, отчего на глазах наворачиваются слезы.
Финал же фильма просто потрясает: в нем показан черно-белый пейзаж, являющийся знаковым для места расположения поселения: лужайка, сбоку от которой мимо рощи уходит вверх асфальтированная дорога; над лужайкой распахнуто небо, в котором, как призрак ушедшего века, высится высоковольтная мачта; и тут же, фактически одновременно, на экране возникает иконостас из портретов основателей поселка.
Когда демонстрация фильма закончилась, то оказалось, что на местность пала темная ночь; уличные фонари выхватывали из тьмы лишь небольшие пятна зелени; было тепло, сухо и безветренно: природа демонстрировала благосклонность к жителям поселка, свершившим важный символический жест: написав историю поселения, они оформили его положение во Времени; воздвигнув Монумент, они зафиксировали положение его центра в Пространстве, а это - акт самоопределения.
Сентябрь 2018 г.
Свидетельство о публикации №218100601130