2. Зоя Софроньевна Никоро

НА СНИМКЕ: Зоя Софроньевна Никоро (1904–1984), канд. биол. Наук, зав. лабораторией ИЦиГ СО АН.


Вот, что написала сама Клара Петровна, когда я попросил её рассказать о событиях, которые были полвека назад:

«В эти годы близким другом моего мужа Володи Штерна был Юрий Никоро, родителями которого были биологи Зоя Софроньевна Никоро и Валентин Эмильевич Флёсс».

Я тоже знал обоих, но с В.А. Флёссом вместе работал в ОКП. Он был председателем комиссии ОКП по озеленению Академгородка.
О Зое Софроньевне, удивительном прекрасном человеке, сказано много добрых слов. Хотел бы привести все, но в рамках моей книги это невозможно [1]

Всё же не удержусь и приведу стишок член-корр. АН СССР Л.И. Корочкина, который в Академгородке жил на ул. Правды этажом ниже нашей семьи [2]:

Дорогая Зоя Софроньевна!

Хотя чинов у Вас и нет,
Незыблем Ваш авторитет.
И меркнут начисто пред вами
Иные важные чинами.

Клара Петровна продолжает:

«Зоя Софроньевна работала в Институте цитологии и генетики. Она была видным российским генетиком, очевидцем многих событий и перипетий в истории становления генетики в Советском Союзе. Была знакома, дружила, работала в разные годы с видными учёными, селекционерами, теми, кто «боролся» разными способами за то, чтобы генетика в Союзе выжила и была признана наукой. Сама прошла все круги ада, но выжила в годы лысенковщины и не сломалась.

Её рассказы, вспоминания на посиделках в её квартире на Морском проспекте были интересны для всех друзей этого дома, а я, тогда ещё студентка, практически ничего не знающая об истории генетики, была, конечно, очарована и заворожена и Зоей Софроньевной, и её рассказами. Она и «натолкнула», и благословила меня на тему будущего диплома.

Мой руководитель Николай Яковлевич Гущин, тогда ещё кандидат наук, занимался историей советского периода. Я предложила ему эту тему для курсовых и диплома в начале 2-го курса. Предложила, конечно, под влиянием разговоров, бесед, рассказов с З.С. Никоро. Он поддержал, дал согласие на руководство.

Начиная со 2-го курса, я начала погружаться в  историю генетики. НГУ тем и отличался от других ВУЗов, что студентов привлекали к исследовательскому процессу, буквально с начала учёбы.

Мой постоянный контакт с З.С. Никоро тоже способствовал этому.


Примечания:

1.Голубовский М.Д. Светозарность // В кн.: З.С. Никоро. Это моя неповторимая жизнь. Воспоминания генетика. –М.: Academia. 2005. С. 269-274/
2. Из статьи М.Д. Голубовского «Светозарность». На сайте «Природа», №3, 2005. http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/03_05/NIKORO.HTM

Продолжение следует:


Рецензии