Обсуждайте с ребенком самоубийства его ровесников

Когда ваш ребенок спрашивает: «Мама, а ты не сдашь меня в детский дом?», как вы думаете, что он хочет узнать? Сдадите ли вы его в детский дом или что-то другое? Догадались – отвечайте скорее. И чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность, что вам не придется услышать звук сыплющейся земли на крышку детского гроба.

Экспресс-воспитание за 20 минут

Исследования последних лет показывают, что сегодня родители общаются с детьми… 20 минут в день. Не верите? Давайте посчитаем вместе. Утром, когда будим ребенка в школу, мы успеваем перекинуться парой слов: «Иди завтракать», «Не забудь сменку», «Быстрее собирайся – опоздаешь!». Когда он возвращается из школы, мы выдаем следующий набор фраз: «Как дела в школе?», «За что получил тройку (двойку)?», «Иди ужинать», «Ты сделал уроки?», «Выключай компьютер – ты завтра не встанешь». Вот в принципе и все общение. Что мы успеваем за это время дать ребенку? Пустые вопросы, одергивания, имитация заботы. Подразумевается, что каждый из них продиктован нашей заботой о ребенке и любовью к нему. Но как ребенку, который изо дня в день получает взбучки то за двойку, то за разбитую вазу, то за не вынесенный мусор, догадаться, что его любят?

Бывает по-другому. В семье папа работает, а мама занимается домом. У ребенка есть все материальные блага: и дорогая одежда, и модные гаджеты, и крутой велосипед. И деньги на мелкие расходы в карманах не переводятся. Но при этом пропасть между чадом и его родными растет с каждым днем. Все свое свободное время он проводит за компьютером или вне дома. А когда приходит, то сразу запирается в своей комнате. Не пьет, не колется, ночует в своей постели – и слава богу, думают родители, хороший ребенок растет. А однажды он шагает с девятого этажа в пустоту…

- О суициде мы говорим, когда он уже произошел, - объясняет ассистент кафедры клинической психологии и психотерапии РязГМУ Любовь Таланова. - А на самом деле до него был период жизни, от рождения и до этого критического момента. И самоубийство - некий результат того, что было «до». Тазик набирался очень долго. И набирался из вещей разного порядка. Во-первых, особенности личности: наследственность, воспитание, степень восприимчивости и умение справляться с трудностями. Во-вторых, социум, в котором живет ребенок: какие у него жизненные обстоятельства. События же последних дней – конфликт ребенка с родителями, ссора с подружкой, двойка за контрольную – стали всего лишь неким спусковым крючком.

Спросите ребенка о том, что ему интересно

«Меня никто не любит» - вы помните эти слова? Вы слышали их, когда отказали ребенку в мороженом и когда не набрали в кошельке нужную сумму на новый конструктор, а еще дома, когда поленились встать с дивана и поиграть с ним в прятки.

Капризы, решали вы каждый раз. И никогда не пытались ему объяснить, почему так поступаете. Именно тогда, возможно, был упущен момент. Со временем ваше «незамечание» несущественных капризов, просьб и претензийя придумала ребенка перерастет в привычку. А его обида – в отчужденность.

- Вспомните свои ощущения, когда вы на кого-то сильно обижены. Вам хочется сжаться, вас трясет от бессилия, отсутствия возможности что-то изменить. Ребенок, который подходит к суициду, испытывает субъективную непереносимость ситуации. Его зрение суживается до туннельного, и он не видит других решений. Идя на самоубийство, он хочет не умереть, а уйти от той жизни, которая его окружает. Ребенок рассуждает так: «То, что происходит в моей жизни, хуже, чем сама жизнь. А значит, ее не нужно сохранять». Человек лет до 18 лет не очень хорошо осознает, что смерть - это обрыв, конечность существования. Он думает: «вот я сейчас это сделаю, все поймут, как мне плохо, и тогда все станет хорошо». Или совсем детское восприятие: «я буду лежать в гробу и посмотрю, как вы все будете надо мной плакать». Это не попытка уйти, а попытка позвать. Ребенок говорит: «Услышьте меня, у меня все плохо, помогите мне». Он пишет о своих намерениях на страничке в соцсетях, рассказывает друзьям. Есть такое понятие – демонстративный или шантажный суицид. В этом случае самоубийство совершается, чтобы кому-то доказать свою правоту или привлечь внимание. При этом ребенок рассчитывает все так, чтобы в последний момент кто-то вошел и спас его.

- Немногие родители могут показать ребенку, что они его любят, - говорит Любовь Евгеньевна. - Задача родителей – доносить до ребенка, что мы его любим. Чтобы он знал и чувствовал это. Да, нужно говорить, что раз ты себя плохо ведешь, я тебя накажу, но при этом он должен знать, что его любят. Ведь как родители проверяют домашнее задание у ребенка: одно неправильно написал – переделывай. А если бы мама сказала: посмотри, как ты хорошо все написал, только одно слово неправильно. Акцент по-другому расставляется. В некоторых семьях оценка становится культом. И дети настолько измучены и затравлены, что готовы уйти из жизни из-за тройки. Иногда дети говорят, приходишь домой, а родители сразу начинают приставать: что в школе. А ему неинтересно, что в школе, что в дневнике. У него есть какие-то внутренние переживания, о которых он хочет, чтобы его спросили.

- Посоветуйте, каким вопросом встречать ребенка из школы?

- Если вы можете спрашивать ребенка, не допрашивая, а интересуясь - любой вопрос подойдет. Про что вы спрашиваете, когда задаете вопрос: как дела в школе? Мы спрашиваем: что ты сегодня получил? как ты себя вел? или как ты прожил этот день? В нашем обществе очень сложно, у нас настолько доступна вся информация, что отследить родителю какую информацию он поглощает, родителям сложно. Поэтому важен тесный контакт родителей и детей.

Ребенок должен знать, что можно стучаться во все двери

- Чтобы избежать суицида в будущем, надо начинать воздействовать на первоначальном этапе, - объясняет Любовь Евгеньевна. - Например, на беременную женщину, или работать со вступающими в брак, и уже на этом этапе закладывать основы здоровой семьи, здорового отношения к ребенку. Маленькому ребенку психологи тоже могут много чего дать. Но ведь не идут же родители. А если обращаются с проблемами на уровне начальной школы, то это всегда проблемы с обучением. А наша тема – это взаимоотношения с миром, с близкими и не очень близкими людьми. Мы можем научить человека, как выживать с огромным количеством негативной информации, переваривать то, что происходит на улице, в интернете.


Впрочем, по словам специалистов, родители могут и сами справиться с этой задачей. Начиная с раннего детства обучайте ребенка чувствовать реальность, опираться на нее. Да, вы можете выключить компьютер в раннем возрасте ребенка. Но через несколько лет он включит его и ужаснется тому, что увидит. Мудрее было бы научить ребенка находить в интернете что-то полезное и интересное. И объяснить, какая информация предназначена для того чтобы от жизни увести, а не привести к ней. Научите его, как правильно выходить из сложных ситуаций. Рассказывайте о трудных жизненных историях, давайте читать художественную литературу, где они описаны. Пусть знает, что если плохо – можно стучаться во все двери. Где-нибудь да помогут.

- Нельзя замалчивать и то, что происходит рядом, - уверена Любовь Евгеньевна. - Часто бывает, что руководство школы, где произошел суицид, пытается все замолчать. Но дети, которых это как-то касается, должны обо все знать. Это нужно, чтобы они сочувствовали тому, с кем это произошло. Это повод поговорить о том, как много бед происходит в жизни, и мы не знаем, куда постучаться со своей болью. И иной раз, когда человек не знает, как быть с этим, он вообще из жизни уходит. А если бы мы знали, если бы они пришли к нам за помощью, разве бы мы им не открыли двери? И, как правило, дети говорят: да, я бы помог. И другие дети это слышат, что можно прийти к кому-то за помощью. Профилактика – великая вещь, но, к сожалению, профилактике у нас уделяют очень мало внимания.

Вы готовы принять изменившегося ребенка?

Еще несколько лет назад в Рязани работала такая профилактическая программа. Она была направлена на адаптацию детей к школе и миру. Благодаря эффективной работе психологов психоневрологического диспансера в начальных классах, у детей стала уходить тревожность, агрессивность, страхи. Но, как с горечью отмечают сами врачи, профилактика у нас не в почете. Программу свернули из-за недостатка финансирования. А результаты исследований оказались никому не нужны. К счастью, в самом диспансере специалисты – семейный и детский психолог - остались. Работают многие из них по совместительству, то есть неполный день, но зато принимают бесплатно. Но готовы ли родители, не говоря уже о детях, добровольно прийти в диспансер и сидеть в общей очереди, рискуя попасться на глаза знакомым?

Есть психологи и в школах. Но особенно рассчитывать на то, что они вытащат из души ребенка нарастающее чувство страха и одиночества, не стоит.

- Во-первых, одной ставки психолога на целую школу очень мало, - призналась мне в беседе психолог одной из рязанских школ. - Во-вторых, образование требует от нас, прежде всего, тестирования, то есть того, что необходимо для процесса обучения. А работать еще и по терапевтической направленности один человек просто физически не может: консультативная работа тонкая, индивидуальная, требует много времени и сил.

Из бесплатных источников помощи есть еще телефон доверия. И он действительно работает. Но, позвонив туда, человек получает поддержку единовременно. А жизнь вокруг него остается такой же.

- Телефон доверия должен быть такой точкой, откуда человека можно направить, например, в кризисный центр. Чтобы там с помощью специалистов он начал постепенно менять свое отношение к жизни, - говорит Любовь Евгеньевна.

В начале 2000-х в Рязани велись разговоры о строительстве кризисного центра. Но что-то не сложилось. То ли денег, как всегда, не хватило, то ли статистика суицидов в регионе поползла вниз…

- Любовь Евгеньевна, прямой вопрос: куда родителям вести ребенка, если у него проблемы?

- Если у ребенка проблемы, родителям надо искать психолога, прежде всего, для себя. Нет денег – идти в диспансер. Есть – к частному психологу.

Конечно, мы научим ребенка правильно общаться, выражать свои чувства. Но вот представьте, приходит домой семилетний ребенок и говорит папе: «я на тебя злюсь». Что в ответ делает папа? Берет ремень в руки. А значит все, чему ребенка научили, будет на корню зарублено. Сначала родители просят психолога научить ребенка дружить, а потом недовольны, когда появившиеся друзья приходят в дом и портят ковры. Поэтому сначала родителям нужно самим понять, чего они хотят от ребенка и готовы ли будут принять изменения в его характере и жизни.

«Есть такие люди, которым очень трудно жить на земле»

Мы, взрослые, так много рассуждаем о причинах детского суицида. Сами задаем вопросы и сами же на них отвечаем, по привычке задвигая мнение ребят на второй, а то и третий план. А если допустить – ну хотя бы на минуточку, - что они знают об этом чуть больше нашего? Я провела в соцсетях небольшой опрос рязанских старшеклассников. Вопрос задала только один: «Почему ваши сверстники сводят счеты с жизнью?»

Наташа, 14 лет:

- Может быть, безысходность…

Кристина, 15 лет:

- Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация…

Оля, 15 лет:

- Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством, а кто-то… например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они стремятся куда-то…

Лена, 16 лет:

- Подросток просто не знает, что он хочет от этой жизни, и он думает, что он не нужен в этой жизни, и поэтому он кончает жизнь самоубийством.

Дима, 15 лет:

- Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам…

Потом, уже в завязавшейся беседе, многие из ребят признались, что в минуты отчаяния и у них возникали мысли о самоубийстве. А потом кто-то вспомнил о младшей сестренке и пожалел ее, кто-то не захотел бросить любимую собаку… А одного парня остановила от самоубийства предстоящая аттестационная контрольная по физике. Он матери пообещал, что непременно получит пятерку, и побоялся ее расстроить.

Наши дети на самом деле совсем не хотят умирать. И этот последний шаг они делают только потому, что когда-то так и не услышали ответ на главный вопрос: «Мама, а ты не сдашь меня в детский дом?» Любите своих детей! Любите их, несмотря на занятость и дурному настроению, любите в самые трудные и мрачные моменты. И эта любовь не только сделает вас счастливее, но и, может быть, спасет им жизнь.

СТРАШНАЯ СТАТИСТИКА

Исследования врачей показывают, что девочки думают о самоубийстве и пытаются его совершить в два раза чаще, чем мальчики. Повышенная природная эмоциональность заставляет их принимать недопустимые дозы снотворных или наркотиков и резать вены. Но при этом мальчики умирают вследствие суицида в 4 раза чаще девочек! Холодный ум заставляет их выбирать более надежные способы самоубийства, например огнестрельное оружие, повешение и прыжки с высоких объектов.


Рецензии