Есть такая профессия - Учитель

 
 
   Семья наша была многодетной, и родителям учить всех нас в школе было тяжело. Работал один отец, а мать управлялась по дому, ведя большое семейное хозяйство. В то время нас было уже девять детей, самому младшему брату всего два года. Я заканчивал восьмой класс, и  родители предложили мне продолжить учебу уже в  городе Пенза. Тем более старший брат Виктор тоже поступал в институт.

    После сдачи выпускных экзаменов я пошел за аттестатом в школу, но мне не отдали его. Пришлось вмешаться маме, учителя всячески отговаривали а моя «любимая» учительница вообще заявила, что я провалюсь на экзаменах. Но все этого не случилось.

***
    Весной  к нам в школу приезжали «купцы» (представители учебных заведений г. Пенза) и рассказывали про свои техникумы и институты. Разве мог я представить, что уже через три месяца я  буду дерзать новые вершины учебы в г. Пенза. По настоянию отца и мамы я поступил в 1969 году в железнодорожный техникум.

      В приемной комиссии председателем была Елена Захаровна Свиридова (зав.отделением техникума), она была очень щепитильной  и со всеми абитуриентами беседовала лично. Поступали в техникум в основном выпускники из районов и их сопровождали родители (нам было по 14-15 лет). Мама как-то смогла расположить к себе председателя комиссии, и в разговорах выяснилось, что Свиридова Е.З. была преподавателем   в сороковых годах  XX столетия в Н.Ломовском педучилище. Она обучала  мою учительницу по литературе Аляеву Надежду Александровну (которая , в начале своей карьеры, учила в школе мою маму) и некоторое время преподавала уроки и моей маме в педучилище (как я и раньше писал, что дед пробовал учить на учительницу нашу маму). И вот земля круглая свела судьбы людей вместе.  Позволила продолжить связь поколений через своих детей.  По совету Свиридовой Е.З. прошел 2-х недельные подготовительные курсы при техникуме и легко сдал экзамены.

   Несмотря на внешний вид суровости Елена Захаровна была очень вдумчивым, высокообразованным человеком и умеющая благодаря большому педагогическому опыту подобрать ключи к каждому студенту. У нее была красиво поставленная разговорная речь. Она обожала поэзию и всегда нам говорила, что стихи нужно читать с толком, чувством, расстановкой и кто не любит поэзию, у того нет души.

   Во время сдачи экзаменов весенней сессии в космосе случилась трагедия. После успешного космического полета на корабле «Союз-11» космонавты Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев погибли в спускаемом аппарате 30.VI.1971 года, им нехватило 8 секунд, чтобы спастись. На гибель космонавтов откликнулась вся страна, поэт Евгений Евтушенко написал стихи-реквием: 
    « Над Камчаткой и Арбатом,
      Над Ангарской быстриной
      Скорбный выдох-
               
      Погибли ребята.
      Словно реквием над страной…»

 В этот день у нас была консультация по литературе и преподаватель Е. З. Свиридова предложила нам,студентам, при сдаче экзамена читать стихи поэта. Экзамен я сдал на «отлично», тем более любовь к литературе у меня была со школьных лет. Я зачитывался в буквальном смысле историческими,  и  с военной тематикой книгами. Не в последнюю очередь этому и способствовали и мои любимые учителя литературы.


Рецензии
Евгений, поклон таким учителям! Я пошла в школу в Забайкалье, повезло с учителем, переписывались потом более 20 лет. Вам тоже встретились на пути настоящие педагоги, любящие свой предмет и учеников. Очерк настоящий, с душой.

Виктория Романюк   28.04.2023 20:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.