Путь согласно Гераклу Карлос Авелин
ученичество в Древнем Риме
«Входите тесными вратами, потому что широки; врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны; врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
(Новый Завет, Мф. 7: 13-14.)
Аксиома Нового Завета об избрании одного из двух путей, один из которых приятный, но ложный, а другой - узкий и трудный, но истинный, является гораздо более древним учением, чем сравнительно недавняя христианская религия.
Это учение содержится в древних пифагорейских текстах, где оно называется «Письмо Y Пифагора». Нужно учитывать, что для древних философов «добродетель» имела такое же значение, как «долг» и «мужество». Пифагорейская традиция гласит:
«Пифагорейское письмо пути
Лишь два давало, чтоб по ним идти.
Путь верный, тот, что к Доблести ведёт, –
Крутой, в конце ж идущий мир найдёт;
Другой же путь широк, с его ж высот
Идущий по тому пути падёт.
Кто к доблести через дела идёт,
Чрез скорби тот здесь славу обретёт,
Кто ж ищет наслаждений и бежит
От дел, тот честью здесь не дорожит». [1]
Ксенофонт (430 г. до н.э. - после 355 г. до н.э.) писал о том же учении в своих «Воспоминаниях» («Воспоминания о Сократе», книга II, глава I), где он повествует о выборе пути в эпизоде из жизни Геракла или Геркулеса.
Позже Марк Туллий Цицерон, который также жил до христианской эры, упомянул текст Ксенофонта в одном из своих великих произведений.
В следующих строках нам следует понимать выражение «удачливость», как «хорошая карма».
Цицерон пишет:
«...Как гово¬рит¬ся у Ксе¬но¬фон¬та, при¬во¬дя¬ще¬го рас¬сказ Про¬ди¬ка, Гер¬ку¬лес в юно¬сти (а этот воз¬раст пред¬на¬зна¬чен при¬ро¬дой для избра¬ния жиз¬нен¬но¬го пути, на кото¬рый чело¬век всту¬пит) уда¬лил¬ся в пустын¬ную мест¬ность и, сидя там и видя перед собой две доро¬ги, одну — Наслаж¬де¬ния, дру¬гую — Доб¬ле¬сти, дол¬го разду¬мы¬вал, по кото¬рой из них ему было бы луч¬ше пой-ти; с Гер¬ку¬ле¬сом, про¬ис¬шед¬шим из семе¬ни Юпи¬те¬ра, это, пожа¬луй, слу-чить¬ся мог¬ло, но не с нами, под¬ра¬жаю¬щи¬ми тем людям, кото¬рым каж¬дый из нас решил под¬ра¬жать, и руко¬вод¬ст¬ву¬ю¬щи¬ми¬ся их склон¬но¬стя¬ми и реше-ни¬я¬ми. Но в боль¬шин¬стве слу¬ча¬ев мы, усво¬ив себе настав¬ле¬ния роди¬те¬лей, реша¬ем сле¬до¬вать их обык¬но¬ве¬нию и обра¬зу жиз¬ни; дру¬гие счи¬та¬ют¬ся с суж¬де¬ни¬ем тол¬пы и изби¬ра¬ют, глав¬ным обра¬зом, то, что кажет¬ся самым пре¬крас¬ным боль¬шин¬ству людей; неко¬то¬рые, одна¬ко, — бла¬го¬да¬ря ли удач¬ли¬во¬сти или хоро¬шим при¬род¬ным каче¬ствам — и без роди¬тель¬ско¬го вос¬пи¬та¬ния пошли по пра¬виль¬но¬му пути в жиз¬ни. Но крайне ред¬ко встре-ча¬ют¬ся люди, кото¬рые, обла¬дая выдаю¬щим¬ся и вели¬ким даро¬ва¬ни¬ем, или пре¬вос¬ход¬ным обра¬зо¬ва¬ни¬ем, или и тем и дру¬гим, рас¬по¬ла¬га¬ли бы так¬же и вре¬ме¬нем для раз¬мыш¬ле¬ния о том, какой имен¬но путь в жиз¬ни им избрать; раз¬мыш¬ляя об этом, каж¬дый дол¬жен при¬нять реше¬ние все¬це¬ло в соот¬вет¬ст-вии со сво¬и¬ми склон¬но¬стя¬ми. Ибо если мы, при всех сво¬их дей¬ст¬ви¬ях, как уже было ска¬за¬но выше, ста¬ра¬ем¬ся узнать, что; имен¬но подо¬ба¬ет нам в соот¬вет¬ст¬вии с наши¬ми при¬рож¬ден¬ны¬ми склон¬но¬стя¬ми, то при избра¬нии все¬го жиз¬нен¬но¬го пути мы долж¬ны при¬ла¬гать гораздо бо;льшую заботу к тому, чтобы в тече¬ние всей сво¬ей жиз¬ни оста¬вать¬ся вер¬ны¬ми себе и, испол-няя любую обя¬зан¬ность, не совер¬шить оплош¬но¬сти». [2]
Мифы о подвигах Геракла и всей его жизни на самом деле являются символами истинного ученичества, и Елена Блаватская писала:
«Каждый истинный Адепт должен был пройти и до сих пор должен проходить через семь или двенадцать испытаний посвящения, символизируемых двенадцатью подвигами Геракла ...» [3]
В Книге III «Об обязанностях» Цицерон упоминает путь, фактически избранный греческим героем. Цицерон говорит о «совете богов», который современные теософы, вероятно, назвали бы «братством адептов и нирманакаев». Он пишет о необходимости следовать примеру Геракла:
«Рав¬ным обра¬зом, ради спа¬се¬ния всех наро¬дов или ради помо¬щи им брать на себя — если это воз¬мож¬но — вели¬чай¬шие труды и тяготы, под¬ра-жая Гер¬ку¬ле¬су, кото¬ро¬го люд¬ская мол¬ва, пом¬ня о его бла¬го¬де¬я¬ни¬ях, при-об¬щи¬ла к сон¬му небо¬жи¬те¬лей, более сооб¬раз¬но с при¬ро¬дой, чем жить в уеди¬не¬нии не толь¬ко без каких бы то ни было тягот, но и сре¬ди вели¬чай-ших наслаж¬де¬ний, сре¬ди пол¬но¬го изоби¬лия во всем, отли¬ча¬ясь так¬же и исклю¬чи¬тель¬ной кра¬сотой и силой. Поэто¬му все люди само¬го высо¬ко¬го и само¬го бле¬стя¬ще¬го ума ста¬вят образ жиз¬ни, опи¬сан¬ный нами пер¬вым, намно¬го выше обра¬за жиз¬ни, опи¬сан¬но¬го нами вто¬рым. Из это¬го сле¬ду¬ет, что чело¬век, послуш¬ный веле¬нию при¬ро¬ды, нане¬сти вред дру¬го¬му чело¬ве-ку не может». [4]
Выбор между хорошим, ложным путем и сложным истинным путем является индивидуальным и коллективным.
Если найдётся некое количество людей, выбравших трудный истинный путь, - те, кого Елена Блаватская называла «Немногими» и которым она посвятила свою книгу «Голос Безмолвия», - тогда появится теософское движение, которое сможет энергично бросить вызов организованному невежеству. В противном случае движение прилепится к уютным небольшим возможностям взаимного комфорта с чаем и печеньем.
Каждому нужно «взять свой крест» (свою карму) и следовать по Пути, чтобы быть способным понять, что эзотерическое движение - в его коллективном аспекте - не должно давать людям только приятные и поверхностные возможности.
Оно, прежде всего, предлагает людям испытательные возможности для сжигания собственного невежества, чтобы истинный путь освещался этим огнем, и чтобы другие могут извлечь пользу от его тепла.
ССЫЛКИ:
[1] «Пифагорейский справочник и библиотека», составленный и переведенный Кеннетом Сильваном Гатри, Phanes Press, 1987, Мичиган, США, 362 стр., см. стр. 158.
[2] Марк Туллий Цицерон, «De Officiis – Об обязанностях», Классическая библиотека Леба, Гарвард, Книга I, стр. 121-123 [118, перевод В. О. Горенштейна].
[3] «Собрание сочинений», Е.П. Блаватская, ТPH, том XIV, стр. 140.
[4] «De Officiis – Об обязанностях», Цицерон, Леб, Книга III, стр. 291-293. [25, перевод В. О. Горенштейна]
Свидетельство о публикации №218100600770