Творческая деятельность голландской группы Focus в

        В феврале 1976 года коллектив покидает его неизменный гитарист Ян Аккерман, по причине упрощения звучания группы. Музыкант продолжит заниматься сольной карьерой, в которой он будет сотрудничать с такими музыкантами как, Фил Коллинз, Джек Брюс, B.B. King, Пако де Люсия, Стинг. Здесь стоит упомянуть о проекте Аккермана с самим ван Леером, который будет представлять собой пластинку 1985 года в жанре электронной музыки. Таким образом, клавишник, Тийс ван Леер остаётся единственным неизменным участником ансамбля. Музыкант принимает решение собрать новый состав, и приступает к поиску другого гитариста и ударника, место же бас-гитариста остаётся закреплённым за лидером группы «Earth and Fire» Бертом Рюйтером. Помимо поиска новых участников коллектива, Тийс принимает решение выпустить ещё один студийный альбом группы,  который будет включать в себя студийный материал коллектива, записанный им, в интервале с 1970 по середину 1975 года, но отбракованный музыкантами и в итоге не попавший, ни на один из предыдущих альбомов группы. Сборник неоконченных вещей «Focus» вышел в середине 1976 года под названием «Ship of Memories». В записи принимали участие все музыканты группы, начиная с базового состава 1970 года, в который входили бас-гитарист Мартин Дрезден и ударник Ханс Клеувер.
        Открывает альбом, записанная в мае 1973 года композиция «P's March», с коронным звучанием коллектива и фирменным соло Аккермана на гитаре.
        Продолжает течение альбома тягучий дым с мрачным настроением -  «Can't Believe My Eyes». Нехарактерная для творчества группы вещь.
        Записанная в 1975 году композиция «Glider» представляет собой вхождение коллектива на диско-фанковую территорию. Интересно, что мелодия являет собой обыгранную в другом ключе композицию «Mother Focus» с одноимённого альбома группы. Интересная аранжировка, гитарная работа Аккермана на высоте, также отметим, что впервые на треке группы была использована драм-машина, которой управлял ван Леер.
       Самая ранняя по хронологии записи композиция на этом альбоме «Spoke the Lord Creator», записанная в январе 1970 года, по сути, представляет собой то направление, в котором будет далее двигаться группа.
     Закрывает альбом захватывающее соло на ударных от ван дер Линдена – «Ship of Memories».
      После выпуска этого сборника, который прошёл незамеченным и критиками и публикой, Тийс, продолжает заниматься набором музыкантов для ведения творческой деятельности группы. В середине 1976 года его внимание привлекает известный джазовый гитарист из Бельгии Филипп Кэтрин, и он приглашает его присоединиться к группе. Работавший одно время гитаристом в струнном джазовом квартете французского скрипача Стефана Граппелли, Филипп принимает приглашение и в сентябре 1976 года становится членом коллектива. Однако остаётся вакантной позиция ударника, и лишь к середине 1977 года её удаётся решить приглашением американского барабанщика Стивена Смита. В это же время, по рекомендации самого Смита, ван Леер приглашает в группу американского вокалиста Джеймса Маркуса Смита, больше известного под псевдонимом Пи Джей Проби. Также вторым гитаристом в группу приходит голландец Эльф Алберс. Таким образом, музыканты, в составе интернационального секстета, представленного голландцами Тийсом ван Леером (клавишные), Бертом Рюйтером (бас-гитара) и Эльфом Алберсом (гитара), американцами Пи Джей Проби (вокал) и Стивом Смитом (ударные) и бельгийцем Филиппом Кэтрином (гитара) в декабре 1977 года объединяются в студии для записи альбома «Focus Con Proby», вышедшего в феврале 1978 года. Альбом получился более блюзовым, относительно предыдущих пластинок и мягким по звучанию. На нём можно отметить такие вещи как «Brother» Впоследствии ставшую неизменным атрибутом концертного репертуара ансамбля, проникновенную «Eddy» с замечательным вокалом Проби, а также композицию авторства Кэтрина на альбоме под названием  «Sneezing Bull», с тяжёлым и тягучим соло бельгийского музыканта.
         После выхода альбома в феврале 1978 года, он прошёл незамеченным и критикой и поклонниками группы. Бывший ударник группы, а к концу 70-х ставший личным менеджером Тийса ван Леера Ханс Клеувер охарактеризовал альбом «просто позором». Никакого тура в поддержку альбома проведено не было, и после телевизионного шоу на местном телевидении в августе 1978 года Тийс ван Леер принимает решение заморозить творчество группы и заняться сольной карьерой. Перерыв деятельности группы будет продолжительностью в 24 года, вплоть до 2002 года.



                Владимир Курбалиев


Рецензии