Жил Христофор... продолжение

Начало:
http://www.proza.ru/2018/08/28/994

Глава седьмая


I


Все десять лет вдали от близих
В Душете прожил мой отец,
Но день настал:режим прописки
Власть отменила наконец.
Вождя усатого не стало.
Хрущёва оттепель настала.
Зачёркнут подлый приговор.
Невинным признан Христофор.
Он разменял шестой десяток
И перебрался к нам а Тифлис.
Огде тот щедрый Дионис,
Что принесёт семье достаток?
Живёт в Элладе этот грек.
Ему мы чужды,как на грех.


II


Два года с нами жило счастье.
Его встречали мы с зарёй.
И даже хмурое ненастье
Теперь казалось лишь игрой.
Уже безжалостной разлуки
До нас не доставали руки.
Жила в согласии семья.
Трудились мать,отец и я.
Наш Христофор пошёл на службу
Бухгалтером в Центросоюз.
И с красками-не побоюсь
Здесь утверждать,-завёл он дружбу.
Картины маслом стал творить
И с удовольствием дарить.


III


Когда-то в юности серьёзно
Увлёкся живописью он.
И лессировкой и пастозно
Писал этюды.Одарен
Был мальчик точным глазомером,
А также тонким чувством меры.
Легко владел карандашом
И знал все краски хорошо.
Портрет царя пером и тушью
На выставке реальных школ
Вторым по конкурсу прошёл
И признан был одним из лучших.
Вот почему он стал опять
Картины с радостью писать.


IV


Артём старинный друг, однажды
Сам Христофора разыскал.
Он репрессирован был дважды
И где найти его не знал.
В Телави жил он после ссылки.
Без сардонической ухмылки
Не мог подумать ни о чём.
Но очень добрым был при том.
Его жена была армянской.
Тикин Сатик.Он перед ней
Высокий_статный был скромней.
Она казалась мне дворянкой.
У них в гостях я с мамой был
Чай с пахлавой армянской пил.


V


Сестра моя в Армянском театре
Тогда бухгалтером была.
Она почти на все спектакли
Нам приглашение брала.
И мы туда ходили вместе.
Смотрели пьесы "Из-за чести",
" Отелло,""Горе от ума".
Мне полюбилась "Ханума".
Мы видели,как Дездемону
" Душил"великий Папазян
И как Электру Бероян
Играла,знатную матрону.
Мои родители!В те дни
Светились радостью они.


VI


Однажды к нам пришёл душетский
Сапожник,весельчак Аты.
Мы с ним в бильярд играли детский
Азартно,но без суеты.
Он пять шаров давал мне фору,
Подмигивая Христофору:
Мол,попотеет пусть юнец.
-Держись!подбадривал отец.
Аты был армянин рожденьнм_
Но языка, увыне знал.
Однако предков почитал
Гордясь своим происхожденьем.
Он для меня ботинки сшил
И вот привёз и подарил.


VII


Отец знал много монологов
Из русских и армянских драм.
Произносил их чётким слогом
И всё понятно было нам.
Бывало,становился в позу,
Изображая так угрозу,
Зрачками яростно вращал
И громогласно восклицал:
-Скажи мне правду,о мадонна:
Вот я,Отелло, пред тобой,
Супруг,поверженный судьбой.
Молилась на ночь,Дездемона?
Вживался в образ Христофор,
Как состоявшийся актёр.


VIII


Тбилиси.В Абанотубани
Идём купаться мы с отцом.
Шарообразный купол бани
Чуть возвышается холмом.
В неделю раз мы с полной верой,
Что хвори лечат ванны с серой,
Там мылись серною водой
И шли довольные домой.
Речушка горная впадает
В Куру в районе серных бань.
Но,нарушая эту грань,
Она нещадно разбухает
Во время ливневых дождей.
Раздолье требуется ей.


IX


Так вот.Вечерний час был близок,
Как разразилась вдруг гроза.
Столпились тучи над Тифлисом
Спустили ливню тормоза.
А мама днём пошла купаться.
Мы не могли её дождаться.
А кто-то слухи распустил,
Что ливень бани затопил.
И мы с отцом помчались к Нигн_
Надеясь маму там застать.
А если нет?То где искать?
Тот миг мне помнится поныне:
За чаепитием вдвоём
Они сидели за столом.


X


А бани вправду затопило.
В тот день без жертв не обошлось.
Откачивали тоннны ила,
Разрушить кое-что пришлось.
Коллектор новый стали строить,
Чтоб речке выход обустроить
Просторный к матери-реке,
Струящейся невдалеке.
К соседке нашей,тёте Зине
Пришло несчастье с той грозой.
Дочь утонула в роковой
Тот час в бушующей стремнине.
И очень долго наш район
Был этим горем удручён.


XI


А я работал и учился.
Уж третий курс был позади.
Примерно знал,к чему стремился
И что там брезжит впереди.
На лето получал бессплатный
Билет куда-нибудь плацкартный
И ехал к морю загорать.
Какая это благодать!
В Москве гулял дофестивальной.
Потом и Питер посетил.
У брата в Харькове гостил-
Гулял с красоткой тривиальной.
Из Сочи радио привёз
И впечатлений целый воз.


XII


Но отчего в семье тревожно?
Смотрю:на маме нет лица.
И я пытаюсь осторожно
Спросить об этом у отца.
Он хмурится,едва не плачет.
Случилось что-то,не иначе.
И говорит:-Беда,сынок.
Опять преследует нас рок.
Мы обнаружили случайно
У мамы опухоль вгруди.
Ни слова ей.Молчи и жди.
А я молиться буду тайно.
Должны болезни дать отпор!
Закончил бедный Христофор.


XIII


Я провожал их на вокзале
Держалась мама молодцом.
Мы с папой нежно целовали
Её красивое лицо.
-Ты не скучай,прошу.Недолго
Мы в Ереване будем.Только
Обследуемся и домой
Вернёмся сразу_мой родной.
Она как-будто бы взмолилась,
С надеждой глядя мне в глаза
И по щеке её слеза
Вдруг одинокая скатилась.
И я в вагон их посадил,
А сам по улицам бродил.


Глава восьмая


I


В ту ночь уснуть не удавалось.
Тоска давила всё сильней
И бесконечно вспоминалось
Мне детство с мамочкой моей.
В войну пришлось нам перебраться
В Армению и оставаться
У деда с бабушкой,пока
Страна не разобьёт врага.
Я вскоре стал учиться в школе,
А мама начала служить
И разрешала приходить
К ней на работу.Поневоле
Самостоятельным я стал
И всем по дому помогал.


II


Я вспомнил,как ходил в больницу,
Когда плеврит её свалил.
-Серьёзно надо вам лечиться,-
Палатный врач ей говорил.
И где-то бабушка достала
Какао,мёд,свиное сало,
Чтоб шоколад из них сварить
И этим мамочку кормить.
Каким я был в тот день счастливым_
Когда она пришла домой!
То прыгал,бегал сам не свой,
То становился говорливым.
А дедушка на нас смотрел
И добрый взгляд его теплел.


III


Однажды с мамой мы смотрели
Фильм "Девушка моей мечты".
Как танцевали там и пели!
Как много было красоты!
И молодая героиня
Купалась в бочке как богиня,
Сверкая телом_напоказ.
Такое было в первый раз.
Но я нисколько не смутился,
Марику Реке увидя.Нет.
Уже мне было десять лет
И я как раз в неё влюбился.
Влюбляйтесь_люди! Это дар,
Когда в груди пылает жар.


IV


По возвращении в Тбилиси
Нам приходилось нелегко.
Одна крестьянка из Шиндиси
В кредит давала молоко.
Наш рацион тогда был скудным,
Существование же трудным.
И лишь ломбард нас выручал,
Но он же и порабощал.
Мы брали парашюты на дом.
Их требовалось распороть.
И я не мог перебороть
Отчаянье,бросая взгляды
На крови ржавые следы
Постигшей лётчика беды.


V


Но вот нашла работу мама
И стало как-то легче жить.
Она пошла управделами
В артели тюлевой служить.
Станки жаккардные трещали
И тюль для занавесей ткали.
Доходы же цеховикам
Распределял директор сам.
Вдруг он в моём воображенье
Предстал,кивая головой
Мне,импозантный,деловой.
Еврейский бизнесмен с рожденья.
Он нашу маму уважал
И за труды вознаграждал.


VI


Я с мамой по пути встречался.
Она домой со службы шла.
Я в свой ТбИИЖТ вечерний мчался.
Сумбурной жизнь моя была.
Я маму целовал стыдливо
И удалялся торопливо,
Глотая мамин творожок
Или горячий пирожок.
...Шесть раз часы пробили.Утро.
В ту ночь я так и не уснул.
Меня в действительность вернул
Вдруг петушиный зов как-будто.
О чём горластый верещал?
Какое горе предвещало?


VII


Я в Ереван уехал вскоре,
Тоски не выдержав своей
И маму там увидел хворой
И очень плохо было ей.
От лишней дозы облученья
Она лежала без движения
У Лигии,,своей сёстры.
Судьбы безжалостны костры.
Однажды доктора сказали:
"Везите бедную домой.
Надежды нету никакой.
Ресурсы жизни отказали."
Что было делать?Наконец
Повёз назад её отец.


VIII


И вдруг мы с ним осиротели.
Не стало мамочки родной.
Умчали зимние метели
Её дорогой роковой.
Ах,время лечит все кручины.
Мне вскоре после годовщины
Сказал серьёзно Христофор:
-Есть очень важный разговор.
Женись,совет мой_на Иветте.
Лицом,фигуркой хороша.
Скромна.Добрейшая душа.
Чего желать ещё на свете?
Я был романтиком всегда.
Без колебаний молвил:-Да!


IX


Мы поженились в Ереване.
Восьмого марта,в Женский день.
Я вижу всё,как на экране.
В твоих руках цвета сирень!
Хотя мы встретились спонтанно
Произошло то не случайно.
Я с детства знал твоё,мой друг,
Прикосновение нежных рук.
"Армения" была тем местом,
Где мы отметили наш брак,
А ночью сделали всё так,
Как полагается невестам.
То были три счастливых дня
И для тебя и для меня!


X


Землетрясение случилось,
Когда родился сын в ту ночь.
Скорее! Что там приключилось?
Спешите мальчику помочь!
В утробе маминой спокойно
И он ведёт себя достойно,
Но выходить ребёнку срок!
Готовьте детский уголок!
Он в животе легонько бьётся:
"Такси берите побыстрей
И не толпитесь у дверей!"
А сам на свет явиться рвётся.
И ровно в шесть часов утра
Орёт:-Родился я,ура!


XI


Был на седьмом от счстья небе
Наш дед,когда его обнял.
Давно так радостен он не был
Всё внука в щёчки целовал.
И Христофор преобразился.
В нём стимул жизни возродился.
Добился вскоре от властей
Квартиры для своих детей,
Имея нас в виду конечно.
Мы в новом доме стали жить.
Он не замедлил приходить
И со снохой дружил сердечно.
Всегда в хозяйстве помогал,
А также внука развлекал.


XII


Виктор Гюго его кумиром
Был с ранних юношеских лет
И он учился ладить с миром
И отдавать душевный свет.
Все обращались с просьбой к папе.
Он с внуком брата был в Анапе.
Он никого не забывал,
Ко всем внимание проявлял.
Но больше всех теперь на свете
Любил Карена Христофор.
"В его глазах такой задор!"
Сказал с восторгом он Иветте.





 


Рецензии