Литература Германии 17 в. Гриммельсгаузен, К. Рейт

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Гриммельсгаузен

Ганс Якоб Кристофель Гриммельсгаузен (1621-1676) писатель, в произведениях которого смех саркастичен; он отрицал цивилизацию, которая устроена на ненависти, корысти, разврате, уповал на мечту.
Писатель рано потерял отца и воспитывался в семье деда – пекаря и винодела. В молодые годы он служил в качестве писаря. Позже он работал управляющим в одном из поместий. Затем ему удалось открыть трактир «У серебряной звезды» в Гайсбахе. Умер он в городе Ренхене.
Историки отмечают, что современники знали писателя, как веселого балагура и неутомимого рассказчика. Свой первый роман он написал в 1668 году, который назывался – «Затейливый Симплициссимус» под пространным заглавием, которое включало в себя пояснение – пространное невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание некоего простосовестного, диковинного и редкостного бродяги или ваганта, по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм, как, где, когда и коим именно образом явился он в мир, как он в нем поступал, что видел примечания достойного, чему научился и чем занимался, какие и где испытал опасности для жизни и телесного здоровья, а также чего ради, по доброй своей воле и никем к тому не понуждаем, презрел сей мир. Особенно приятное и одтохновительное, а также  весьма полезное и глубокомысленное чтение».
Роман имел большой успех у читателей, и в 1669 году появилось продолжение «Симплициссимуса». Позже автор написал еще несколько занимательных романов, но главной его книгой оставался «Симплициссимус». В нем писатель придал своему герою – «простаку из простаков» - автобиографические черты и таким образом создал живое воплощение своего времени.
Гриммельсгаузен в произведении своеобразно развил традиции итальянской новеллистки, испанского плутовского романа, немецких народных книг 16 века и шванков. Это читатель видит в сказочных и сатирических мотивах, анекдотических эпизодах. Книга насыщена разного рода сведениями из области истории, литературы, медицины, астрологии и демонологии. Все это включено в сюжет об испытаниях героя, которого лишили памяти и превратили в «дурака». Узнав тайну своего «высокого» рождения, герой романа не возносится в мир знатных господ, а остается шутом среди восточных властелинов, рыцарей, библейских героев, аркадских пастушек – персонажей придворного маскарада. Автор заставляет героя побывать в различных жизненных ситуациях, примеривая на него разные одежды – пастуха, отшельника, солдата, слуги, богача, певца и матроса.  Герой романа не ищет приключений, он смотрит на окружающий мир глазами чудака, втягивается роковыми событиями и происками злоумышленников в чуждый ему мир насилия и жестокостей. Иногда он попадает в фантастические переделки – оказывается  на шабаше ведьм, путешествует к центру земли, сталкивается с призраками…
На дне озера Муммельзее он знакомится с царством фантастических существ – сильфов, но их жизнь безликого послушания с механически бездумным трудом его не устраивала.  Человеческое простодушие героя выявляет безумие мира, который утратил самое важное – любовь к человеку.
Из книги «Симплициссимус»:
«…Прощай, мир! Ибо на тебя нельзя ни положиться, ни надеяться;  в твоей обители уже исчезло прошлое, уплывает из рук настоящее, а будущее никогда не приходит, наипостояннейшее рушится, наикрепчайшее разлетается в прах и наивечное приемлет свой конец, так что ты не кто иной, как мертвец среди мертвецов, и за целые века не даруешь нам ни единого часа жизни…»

 
 «Симплициссимус»  лист 1
 
 «Симплициссимус» лист 2
 
 «Симплициссимус» лист 3
 
«Симплициссимус» лист 4
Рейтер

Кристиан Рейтер (1665-1712) – писатель – сатирик, который выступил с пародией на галантные романы. Он был сыном крестьянина. Получил образование в Лейпцигском университете. Большую известность получил его плутовской роман «Шельмуфский» (1697), к которому восходит родословная его более популярного потомка – барона Мюнхгаузена. Его Шельмуфский – жалкий бюргер и самозабвенный враль и забулдыга. От барона Мюнхгаузена отличается еще большей наивностью, грубостью и глупостью. У него есть черты и мольеровского персонажа – мещанин, лезущий во дворянство. Это право он доказывает своими выдуманными фантастическими рассказами о подвигах на суше и на море. Этот комический персонаж, как пишут историки, существовал в реальной жизни под другой фамилией.
Из романа «Шельмуфский»:
«…Я проехал через Польшу в направлении Нюрнберга, где и переночевал в «Золотом гусе». Отсюда намерен был я направить свой путь через Шварцвальд, находящийся в двух милях от Нюрнберга. Едва я углубился в Шварцвальд на расстояние ружейного выстрела, как на меня неожиданно напали два разбойника, раздели, черт возьми, до нитки и прогнали в одной рубашке, хорошо накостыляв по шее. О проклятье! Каково было мне, когда моя лошадь, мое платье, моя тысяча дукатов и мой большой сундук со всем моим добром – все пропало! Тут уже было, черт меня побери, не до смеха! Но ничего нельзя было поделать, надо как-то выбираться из Шварцвальда. И отсюда вплоть до Шельмероде я перебивался случайной милостыней. О том, как меня, раздетого донага, встретила госпожа моя матушка и как высмеял меня мой двоюродный братец, – искусное описание всего этого – вы сможете прочесть в будущем, в третьей части моих преопасных странствий или в моих любопытных ежемесячниках, о чем я уже сообщал в предисловии…»

 
«Шельмуфский» лист 1
 
 «Шельмуфский» лист 2
 
 «Шельмуфский» лист 3
 
 «Шельмуфский» лист 4


Рецензии