С Довлатовым не попали в яблочко
Образ Бродского тоже не впечатлил. Иосиф по жизни был таким закостенелым эгоцентристом, капризулей и самодуром. Мог в 4 утра вломиться на дачу к друзьям и начать читать в агонистичном состоянии свое новое произведение. А тут получился какой-то рыжий мямля.
"По фильму будущий Нобелевский лауреат пересекается с Довлатовым раза три. И между ними — нет, не проскакивает искорка, как можно было бы ожидать от встречи двух гениальных людей, — они ведут какие-то скудно прописанные беседы: "Я — великий поэт! Мои стихи бессмертны!" — "А меня не печатают, займи 25 рублей!" Вот ни капли не шучу." (Лев Рыжков)
В картине заявлен звездный российский состав: Лядова, Ходченкова, Козловский, Шагин. Госпади, ну неужели кроме Ходченковой и Козловского некому в кино играть?! Такие заюзанные образами актеры. Трудно воспринимать. Козловский вообще тут как собаке пятая нога, ни разу не попал в образ советского фарцовщика и выглядел таким выпуклым современным хипстером с вязаной шапочкой на голове, как у героя Джека Николсона из легендарного фильма "Пролетая над гнездом кукушки". А его глупая смерть под колесами автомобиля. Зачем это все?
Чушь полная.
Конечно, у каждого читателя свой Сергей Довлатов. У меня он сложный, путанный, импульсивный, амбициозный, противоречивый, страстный, остроумный, саркастичный, ироничный и глубоко несчастный, как впрочем все невостребованные творцы. И как вот это все изобразить в картине за два часа, да еще в обрамлении сербской менталики? А никак. Поэтому и германовский Довлатов получился невнятным, размазанным и просто смазливым колоритным мужем/мужчиной. Хотя это тоже одна их особенностей довлатовской натуры. Женщины млели. А какие страсти горели меж двумя женами: первой Асей и второй Еленой. Ведь он так и не решил до конца жизни, кого любит больше. Так и горел меж двух огней. А еще он был большим спорщиком и драчуном. И вот этого в Мариче я тоже не прочувствовала. Он в своем образе не мог никого ударить. Только если стопку водки хлопнуть. Не стакан, а именно стопку.
«Пожалуй, не было ни одного человека из близкого окружения, с кем бы он не поспорил и не поссорился. Однако Довлатов, в отличие от многих, умел признавать свои ошибки. Также друзья признались, что спорить с ним было опасно, потому что он умел «очень сильно высмеять человека». При этом Довлатов ненавидел, когда обижали людей, особенно слабых, женщин, в частности эмигранток, которые не могли найти себе места в новой жизни. В подобных случаях он мог закричать на всю редакцию: «Кто обидел сироту?»
Не знаю, что хотел показать/рассказать мне режиссер Герман-младший? Эпоху советского времени, где правящей элитой были люди, далекие от живого слова или Довлатова с его натянутой душевной струной и мучительной жаждой быть понятым и принятым современниками? Ну это как бы и не секрет, многое есть в сети. Но то, что после просмотра мне захотелось снова почитать Довлатова, это факт. А вообще, была одна такая мыслишка, которая проскользнула мимолетно и спряталась за углом, ехидно посмеиваясь: зачем ставить кино про того, кого нужно просто читать?
- Но ведь «легкий Довлатов» — это миф. Он тяжело писал, оттачивал каждую фразу, накладывал на себя особые ограничения. Был экономен и скуп на слова и метафоры...
- Да, но благодаря всему этому он и попал в будущее. Что с нашей речью теперь? В ней ирония, лаконизм, «имейлы», «смс», «не грузи меня»... И Довлатов уже тогда писал так. Убрать все лишнее — это огромный труд. Мой сосед по даче, обычный плотник, прочел Довлатова и сказал: «Как легко пишет». Он убрал все тяготы советской (да и классической) литературы, психологические, моральные и синтаксические сложности, — поэтому он так сейчас любим и популярен. «Не грузит!» Сейчас снова строят (правда, уже из фанеры) могучие постсоветские литературные «линкоры» и «ракетоносцы». И на их фоне Довлатов смотрится особенно блистательно.
-Довлатова часто называют русским Буковски. Вы тоже так считаете?
- Довлатов лучше. Не такой мрачный. У него тоже есть это обаяние неуспеха, но все же тексты Довлатова вселяют надежду.
Из интервью с писателем Валерием Поповым
https://lenta.ru/articles/2015/08/24/dovlatov/
Свидетельство о публикации №218100700152