Путешествие по России за 21 час

По приезду домой муж спрашивает:
- Ну и зачем, собственно, мы ездили в эти города?
- Родину посмотреть. Все ж думают, что Россия она такая белокаменная, с золотыми куполами. А она вон какая... многоноликая.
- С таким же успехом ты могла съездить в Ирдоматку или Тоншалово.
- Да…но там нет таких озер…

И, действительно, озера в Ярославской области чудесные. Особенно, Неро. Оно было первым в нашем пункте назначения. Почему именно оно? Не знаю. Душа так запросила. Как только я его увидала, так и влюбилась. Ровное спокойное, медитативное, рыбное. Но удочка моя сохранила неприкосновенность, так как запрет на люблю рыбы был введен до 25 мая. Купаться тоже запрещено временно. Поэтому я себе позволила немного погулять топлесс вдоль кромки и затем расположившись у священного камня, застыла на пару часов, впитывая мудрость и состояние покоя лазурного Неро. Рядом ходили люди, такие же туристы как мы, обсуждали историю/легенды озера. Я мотала на ус. Несмотря на то, что озеро проточное, летом большая часть его зарастает водорослями, которые здесь называют «тарнава». Может быть поэтому вода из Озера невкусная и для питья пригодна мало. Хотя до конца XIX в. большинство жителей Ростова вынуждены были ею пользоваться. Есть крайне выразительное высказывание о свойствах ростовской местности: «Земля сырая, вода гнилая. Народ как дуб». Первыми местными обитателями было угрофинское племя мери (VII-XI вв.). Очевидно, два первых названия Озера - Каово и Неро - дали ему именно они. Современная лингвистика дает следующие толкования этим названиям: Каово - «место, где обитают чайки» (и действительно чаек было очень много), Неро - «илистое, болотистое место», что тоже верно. Хотя почему Неро, я так и не поняла.

Огромный камень с крестом, у которого я притулилась тоже имел свою историю. На нем было выгравировано, что именно на этом месте князь киевский Владимир Красное Солнышко посвящал славян-язычников в христианство. Так вот она точка перепрошивки! Нейро-лингвистическое программирование нашего народа. Кому мешали славные язычники? Зачем их деревянных богов заменили на страдальца с крестом? И впарили Отче наш? Не будь на Руси христианства, как бы развернулась сейчас наша история? В каком обличии ходил бы сейчас Патриарх Кирилл? И что люди ищут в монастырях? Об этом я узнала чуть позже, когда мы отправились в Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, по мнению местных жителей, красивейшее место в России. Уже у ворот мы заслышали ангельские голоса и двинулись в их направлении. В храме пели двое хористов. Акапельно. Господи, да это же Энигма в живом исполнении! Высочайшие вибрации их пения просто поднимали в душе небывалый восторг. Всего два человека и такая мощь. Я спросила ребят, на каких языках они поют: они ответили, на греческом и старо-славянском, а песни датированы 14 веком. Затем они немного рассказали о своем хоре (всего 12 человек, остальные видимо отдыхали) и предложили купить свой диск за 500 р. (Такие рекламные паузы они делали после каждой песни) Я хотела было напомнить, что Иисус не одобрял торговлю в храмах, но прикусила язык, ибо в чужой монастырь со своим уставом как-то не комильфо. И вот эта вся бойкая торговля в нескольких точках храма немного смазала мои высокопарные чувства и грубо плюхнула оземь, ткнув напоследок объявлением о стоматологических услугах на территории святой земли. Интересные церковные люди. В огромном мире, они создают свои мирочки, свои законы, по которым живут и процветают. В то время, когда за пределами божественных стен все мирское дряхлеет, плесневеет и разрушается...

Прогуливаясь по огромной, облагороженной цветниками и цветущими яблонями территории, я заприметила одного странника: платье его было длинное старинного покроя, башмаки стоптаны, на голове рыжая шевелюра – достоверный персонаж из некрасовских поэм. Мы немного поговорили. Он оказался местным и проживал в храме уже около трех лет. В сане послушника.
- Почему вы решили прийти сюда? – спросила я.
- Я искал мира и покоя.
- Нашли?
- Да.
- А там разве этого нет? – указываю я за ворота.
- Там нет.
- Вы надолго сюда, навсегда?
- Не знаю. Как Бог на душу положит, - ответил послушник и двинулся по своим делам.
Интересно как, - подумалось мне. - Все хотят мира и покоя. И каждый находит свой источник. Кто - у икон, кто - у озера.

Затем мы проехали немного по ростовским улицам, выискивая достопримечательности города. Знаете, очень резанул контраст: богатое убранство храма и старинные обшарпанные домишки в городе. Ростов великий! Куда делось все твое величие? Ушло на подаяния? Понятное дело, что у провинций и бюджет соответствующий. Заработать можно немного на туристах. Но и те все мимо идут, да мимо кассы несут. Все в казну церквей, в которых доходы, как известно, не облагаются налогом. Грустно. Все, что я нашла интересного в Ростове, так это Байкер Хаус «Олень». Надо же так было назвать место. Кто хоть додумался? Ну естественная ассоциация с оленями на дороге. И что еще за Хаус? К чему весь этот американский пафос? Оказалось, все проще и патриотичнее. Мы проскочили заведение, но на обратном пути нашего путешествия я вернулась и пообщалась с хозяином, который ответил на все мои вопросы. Об этом тоже чуть позже…

Еще вблизи Неро озера мы увидели арт-галерею. Оо, это ж местный Сайгон, - посмеялась. А у Никитинского мужского монастыря встретили команду байкеров из Москвы. Одна из девушек поведала мне, что их клуб называется «Valkyrie Riders». Почему Валькирия? Потому что так называется марка всех железных коней, на которых они рассекают по России. Да у ребят было открытие мотосезона и они решили двинуть в ярославские края. Молодцы, четкие парни, особенно их предводитель – настоящий русский богатырь) Куда они направятся далее, девушка не знала: как главный решит. А вот мы знали: нас ждала встреча с Плещеевым озером, синь-камнем и, как оказалось,… с жопой мира.

До Плещеева озера добрались быстро и с ветерком. Эпично смотрелись из окна автомобиля картинки с деревенскими зарисовками под стартовый трек из фильма Лалаленд. Такой отечественный сельский мюзикл) Козы, разгуливающие в огородах, покосившиеся сарайки с поленницами дров, мужики с косматыми бородами в сапогах-бродах, улыбающиеся беззубыми ртами и машущие нам натруженными руками. Эх, Россия, люблю тебя за непосредственность и простоту.

А вот и озеро. Плещеево. Национальный парк, огороженный забором, где вход платный, место для палаток тоже, костров разжигать нельзя, купаться и ловить рыбу тоже. Неожиданно. Ну что ж пойдем, прикоснемся к святая святых – синь камню. Народа было не так много, но все же ощущалась некая суета и продуманная коммерция с бесконечным количеством сувениров. На синь-камне стояла компания медитирующих под зонтом. Выстроилась очередь. Все ждали, когда они выйдут из нирваны и освободят место. Когда я все же приблизилась к синь камню, то так и ахнула. Это что ж за помойка..кучки крошенного печенья, ржавые деньги и даже... перловка покрывали камень. Але, люди, вы вообще нормальные? Прикоснувшись к камню, я ничего не почувствовала, кроме его молчаливой холодности. Да, цвет его меня поразил, такая пастельная дымчатость, но вот все остальное..излучения пищевых подаяний портило всю картину. К озеру вел небольшой мосток, на котором тоже было небольшое столпотворение, люди фоткались и мешали друг другу…Мне захотелось побыстрее покинуть это место. Ибо природной энергетики тут было совсем мало. Ее съели, продали за гроши.

Мужу я сказала:
- Не вдохновили меня ни озеро, ни камень. Да и посмотри на эти моления.
В это время делегация взрослых тетенек оккупировала камень, кланяясь ему и прикладываясь всеми частями тела. Атакже накладывая на него кольца, кошельки и другие предметы для подзарядки.
- Ну я же тебе говорил, что все эти места – лишь продуманные легенды для туристов. Да и моления у камня вполне объяснимы – язычество записано в нас невидимым кодом и никаким христианством его не перебить. Поехали искать место для ночлега за пределами парка. Ты все же хотела наловить знаменитой ряпушки в этом озере.

Мы двинули в путь.

Долго колесили вдоль и поперек, не находя открытого выхода к озеру. Все заболотилось и заросло камышами. В один момент появился просвет. Но нужно было скатиться с крутой горы в метров двадцать. Мы немного прикинув риски, помчали. Только когда машину понесло и подвеска предательски затрещала, я осознала всю опасность нашего предприятия. Что я сделала, как типичная женщина? Закрыла глаза и защебетала: Вселенная, спаси и сохрани, ибо не ведаем, что творим. Вселенная пожалела дураков и вынесла в захудалый лесок. До озера рукой подать, но опять не подойти, болото. Броды нужны. Муж пошел искать другие подходы, а заодно и дорогу, по которой мы можем выбраться в цивилизацию.Уходя, сказал: Если не найду дороги, нас даже эвакуатор не сможет отсюда вытащить. Я достала семечки и нервически стала их поедать, размышляя: Что ж за напасти. Где я провинилась? Почему моим планам не суждено сбыться? Смотрю на поблескивающее озеро впереди и понимаю: Оно не подпускает! Нежеланные гости. Да я еще промолвила там у синего камня, что место не впечатлило меня. Вот ведь как бывает.

Ну и ладно. Надо выбираться домой. А мужа все нет. А кругом лес и ни одной живой души рядом. Через какое-то время появились на горизонте две мужские фигуры – спускаются с крутого склона, где мы недавно рассекали. За плечами длинные палки. Ну думаю, рыбаки, наверное, к озеру идут. Но почему именно здесь? Пригляделась, а это и не удочки у них совсем. А лук и стрелы. Мать честная. Я быстро двери защелкнула и мелко так затряслась. Смотрю на руль и коробку передач, вспоминаю уроки вождения. Что там: сцепление сначала выжимают, потом газ? Как включать первую передачу?Собака-пес. И связи нет, не позвонить никому. Парни прошли мимо, окинув меня недоуменным взглядом: Ты кто вообще и как сюда забралась? Фухх, пронесло. Сижу дальше. Что-то сильно затрещало в кустах. Муж или медведь? Конечно, медведь. С нами всегда происходит то, чего мы больше всего боимся. Главное, не смотреть ему в глаза. Зажмурилась. Кто-то начал стучать по крыше авто. Думала, щас поседею от страха. Муж кричит: Ну ты чего? Открывай. Короче, с горем пополам выбрались мы из этой глухой чащи, я в роли толкача, муж-навигатора. Выбрались и прямиком залетели в городской парк, где расположились облезлые фигуры животных... казалось они играли сто лет назад в игру "море волнуется раз.." да так и застыли с того времени. И тут я поворачиваю голову и вот же оно – Плещеево озеро, прямо выпрыгивает на асфальтовую дорожку. А кстати, почему Плещеево?

По преданию, Плещеевым его назвали, потому что тихий плеск над озером стоит и в самую безветренную погоду. А люди бывалые его еще и "адреналиновым озером" зовут. И не случайно. Есть у него такая причуда: только что полный штиль, в воду хоть как в зеркало глядись, вдруг, откуда ни возьмись, как в сказке: ветер, волны метра по три – ни земли, ни неба не видать, и как по мановению волшебной палочки – опять штиль.

Я подошла вплотную к озеру. Оно злилось. Волны шипели и бросались на мои ботинки, пытаясь схватить и утащить под воду. Я наклонилась и проговорила: Ну чего ты бесишься? Ну не вдохновило, да. Ну бывает такое. И это не твоя вина. Знаешь, так часто и с людьми бывает. Мы рисуем в голове картинки, истории, образы, а человек этому не соответствует. И мы почему- то всю злость переносим на него, а не на себя. А ведь человек нам ничего такого не обещал. Да... это всегда немного больно, когда наши ожидания не совпадают с реальностью. Прости, прощай..
- Ты разговариваешь с озером? – подошел сзади муж, посмеиваясь.
- Да. С Духом озера. Я его чувствую.
- Ну ты недалеко ушла от людей, поклоняющихся синь-камню) Поехали дальше искать место для ночлега. Холодает.
- А знаешь, я уже все посмотрела в этих местах и поэтому не хочу здесь оставаться. Эгрегор отталкивает. Давай прокатимся по городу немного и двинем домой.
- Скорый ты путешественник) А впрочем я это предвидел) Поехали.

Город потряс. Нет, не своей красотой, а ущербностью. Я часто слышала выражение «жопа мира», а теперь увидела ее воочию. И кто-то мне после увиденного будет еще говорить, что Череповец – отстойная и грязная провинция. Да плюнуть этому человеку в глаза. Череповец по сравнению с Переславлем-Залесским – произведение искусства и сосредоточение эстетических вкусов. В Переславле пять центральных улиц. И если на одной частично, рядом с мэрией еще можно на что-то посмотреть, то на остальных – это просто выколи глаз. Налево посмотришь – пепелище, направо - пожарище. Каждый второй дом - развалина с поехавшими стенами и выбитыми стеклами. Общая атмосфера - как после ядерной войны. На одной из развалин было написано: Гуф жив. Я подумала: Да Гуф-то живей всех живых и еще сто лет проживет. А вот город ваш мертв и уже давно. Разлагается, по сути. Один вопрос, который хотела бы я задать местным властям: Ребят, вам сами-то не стыдно здесь жить? Или вы все по столицам разъехались, оставив тут людей догнивать? А люди..я специально рассматривала их лица. Ни одного не встретила в хорошем настроении или с улыбкой. Все угрюмые. Старые, молодые с детьми. Все с одним выражением: полной безысходности. И даже животные..мимо нас проплелась огромная старая собака с опущенной мордой. Она шла медленно, устало перебирая пыльными лапами, на боках колтуны, а в глазах тоска. Мне так врезалось это в память. Переславль-Залесский - это малая часть нашей большой Родины. И когда ты видишь такое безразличие к родному дому, к своей стране, к людям, то становится тесно в груди и хочется плакать. От бессилия.

На выезде мы увидели отворотку с надписью: Ботик Петра Первого. Что еще за ботик? Поехали смотреть. Это оказался музей-усадьба, хранящая память о знаменательном событии в жизни города и всей страны. В конце XVII века здесь, близ Переславля Петром I была заложена верфь, где строились корабли для его миниатюрной эскадры. «Потешная флотилия» царя-реформатора, спущенная на воду Плещеева озера в 1692 году, положила начало военному российскому флоту.Музей был основан в 1803 году, став одним из первых провинциальных музеев в стране. Тогда же здесь появился Ботный дом, где было выставлено единственное уцелевшее судно первой петровской эскадры — деревянный ботик «Фортуна», которое мы лицезрели во всей красе тут же на Плещеевом озере.

Нет, это не единственный музей в городе. Мы еще видели музеи старинных грампластинок, денег, радио, швейных машин, утюга. А еще нам сказали, что есть в Переславле музей смекалки и хитрости. В нем собраны предметы быта, многие из которых на протяжении веков стали привычными. Но каждая эта вещь появилась благодаря смекалке народа. Также советовали посетить "Дом Берендея", где собраны знаменитые на весь мир русские резные игрушки и другие предметы деревянных ремесел. Мы этого всего не успели посмотреть, так как не стояло такой задачи. И потому что на фоне общей разрухи как-то не впечатлило ходить по музеям.

В дороге я все прокручивала в голове увиденные картинки и думала, что город старается выживать только за счет туристов, юзая озеро по всем фронтам. Огородив его со всех сторон и взымая дань с желающих на него посмотреть. А как это вообще возможно? Присвоить себе то, что тебе никак не принадлежит и является достоянием природы? Это тоже самое, что присвоить себе созвездие Большая Медведица и разрешать смотреть на него за плату. Ну бред же. А люди вот так могут. Подъезжая к Ростову великому я вспомнила об оленях…


Рецензии