Значение слова коло

Слово «коло» встречается в псалмах:

Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло.

Коло, в переводе на русский – «пыль».

Древнерусское слово ко;ло обозначало — «круг, колесо». ... От около в старом значении «вокруг» образовались затем слова окольный (окольный путь — значит кружной, в противоположность прямому), околица (то, что лежит вокруг деревни) и околыш (часть фуражки, облегающая голову).


Не вполне ясно, как слово «коло» стало означать пыль, этого в словарях нет.


Рецензии
Свт. Афанасий Великий
Ст. 14-16 Боже мой, положи я яко коло. То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра. Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. Яко огнь попаляяй дубравы. Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се ecu вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50,11). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил буре.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст
Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра

В колебании, в неустойчивом движении, в постоян­ных переменах, как это свойственно колесу. «Как солому пред ветром», так, чтобы они нигде не могли стать, нигде не могли показаться, гонимые потоком ветра.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский
«Боже мой, положи я яко коло», то есть, повели пребывать им в напастях всякаго рода, и окружи непрерывными бедствиями.

«Яко трость пред лицем ветра». Разсей их на подобие тростника, разносимаго ветром.

Евфимий Зигабен
Боже мой, положи я, яко коло, яко трость пред лицем ветра.

Они говорят так, но, Ты, Господи мой, разрушь советы их и приведи их в такое положение, чтоб они никогда не поднимались, но всегда вращались от непрестанных переворотов, как вращается колесо и не стоит, по выражению Дидима, и как тростина, т. е. стебель пшеницы, или солома рассыпается от великого ветра, по выражению Афанасия.

Слова Исихия: Просит, чтобы нигде не устояли, но чтобы бытие их везде уничтожилось, рассыпавшись силою производящего ветер. Феодорита: Повели, говорит, чтоб они находились во всегдашних бедствиях, и окружи их непрестанными злостраданиями; рассыпь их на подобие тростника, разбрасываемого ветром.

Прот. Сергий Терновский
Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра

Положи яко коло, то есть чтобы находились в беспрестанном смятении.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Андрей Браев-Разневский Абр   05.04.2021 12:05     Заявить о нарушении