Антология Станислав Фишель ЖЗЛ

        До самой смерти – и ещё полгода...
       Заставляют задуматься эти стихи. Почти по каждой строчке, веером, от первой до последней.
Такой молодой энергией и свежестью веет от каждой строфы.
И такое впечатление, что автор с "чистого листа" начал совершенно новое для себя творчество, но с учётом теории, практики и опыта современной поэзии + несомненно, на редкость, высокий уровень интеллектуального развития.
На лету схватывает и реализует форму и содержание. С весьма тонкой иронией и даже юмором...
  Комментарий читателя...
***   ***   ***
1.
Чертополох.

Как то я весной бродил по саду,
Где давно не кошена трава.
Вдруг один цветок открылся взгляду,
В сорняках видневшийся едва.

Посреди колючек и полыни
Он мерцал, как гаснущий костёр:
Ярко-синий, красный в середине, –
Я таких не видел до сих пор.

И, боясь движением небрежным
Повредить хотя бы корешок,
Посадил, любуясь цветом нежным,
В самый лучший комнатный горшок.

Почему-то он к утру не ожил
И на склоне дня совсем засох…
Знать, цветку, бывает, нужен тоже
Край родной, хоть там – чертополох…

******************
Чужбина...    Станислав Фишель

Чужбина

Я тоской по прошедшему болен
Вдалеке от родной стороны.
Не видны здесь кресты колоколен,
Соловьи по ночам не слышны.

Не темнеют над речкой дубравы,
Не срывается дождик косой.
Васильково глазастые травы
Не остудят колени росой.

Здесь житьё не сырая темница
По соседству живут не враги,
Да не пьётся чужая водица
И не сладки на вкус пироги.
.
Лишь в мечтах, безнадёжно привычных,
Чей-то голос, до боли родной
Скажет:" Хватит хлебов заграничных!
Тройка подана. Едем домой!"

************************
Россия...    Станислав Фишель

Затуманились дали морские,
неподвижно висят облака...
Где-то там, за морями, Россия,
Что по прежнему сердцу близка.

На какой бы я ни был планете
Под лучами не наших светил-
Только дождик грибной на рассвете
Я ещё до сих пор не забыл.

Не забылись и запахи леса,
И дымки деревушки родной.
Ближний  город, победу прогресса,
Лучше я обойду стороной!

Не пойду по проспектам торговым
В сумасшедший прибой площадей,
Где толпа с обожанием новым
Осыпает цветами вождей.

Что за горькое время настало!
Я бы шёл, перемены кляня
Далеко на восток от Урала,
Где тайга ещё помнит меня.

Где прошли мои годы босые,
Там, где понял я очень давно:
Этот мир под названьем "Россия"
Даже русским  сгубить не дано!
Окт. 2014

 http://maxpark.com/community/4932/content/5440638

**   ***   ***
2.
Биография поэта....(Станислав Фишель)
Это в самом деле - биография...
******************
Чёрное солнце...    Станислав Фишель
               
И ночью и днём  с побелённой стены
Вещал репродуктор,  глашатай войны,
И не было круга страшней и  черней,
Чем чёрное солнце бесчисленных дней.

Последние сводки читал Левитан:
– Тот город разрушен, тот с боем, но сдан,
Погибли..убиты…захвачены в плен,
На фронте опять никаких перемен!

И чёрному солнцу, казалось, верны,
Чадили пожары жестокой войны,
Горящие танки, леса и дома –
Ползла над землёй непроглядная тьма.

Дошло и до нас, надрывая сердца,
Письмо-треугольник о смерти отца…
Пронзительной болью наполнился дом.
Молчал Левитан,
И стучал метроном…
Сквозь горькие слёзы смотрел я в окно.
Там солнце взошло.
            Чёрным было оно.
 ***********************
Отец...   Станислав Фишель
           ОТЕЦ

До чего же твой взгляд спокоен!
И к лицу тебе портупея…
Ты  падёшь на войне – ты воин,
Я об этом забыть не смею.

И  три четверти века скоро
Я ношу за душой наследство
Человека совсем без детства,
Без отцовской твоей опоры.

Оттого  я и рос  нескладным,
Как бурьян под чужим забором.
До наук я был очень жадным –
А учиться пришлось нескоро.

Не сажал ты меня на плечи,
Как отец соседского Вовку.
О тебе рыдала весь вечер
Моя мать, запершись в кладовку.

Но тотчас же упрёки эти
Отмету душевным запретом –
Чтобы жил я на белом свете,
Ты и стал на стене портретом.
17.05.12
*****************
Борозда
За плугом войны глубока борозда,
Всё рвутся снаряды и мины –
И в той борозде полегли навсегда
Сокровища женщин – мужчины.

Погибли- как звёзды упали с небес…
И молится женщина в храме:
«Пусть только вернётся, пусть ранен, пусть без…
Работать мы сможем и сами…»

Я знаю, что есть обелиск со звездой –
На нём твоё выбито имя,
А сын ваш подрос, как дубок молодой,
С лицом и глазами твоими.

В свой срок осыпаются календари,
Но мать продолжает, как прежде,
На шорох случайный кидаться к двери
В безумной и вечной надежде…
 http://maxpark.com/community/4932/content/5441089
***   ***   ***
3.
Осень.... Станислав Фишель
 
Просочился сквозь ветви берёз и осин
Позолоченный солнечный свет.
Спрятав рожки свои в буреломе лесин,
Лесовик заиграл менуэт.

Я ступаю по шорохам листьев берёз
И по хрусту опавших сучков.
Скоро, скоро объявится первый мороз
И прогонит домой грибников.

Потому так торопится сбросить листву
Перелесок пугливых осин,
Сыплет золото щедро в сухую траву
Королева прохладных низин.

Как подсвечники- пихты в кедровом лесу,
Возле кедра и в полдень темно.
И не важно ему, что зима на носу-
Он готов ко всему и давно!

Вот и гриб боровик, словно толстенький гном,
Жёлтый лист на крутой голове,
Будто в каске солдат охраняет свой дом,
Тот, что спрятан в пожухлой траве.

Я не срезал его. Он был очень красив!
Он наполнил мне душу теплом...

Лесовик выводил очень грустный мотив
Где-то там, где густой бурелом...
************************
Последний поклон
Правит осень-повеса
Заключительный бал.
Та же сыграна пьеса –
Лишь подправлен финал.
Летних дней обещанья
Улетели на юг.
Осень – время прощанья,
Замыкаемый круг.
Светлой грусти причину
Недалёко найду –
Это ветер осину
Раздевает в саду.
Пусть мы были другими,
Наш наступит черёд –
Все уходят нагими
В свой последний поход.
Осень – время итогов
И потраченных сил:
Не построил чертогов,
Но детей научил.
На январские ночи
Заготовил я дров,
Будут ночи короче –
Будет жарче любовь.
Не грусти, дорогая, –
Всё ещё впереди!
Будет осень другая,
И жара, и дожди,
Потому нет причины
Груз обид ворошить –
Пусть они, как с осины,
Облетают с души…
Осень к рампе выходит
На последний поклон –
При любой непогоде
Доиграем сезон.
*********************
Примчалась осень

Примчалась осень, чуточку хмельная,
Бросая в лужи платья дорогие,
На всех ветрах наездница шальная
Дугой сгибала тополя нагие.

Срывала с крыш певучие жестянки,
В подъездах кучи листьев собирала,
И зонтик мой захлопнув  наизнанку,
Звала сразиться с поднятым забралом.

В ночи она и вовсе разгулялась,
Ломала ветки и трясла балконы
Любая трубка свистом заливалась,
Труба потолще – стоном похоронным.

А утром – тихо, небо нараспашку,
На жарком солнце быстро лужи тают,
И ветерок, сменив свои замашки,
Как дворник, мусор кучками сметает.

Как осень, ты, мой друг, – дитя природы:
То ласкова, нежна, то вдруг сурова…
Не угадать никак твоей погоды ,
Но я влюблён  и попытаюсь снова…
******************
От колыбельной до романса... Станислав Фишель
 
Колыбельная

В старом пне у жучков
Нет ни спичек, ни дров –
В темноте ничего не найти.

Их друзья-светлячки,
Полетав у реки,
От простуды не могут светить.

Не стрекочет сверчок,
Плачет мама- жучок –
Потеряла очки в темноте.

Только вдруг из окна
Посветила луна –
Кто-то тучку прогнал в высоте.

Как же всем повезло –
Стало в доме светло,
Но в постель не ложатся жучки.

Много ног у жука,
Их помоешь пока –
У тебя-то всего две руки!

Золотой мой жучок,
Повернись на бочок,
Все уснули – и ты засыпай!

Будет солнечный день,
Мы найдём этот пень –
А пока баю-бай, баю-бай!
*********************
ВАЛЬС "ДЫМОК СИГАРЕТЫ"...   Станислав Фишель

День проплыл, как дымок сигареты,
Нежным вальсом вдали отзвучал.
Поделись немудрёным секретом,
Где ты счастье своё отыскал!

Я туда поплыву,
Я туда полечу.
Если нужно сорву,
Если нужно схвачу,
Лишь была бы она
И нежна и мила.
Весела, как весна,
И верна мне была .

День уплыл как дымок сигареты,
Повернулось судьбы колесо.
На кусочек любимой планеты
Опустился таинственный сон...
Поделюсь я с тобой-
Не оставлю себе!
Ты в пятнашках с судьбой
Проиграешь судьбе.
Не спеши за моря,
Посмотри за углом.
может здесь,
Где заря-
Её дом.
Ночь плывёт ароматами лета.
Август весточку шлёт сентябрю.

Угостил бы тебя сигаретой,
Да прости, я давно не курю....
15.8.16
**************
Воровская любовь (Жестокий романс)

Я себя ни за что удержать не могу:
Непрерывно твержу это имя,
Я мечтаю с тобой на цветущем лугу
Мотыльками сливаться цветными.

Или тучкой прохладной укрыть и обнять,
Ощутить твоё жаркое тело.
Я хотел бы тебя у другого отнять,
Как пожарище сердце истлело!

Он узнает- убьёт, он своё не отдаст,
По глазам нашу тайну откроет.
Он во гневе жесток и накажет за страсть,
Без которой и жить нам не стоит...

Воровская любовь- ночи так коротки!
Удержаться мы оба не в силах.
И потянут друг к другу свои лепестки
Незабудки на наших могилах.

02. 7.16
   http://maxpark.com/community/4932/content/5444196

***   ***   ***
Нас не разъединить.... срослись корнями (С. Фишель)

Станислав Фишель
Я до тебе лечу із натхненням пташиного граю,
По веселках іду, що над морем будують мости.
Ти на мене чекай, я тебе через простір благаю,
Та затримай весну, бо вона мені люба, як ти.

Хай хитає бузок білі грона духмяні та чисті
Хай хлопочуть стрижі, що зліпили гніздо над вікном.
Перш  за все мушу я  розібратись у  декільках істин,
Ти ж для мене одна, що навіяна райдужним сном.

Та трапляється все, що трапляється в нашому світі
Може доля пішла, залишивши роз’єднаних нас
Ми на пару століть загубились у горній блакиті,
А бузок вже зів’яв, бо для всього відведено час...
**************************
Перевод автора...

Я приду за тобой семимильными арками радуг,
Приплыву по морям, поднимаясь с волны на волну.
Ты утрами броди по цветущему нашему саду
И, пока меня нет, задержи ненадолго весну!

Пусть качает сирень над оградой пахучие кисти,
Пусть хлопочут стрижи, заплетая гнездо над окном.
Я пока разберусь с парой- тройкой запущенных истин,
Ты побудь у меня между явью и радужным сном.

Но случается всё, что случается часто на свете,
Отвернётся судьба и не каждому даст благодать.
И тогда мы с тобой разминёмся на пару столетий,
И сирень отцветёт... и меня будет некому ждать...
27.09.14

********************
Снiжинка

Зима спочіває!
Ще снігу немає,
Численні калюжі- як скло.

Мені пощастило:
Щось ніжне та біле
Мені на долоні лягло.

Це перша сніжинка ,
Як бажана жінка,
Назовсім до мене прийшла.

У горішній сфері
Відчинили двері
Та працю зима почала.

Як тонко і ніжно
Фата білосніжна
Спадае на плечі землі!

Без тебе так сумно ,
А ти, нерозумна,
Десь там, у морозній імлі.

Сніжінкі літають,
Сліды замітають,
Тут ніч порядкує сама.

Чудове ненастя !
Хай сумом та щастям
Мене божеволить зима...

****************
Откуда, откуда
Нежданное чудо
Решило спуститься
На плечи, на лица,

Ведёт хороводы,
Сплетается в струи,
Подарок природы,
Её поцелуи.

Прохладно и нежно
На губы ложится
А вальс белоснежный
Кружится, кружится...

Неужто зима
и мороз не отпустит?
Схожу я с ума
От восторга и грусти
21.12.14
********
Моя гитара

Сумуєшь знов моя гітара,
Співаєшь щось у пізній час.
Колись були ми гарна пара,
Та притомила осінь нас!

Моя циганська семіструнка!
Вже наше літо відцвіло.
Стоять сім слоників так струнко,
Та щастя зовсім не було...

Все памьятаю, як сьогодні -
Життя невдале без прикрас.
По сім змиряв роки негодні,
Та криво різав кожен раз.

Співав красуням я чимало,
Та полюблявся із сіма,
Де ж та, що мене покохала?
Ще зараз жодноі нема.

Чи я вгадаю, моя сгуба
З якої прийде сторони,
коли в тебе, гітара люба,
не стане жодної струни...

*******************
О чём грустишь, моя гитара

О чём грустишь, моя гитара,
Тихонько струнами звеня?
С тобой мы долго были парой
Да осень тронула меня.

С моей цыганской семистрункой,
Жизнь пролетела как кино.
Семь белых слоников по струнке –
А где ты, счастье, – хоть одно?

Всё в моей памяти так живо…
И что ж ты, жизнь, не удалась?
Семь раз отмеряно – всё криво,
Да и отрезано семь раз.

Я пел красавицам немало,
Влюбляясь каждые семь лет –
Видать, им песен не хватало,
Раз у меня любимой нет…

Звенит гитара еле слышно
Перержавевшею струной…
Что будет с жизнью никудышной
Как струн не станет ни одной?
 
http://maxpark.com/community/4932/content/5445694
***   ***   ***
БАСНИ

Басни...    Станислав Фишель

Ученица
Пришла ворона к соловью:
Послушай друг, как я пою!
Хотя признаться нелегко,
Что до тебя мне далеко!
Ну нет, ответил соловей,
Ведь ты не певческих кровей
И потому ты, например,
Всегда поёшь на букву «эрр»...
С тех пор кричит ворона:

Училась петь у соловья!

Иной решит, не дай-то Бог,
Что тут виновен педагог...
********************
Басни...    Станислав Фишель

Капкан басня
Лиса была коварна как змея,
К тому же на чужое очень падка..
Увидела что львиная семья
Живёт, ни в чём не зная недостатка.
тогда Лиса, придумав хитрый план,
Повесу Льва поймала в свой капкан.
Наутро лев  Лису толкает в бок:
Ты спишь и спишь,какой мне в этом прок?
Пойдёшь ты на охоту или нет?
Не то тебя пущу я на обед!
И тут Лиса узнала, чуть жива,
Что в львиных семьях
              львица кормит льва!

Но жалости к лисе поверьте-нет
Могла бы раньше глянуть в Интернет!

************

Басни...    Станислав Фишель

Самоуверенный

Один Косой, зимой, томясь от скуки,
Решил досуг свой посвятить науке.
На что Сова ему дала совет-
Поставить в норке быстрый Интернет.
В Лесмаге, заплатив Морковь - кредитом,
Себя (как ты) считая эрудитом,
Он сочленил всё то, что сочленялось,
И всё нажал, что только нажималось...
В конце концов всё пыхнуло огнём!
Остался пепел и Косой при нём...
                * * *
Пусть у тебя хоть трижды голова,
Инструкцию всегда прочти сперва! 
 http://maxpark.com/community/4932/content/5447023

***   ***   ***

Сонеты ... (Станислав Фишель)

Сонет №1
Когда поёт на ветке соловей
И студит лоб прохладный ветерок,
Кто может птицу посчитать своей,
Кто может ветер заготовить впрок?
Пылит дорога, высохла река –
И что природу бестолку молить:
Никто не в силах сдвинуть облака
И всё сухое дождиком полить!
Давно мечтаю о тебе одной,
Но ты, как птица, в клетке не поёшь –
Ты тут и там, как ветер озорной:
То порезвишься, то совсем замрёшь.

 

Могу просить о милости одной -
Пролей на душу благодатный дождь!
********************
Сонет №2
Улыбки нет – как будто нет лица.
Как много  видел я улыбок милых!
Но лишь твою я разгадать не в силах –
Ты вся секрет, с начала до конца.
Как это счастье перелить в слова?
Ты вся в улыбке – будто на ладони!
Пчелой в цветке невольно сердце тонет,
Вином хмельным кружится голова.
В  глазах видна не вся твоя душа…
Порывы чувств, ещё мне неизвестных,
Сдержав восторг, читаю чуть дыша
 

Во всех изгибах этих губ прелестных –
И, наконец, могу признаться честно:
Моя любовь, ты дивно хороша!

**********************
Сонет №3
Как мир велик, как много славных лиц,
Как много рук хотелось бы пожать!
Как много душ, прекрасных белых птиц,
В своём саду хотелось удержать!
Друзья вблизи и те, что далеко,
Вы как цветов весенних аромат,
Сплошным ковром покрыли вы мой сад,
Мне рядом с вами дышится легко.
Как много бед на жизненном пути
Я был бы сам не в силах превозмочь –
Но с вами вместе мы их гнали прочь,
Чтоб радость жизни снова обрести.

Ваш чистый свет не дал мне забрести
В чужой удел, где жизнью правит ночь.
*******************************
Сонет 4
В моей судьбе нет лучше этих рук,
Что бесконечно заняты трудом.
Заботой нежной держится мой дом –
С тобой не страшен  бурный мир вокруг.

С тех пор, как жизнь моя в твоих  руках,
Я позабыл уныние и страх.
Нам удалось не сесть на той мели,
Где разбивались семьи-корабли.

Приходит ночь, мир наконец затих…
Ах, эти руки, вы теперь со мной!
Я столько ласки ощущаю в них,
Что не желаю участи иной,

Как быть покорным лишь тебе одной
Всю нашу жизнь, как в этот чудный миг…
  http://maxpark.com/community/4932/content/5448320
***   ***   ***
Авторские переводы с английского... (Станислав Фишель)
 
Читать далее  http://maxpark.com/community/4932/content/5449636
***   ***    ***
Эмигрантский вектор... Станислав Фишель
ИСХОД

По пустому двору бродят галки с воронами,
разогнали скворцов наглецы-воробьи.
Все деревья в саду с поредевшими кронами
Сыплют жухлой листвой на седины мои.

В куст осенних цветов забреду по колени я…
Детский чудится смех – только пусто вокруг…
Злым наветом снесло всё моё поколение –
Улетел мой народ, словно птицы, на юг…

Не взойду на крыльцо и не гляну сквозь сени я…
Знаю: там пустота и не топлен камин.
Для усталой души велико потрясение –
Умер дом, словно друг, не дожив до седин.

Хватит слёз. Ухожу. Только ветер рассерженный
лист тетрадный бросает мне в ноги опять –
Там  насмешкой звучит над душою поверженной
надпись детской рукой: «Русь нам – Родина-мать!»
********************************
Я -еврей

Гуманность в России по прежнему в силе!
Меня не прогнали, меня отпустили,
А я упирался, я был не согласен,
Полезен же был и совсем не опасен!
Фамилия-ладно фамилия-слово.
Но русский я, русский! до самой основы.
Питаюсь картошкой, служу за копейки.
Ни бабка, ни мать у меня не еврейки!
Еврей был мой папа- для русских людей
Хоть папа, хоть мама, а я- иудей!
И если я русичем быть не достоин,
Уеду в Израиль, седлайте ваш Боинг.
Евреи в Израиле много добрее!
Здесь русским меня называют евреи...
30.4.15
****************************
...И ОТКРОЕТСЯ ТАЙНА            

Мой город и дом продуваются ветром насквозь,
Ни осени здесь, ни весны – только лето и лето,
И солнце в зените торчит, как расплавленный гвоздь,
Избыток тепла подкрепляя обилием света.

Мой город и дом на распутье прошедших времён.
Золы зачерпну из ещё не остывшего слоя –
И вздрогнет земля от падения римских колонн,
И вскрикнет солдат, поражённый пернатой стрелою.

Мой город и дом расположены в Райском саду –
Когда-то Господь создал здесь и Адама, и Еву
И прочь их прогнал, на свою и на нашу беду,
И Сына явить честь досталась овечьему хлеву.

С дороги судьбы человеку свернуть не дано.
На этой земле оказался и я не случайно.
Не знаю пока, что же мне совершить суждено,
Но правильный путь изберу – и откроется тайна.

На этой земле чудеса  происходят везде…
Кинерет блестит, как в небесные дали дорога.
В душе помолюсь и босой побреду по воде –
Прощенья просить у Тебя – мной забытого Бога…

************************
*    *    *
Израиль мой, корабль времён!
Ты стал моим любимым домом.
Ты был гоним со всех сторон
Бывал страной, бывал фантомом.
Ты под ветрами ста веков,
Врагом разбросанный по свету,
хранил детей и стариков
и верность божьему завету.
опять сошлись твои сыны
под стяги бело голубые
вложив в мозаику страны,
сердца, как камни в мостовые!
есть золотистая страна
теперь у моря голубого ,
мы устоим, пусть нас не много
Как и в былые времена...
22.06.13
http://maxpark.com/community/4932/content/5451375
***   ***   ***
Осень курит со мной

Солнце всходит, и осень берётся за дело,
Расчертив тротуар сеткой света и тени.
Чёрно-жёлтый ковёр чистит дворник умело,
Будто тигра, упавшего в гущу растений.

Загораются листья не очень охотно –
Всё слежалось, их нужно подвигать немного,
И огонь, в глубине упакованный плотно,
Как рассерженный зверь, прыгнет прочь из берлоги.

Опустел горизонт, и безлистые рощи
Незаметны совсем, хоть и воздух прозрачен.
Что ни год, то с судьбой соглашаться всё проще:
Как и листьям в костре, так же срок мне назначен..

А кленовый дымок бесконечно приятен,
Хоть и щиплет глаза и пылит на одежду.
И покажется мне, что, как старый приятель,
Осень курит со мной
Трубку новой надежды…
***   ***   ***
И в заключение...
Врач запретил излишества давно,
Но уж такая у меня природа –
Я пил, и пью, и буду пить вино
До самой смерти – и ещё полгода.

Нас жизнь всегда пытается убить,
Но в интернете у нее нет хода –
Так я на связь к вам буду выходить
До самой смерти – и ещё полгода.

Твоя любовь, как яркая звезда,
Сияет мне с ночного небосвода…
Одной тебе я верен навсегда,
До самой смерти – и ещё полгода.

Я вас, друзья, покинуть не спешу:
У нас – дал Бог – живучая порода.
И вам терпеть стихи, что я пишу,
До самой смерти – и ещё полгода...

                Станислав Фишель

***   ***   ***

Составление и оформление - Влад Валентиныч 2209016


Рецензии
Стас- это не только талантливый, но и уникальный поэт. Когда мне хорошо, когда мне грустно, всегда вновь и вновь читаю его стихотворения, потому что всегда что-то нахожу под своё настроение. Когда я пришла в сообщество, он направлял моё творчество, за что я ему очень благодарна. В каждом стихотворении Стаса есть строчки для души любого читателя.
Одна вот эта многого стоит" Ночь плывёт ароматами лета"...
Елена Кузнецова
*** ***
Сборник создан с разрешения Станислава Фишеля....
Влад Валентиныч

Влад Валентиныч   07.10.2018 06:30     Заявить о нарушении