Размышление на тему - Бессмертник

                Б Е С С М Е Р Т Н И К

     Народное русское название – сушеница, сухоцвет. Украинское – нечуй-ветер, сухарики, потому что их цветки и после цветения долго сохраняют свой вид. Один из цветов традиционного украинского венка, символ здоровья, несгибаемости, долголетия, памяти о предках и их помощи в трудные минуты.
     Дикорастущий бессмертник любит селиться на холмиках, которые образуются при рытье ям или каналов, когда на поверхность выбрасывается песок из более глубоких слоёв почвы. Его часто можно было встретить на братских могилах и боевых курганах. В древности люди верили, что эти печальные цветы охраняют сон и покой погибших, не дают ветрам и времени стереть с земли память о них. Считали, что через эти цветы предки передают свой привет живым, охраняют их от невзгод. О бессмертнике сложено много легенд.
     Есть у бессмертника ещё одно имя – нечуй-ветер. В старину существовало поверье, что тот, кто обладает этой травой, всегда может остановить ветер на воде. Избавить себя и судно от потопления…
     Философы говорят, что человек не может жить там, где нет цветов. Но и цветы не могут без человека. Особенно один – бессмертник.
     Бессмертник считают очень сильным оберегом. Если носить засушенный цветок в кармане, то он усилит энергетику своего обладателя и отвратит от него всякое зло. Дымом этих цветов можно окуривать дом, чтобы очистить его от влияния отрицательных энергий.
     В старину бессмертник сушили между оконными рамами. Тогда зимой, в трескучие морозы, можно любоваться летними цветами и знать, что в дом не проникнет никакое зло.
     За свой золотисто-солнечный цвет растение получило научное имя (гелихризум), которое так и переводится – «Золотое солнце», а за то, что сохраняется этот цвет очень долго, народ назвал растение – бессмертником.

     Обо всём этом я узнала гораздо позже. Бессмертник я помню с раннего детства. Мой отец лежал в госпитале в городе Винница. Гуляя в госпитальном парке, он собирал семена цветов. Следующей весной мама посеяла эти семена в нашем саду перед окнами. Названий многих цветов мы не знали. Просто ухаживали за ними и ждали когда зацветут. А когда зацвели, к нам в гости пришли мои дедушка с бабушкой. Они просто ахнули, когда увидели цветущие бессмертники. По местному поверью, эти цветы кладут у изголовья покойника. Дедушка так рассердился, что схватил палку и хотел, было их все уничтожить. Мой отец воспрепятствовал этому варварству… Разговор у них не получился и тесть с зятем сильно поругались. Мой отец был ярым атеистом и всяким «бабушкиным россказням» не верил. Вернее не допускал мысли, что он скоро умрёт от туберкулёза…
     Прошло какое-то время и на нашей окраине в одной семье умер младенец. Они очень ждали ребёнка и… вот такая беда случилась.
     В тот день я и моя мама были в хате в это время. Сердито залаяла наша собака. Мы выглянули в окно. По нашему двору ходили две женщины. Мне тогда было лет восемь и я их не знала. Я позвала маму и мы вышли на крыльцо. Одна из женщин сказала, что ей на похороны нужны цветы. (О том, что цветы, это такой же товар, как и всё, что растёт в огороде, нам и в голову тогда не приходило). Так, вот. Пока одна женщина разговаривала с моей мамой, другая обломала все цветущие бессмертники. Ни георгины, ни астры, ни циннии она не тронула. Мама не спорила. Даже отец мой стоял и молчал. Всё, что требовалось для похорон, люди сами отдавали. Так было заведено в нашем селе. Вечером пришла к нам моя бабушка, увидела обломанные цветы бессмертника и с облегчённым вздохом, перекрестилась. «Ещё поживёт!». Понятно, что эти слова касались моего отца. После этого он прожил ещё ровно год.
     А ещё через десяток лет я оказалась в Сибири. Мы купили сад. Конечно же, его не сравнить было с садом моего детства, но я, мечтая о цветнике, пошла на базар. Там стоял длинный ряд ящиков с цветочной рассадой. Бойкую женщину в широком фартуке я попросила из каждого ящика взять по пять цветков. Вечером посадила эту рассаду в своём саду вдоль центральной дорожки. Выросли, зацвели мои цветы.
     Как-то в разговоре со своими коллегами по работе я обмолвилась какие цветы растут в моём саду. Нина Николаевна тогда сказала, что самые ценные среди цветов – это бессмертники. Они всю зиму стоять будут в букете, не теряя цвет. О поверьях, бытовавших на моей Родине, я сказать не решилась. Это очень далеко от этих мест и люди тут живут по другим неписанным законам. Через какое-то время я услышала, что Нина Николаевна «уходит на пенсию». Я и срезала ей все бессмертники, что росли на моём огороде. Букет оказался роскошным на радость юбиляру. Прошло ещё несколько лет и я случайно встретила свою бывшую коллегу. Она сказала: «А у меня всё ещё стоит твой букет… Я смотрю и вспоминаю наш завод и тех, с кем работала…»
               
                А. Боднарук


Рецензии
Философы говорят, что человек не может жить там, где нет цветов. Но и цветы не могут без человека. (с)

Очень понравилась Ваша миниатюра, Анна.
Спасибо!

Ирина Юрская   07.10.2018 07:37     Заявить о нарушении
Эти слова могли понравиться только прекрасной души Человеку!

Всего Вам самого доброго!

Анна Боднарук   07.10.2018 12:38   Заявить о нарушении