Этапы и периоды развития интегративного целого

Предлагаю перед прочтением этой статьи провести небольшую разминку: похлопывая своей правой ладонью себя по животу, гладьте свою голову левой ладонью. Не огорчайтесь, если это не получается делать одновременно – у меня тоже не получается. :-)

Точно так же, рассматривая интегративное целое, мы не сможем одновременно рассматривать обе его основополагающие части. НО! При этом надо помнить, что рассматриваемый нами объект есть процесс, образованный двумя встречно, т.е. противоположно направленными субпроцессами – субъектами, чей персональный тоталитаризм задаёт им стратегически разные цели – стремление к недостижимому абсолюту монолитности своей субстанции, а тактически – к одной – к главенству в образованном ими объекте, в их общем доме, в объекте, именуемом интегративным целым. При этом персональные качества субъектов, самобытность каждого субъекта обуславливает самобытность объекта нашего внимания – интегративного целого (ИЦ).

Всякое интегративное целое (ИЦ) появляется в окружающей его среде как следствие существования в ней иного или иных интегративных целых. Оно появляется как следствие распада предшествующего ИЦ, напр.,"большой взрыв", породивший метагалактики Мироздания; как распад Римской империи на Византию и Рим, как распад молекулы на атомы... Прологом появления любого конкретного ИЦ может служить и синтез иных, конкретных ИЦ, напр., образование Евросоюза, оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, синтез молекулы из атомов...

Всякое ИЦ существует как последовательная смена периодов его количественного и качественного изменения. Количественные изменения я именую экстенсивным этапом развития ИЦ, а качественные – интенсивным. При этом важно помнить, что оба этих этапа сосуществуют вместе, хотя один из них преобладает. так же важно понимать, что оба эти периода могут быть, как "положительными", напр., количественный или качественный рост, так и "отрицательными", напр., уменьшение количественных параметров; ухудшение,снижение качественного уровня самого интегративного целого.

Появившись во внешней среде как её качественно конкретная структурная единица, ИЦ развивается в соответствии с присущей ему самобытностью и условиями, диктуемыми этой средой. Благоприятные условия обеспечивают положительный экстенсивный период развития ИЦ – количественный рост его параметров, без существенного качественного изменения самого ИЦ.
Если условия существования, диктуемые внешней средой, не благоприятны для экстенсивного периода развития ИЦ, т.е. для его количественного роста, оно меняется качественно, приспосабливаясь к тем условиям, или прекращает своё персональное существование, распадаясь на несколько самостоятельных, качественно иных, чем "родительское", ИЦ.

Поскольку всякое ИЦ есть процесс, порождаемый двумя его субпроцессами – основополагающими частями (ОЧ), то эти субпроцессы, а так же определяемые ими периоды экстенсивного, или интенсивного развития ИЦ сосуществуют одновременно. Тот из них, который оказывает на ИЦ более существенное влияние и является показателем того, на каком этапе развития находится рассматриваемое нами ИЦ.
Например, рассматривая конкретное человеческое общество в конкретных условиях его существования, мы видим два субпроцесса, характеризующие его состояние на момент рассмотрения: рождаемость и смертность. Если преобладающим является первый субпроцесс, мы говорим о благополучии общества, и о периоде его положительного экстенсивного развития в этих условиях. Если преобладает второй субпроцесс, мы говорим о неблагополучии общества и об отрицательном периоде его экстенсивного развития, чреватого качественным изменением самого ИЦ, диктуемым средой его существования.

Для понимания принципиальной идентичности развития всякого ИЦ, рассмотрим его существование, как процесс взаимовоздействия его основополагающих частей (ОЧ).
В соответствии с "требованием" своего персонального тоталитаризма, каждая ОЧ стремиться занять в ИЦ лидирующее положение. Это лидерство достаётся той ОЧ, которая качественно более однородна, монолитна, т.е, той, которая по своей однородности более близка к качественно стопроцентному монолиту. Такая ОЧ приобретает статус формы целого и право представлять своё ИЦ в окружающей его среде. Кроме того она, обеспечивает существование всего ИЦ, как процесса сосуществования обеих его ОЧ, делая это в параметрах собственного качественного уровня и "подгоняя" к этому уровню своего контрагента. Всё остальное, что не "дотягивает" до качественного уровня формы ассимилируется второй ОЧ, и по факту своей низкой однородности получает статус содержания этого ИЦ.

Основополагающая часть, находящаяся в статусе формы ИЦ, от его имени выполняет две важные функции: представительскую, представляя своё ИЦ в окружающей его среде, и содержательную-постоянную, обеспечивая закономерность сосуществования всех элементов ИЦ в параметрах, свойственных условно постоянному качественному уровню самой формы. А её контрагент, в статусе содержания выполняет единственную, но не менее важную для существования ИЦ функцию – содержательную-переменную.

Форма, фактически, "воюет" на два фронта: внешняя среда, окружающая ИЦ, и содержание собственного ИЦ. Вследствие таких контактов её монолитность снижается, поскольку форма разбавляется, ассимилируя, как ингредиенты внешней среды, так и ингредиенты содержания. В это же время содержание, ориентируемое формой и побуждаемое персональным тоталитаризмом своих компонентов, качественно растёт, приобретая всё большую монолитность. Наступает момент, когда монолитность содержания превышает монолитность разрыхлившейся, ожиревшей от внешних вкраплений формы. Тогда содержание, там, где тонко, взрывает форму, "выворачивает наизнанку" всё целое и, присвоив себе статус формы, являет в окружающей среде качественно новое интегративное целое. Король умер. Да здравствует король! Это и есть принципиальная схема существования интегративного целого.

Уважаемый читатель, я очень надеюсь, что понимание Мира, государства, человека, как принципиально аналогичных, лишь разноуровневых интегративных целостностей, позволит тебе лучше понять и окружающий нас Мир, и суть термина "государство", и, в конечном счёте, себя самого, как человека.


Рецензии