Дневник Павла Ф. 71018
Накануне уже нельзя было не заметить, что осень становится красочной и уходит однообразие зеленого. И хочется сказать что-то вроде: лабиринты расстояния не позволяют мне расслышать сообщение, посланное Вами с целью услышать собеседника, который находится в состоянии невозможности диалога с кем-либо и сейчас оказывается смотрящим на пастбища, где пасутся овцы, жующие траву и не понимающие наступления разноцветностей листьев клена, дуба, липы, березы.. Но, действительно, почему осень так задевает сознание? Начиная с «грустных полей» до «очей очарования». Я не специалист в психологии восприятия цветов и т.п., конечно.. Люди, как обычно, любят крайности. И поэтому скажут, что мы все это придумали, вообразили себе, а на самом деле природа совершенно равнодушна к нашей грусти или очарованности ею. В природе самой по себе не может быть грусти, уныния, печали, радости, восхищения. Это все, дескать, приносит человек, и наделяет природу чувствами, - так человек все наделяет чувствами, - вот тебе и поэзия. Но для поэзии как раз важно, что осень красива и печальна сама по себе, безотносительно к нашему сознанию, без которого она якобы была лишь железобетонной непроницаемой стеной материи. Если все дело в том, что мы можем вообразить себе что угодно, то почему именно осень так часто порождает «грустные поля» или восхищение золотоносными жилами листьев? Почему летние поля не вызывают столько грусти? А зеленые листья июля – столько восхищения? Да и зимние поля, пожалуй, тоже не являются столь печальной отметиной на лбу человечества.. Просто потому что увядание природы и дождь? Но зимой природа вообще находится на грани смерти – почему зимой нет такой меланхолии? Изрядные дожди бывают и летом, но такой поэтической грусти они не порождают. Восхищение золотой осенью – потому что красное с золотым так необычны в природе? Но летом тоже хватает разных красок, - взять хотя бы цветы, - но все не то и не так, как с осенью… Поэтому все-таки приходится признать, что в самой осени есть что-то возвышенное и пронзительное, и это в ней появилось еще «до» того, как человек это заметил и описал.. И как иначе это объяснить, если не тем, что Бог сотворил мир для человека, - стало быть, и осень Бог сотворил для нас, дабы мы, печалясь и восхищаясь, восходили от покаяния в грехах к радости вечной жизни..
Свидетельство о публикации №218100700301