Посвящение Сергею Есенину

Цель мероприятия: Создать общее представление о творчестве и поэзии Сергея Александровича Есенина.
Задачи мероприятия: 1. Привить любовь к чтению и родному слову.
2. Развить эстетические представления, воспитание вкуса и чувства прекрасного.
3. Научиться воспринимать поэтическое слово как одну из форм релаксации и досуга.

Ведущий: Уважаемые друзья! Сегодня наша встреча посвящена дню рождения замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Пусть дата и не круглая – 123 года, но разговор о есенинской поэзии всегда актуален и не требует круглых дат. Уроженец Рязанщины, села Константинова на реке Оке, самозабвенно любил Россию и воспевал ее в стихах без всякого пафоса и лозунгов, возводя до вселенского масштаба. «Тема Родины, России – подчёркивал Есенин неоднократно, - основная во всех моих стихах».

«Гой ты, Русь моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

Или «Спит ковыль…»

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Ведущий: В задачу нашего тематического вечера не входит подробный рассказ о жизни Сергея Александровича Есенина. Биография поэта хорошо вам известна из школьного курса русской литературы. Поэт в очерке «О себе» писал: «Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах». Есенину – человеку непростой судьбы и сложного характера – было суждено стать свидетелем исторических событий: революции 1905-1907 годов, Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, НЭПа. Он близко к сердцу принял смерть Ленина и был разочарован последствиями революционных событий. Поэт переживал душевный разлад между «Русью уходящей» с православным мировоззрением и патриархальным крестьянским бытом и «Русью советской», атеистической, нацеленной на мировую революцию.
 Есенин и после революции оставался тонким пейзажным лириком.

"Я последний поэт деревни". (отдельные строфы?)

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

или «Отговорила роща золотая»:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Ведущий: Поэтический дар Есенина был очень рано замечен окружающими. Стихи он начал писать в 9 лет, но печататься стал позже. Поэт вспоминал: «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий.  Когда я смотрел на Блок, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». Из поэтов-современников Есенину нравились больше всего Александр Блок, Андрей Белый и Николай Клюев. У Белого поэт научился облекать стихи в нужную форму, а два последних научили его лиричности.
В 1919 году Есенин вместе с товарищами опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой и быстро сошёл с поэтической сцены.
Творчество поэта было настолько масштабным и значимым, что не нуждалось ни в каких манифестах и школах.

Основные темы творчества Есенина следующие:
- Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь).
- Природа (прелесть пейзажа, описание времен года).
Закружилась листва золотая...
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе, и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть.
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?


- Деревня.
- Революция, война, новая власть.
- Счастье (поиск, сущность, утрата счастья).
- Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой).
Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины и родной природы.

«Не бродить, не мять в кустах багряных».
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

«Шаганэ, ты моя Шаганэ» из цикла «Персидские мотивы».
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Ведущий: Многие стихи Есенина посвящены братьям нашим меньшим. И одним из них «Собаке Качалова» мы завершаем наш тематический вечер. Пусть наше расставание с поэзией Есенина будет окрашено, хоть и грустной, но оптимистичной нотой. Потому что нам снова и снова захочется перечитать стихи поэта, найти свои собственные, которые лягут на душу и останутся с нами навсегда.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» («Собаке Качалова»).
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.


Рецензии
Машенька, мне не понятна цель вашего повествования. Не понятен смысл: для чего это: утвердить своё неравнодушие к лирике поэта. Или как опыт ликбеза? Но о нём столько написано, и трудно уже что-то добавить.
Тем более - даты нет: когда это написано. Может, в прошлом веке? Тогда понятно.

Николай Хребтов   20.04.2021 03:06     Заявить о нарушении
Сценарий мероприятия в библиотеке.

Мария Мас   20.04.2021 09:38   Заявить о нарушении