Тайны Вселенной. Наблюдатели

      Из книги «Тайны Вселенной» В.Н. Демина о макро и микрокосмосе:

«Человек – в Мире, но Человек также сложен, как  и Мир. Мир в человеке, но мир также сложен, как Человек. Космос продолжение Человека, и хотя Человек есть сумма Мира, сокращённый конспект его, - по такому конспекту проще и доступней осуществлять любые  познавательные акты, осмысливая историю Вселенной и её законы.

С.Н. Булгаков вслед за другими представителями отечественной философии и в соответствии с общей направленностью русского космизма также на передний план выдвигал человека во всех проявлениях его жизнедеятельности, включая речь, слово, имя.

Л.П. Карсавин … постоянно подчёркивал невозможность изолированного постижения Макрокосма без одновременного познания Микрокосма – другой неотъемлемой части онтологического Всеединства. … «Мир становиться мною, поскольку я становлюсь им … Мы одна из индивидуализаций Земли, Солнца – и его системы, … всего мира, который называется человеком (Адамом Каббалы, Пурушею, Парджапи индусов и т.д.)». Последняя фраза особенно знаменательна: русская космистская мысль в середине ХХ века вернулась к своим истокам – народному космизму в духе Голубиной книги и древнеарийских представлений о Вселенском человеке, неотделимом от самой Вселенной (так как он является самой Вселенной) и непрерывно реализующемся в мириадах конкретных личностей».

     Это подобно физическому организму и клеткам его составляющим. Каждая клетка есть отдельная сложная система, связанная с другими клетками, образующими единый организм. Мы не сознаём, что где-то в высших мира, мы составляем единое целое, хотя в физическом мире видимы отдельно друг от друга. Возьмите лист бумаги, прорежьте пять отверстий в нём. Просуньте в отверстия пальцы. С одной стороны листа все пальцы будут видимы отдельными, а с другой стороны – едиными. Лист и есть та граница между мирами, которая не даёт нам видеть своё единство друг  с другом.
 
«Некоторые учёные … ставят Вселенную в зависимость не только от человечества вообще, но и от отдельного индивида, преимущественно наблюдателя теоретика.
Вот типичные философско-естественно-научные рассуждения известного американского физика Джона Уилера: «Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь, Вселенная посредством их наблюдений ту  осязаемость, которую мы называем реальностью? Не есть ли это механизм существования? .. Не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как попало собранных вместе, гигантскую Вселенную со всеми её величественными закономерностями?...
Изучающего современную физику и химию не должно беспокоить, если окажется, что сущность всего, чем он занимается, происходит в конечном счёте из хаоса бесчисленных элементарных актов наблюдателей-участников».

      Получается, что человек (наблюдатель)   сам создаёт Вселенную, в которой живёт? Скорей всего, он выбирает один  вариант из множества существующих.

«Мы видим, Уилер ставит существование Вселенной и всего материального мира в зависимость от того наблюдаются они или нет и  каким именно способом наблюдаются. Одним словом: есть наблюдатель – есть и Вселенная, нет наблюдателя – ничего нет  вообще».

     Допустим это так. Все ли люди могут быть наблюдателями? Чтобы стать наблюдателем необходимо выйти (своим сознанием) из системы, которую наблюдаешь, и наблюдать её со стороны. Только тогда можно что-то в ней изменить.
    
    Прав ли Уилер в своих высказываниях?

«Ошибка, совершаемая Уилером, вовсе не его личное заблуждение как учёного. Американский физик, помимо антропного принципа, во многом исходит из концепции, утвердившейся достаточно широко и прочно, согласно которой описание законов природы ведётся с точки зрения системы координат, приведённых к условно неподвижной или условно перемещающейся системам. Покоится такая система с размещённым в ней наблюдателем – одна картина (пространственная протяжённость, временная длительность, масса и т.п.); перемещается – совсем другая картина. А если к двум обычно используемым в физики системам прибавить ещё десяток, или сотню, или тысячу – то получится столько систем, сколько и разных картин».

     Не вижу здесь ошибки. Наблюдатель (своим сознанием) находится вне системы, в которой находится его физическое тело, могущее находиться и в покоящейся системе и в двигающейся. Пусть существует множество картин, а это значит, что существует множество вариантов Проявленной Вселенной. Так что каждый человек может стать наблюдателем и создать свой вариант Проявленной Вселенной. Тем самым давая ей бесконечность существования.


Рецензии