О тоталитаризме и тоталитарном режиме

Любой, качественно конкретный, относительно автономный фрагмент мироздания есть интегративное, совокупное целое, состоящее из (2+n) разнокачественных частей. То есть всякое целое – это п р о ц е с с взаимовоздействия двух основополагающих частей этого целого, которые ассимилируют все остальные, присущие целому«n».
Эти, основополагающие, части целого последовательно замещая друг друга в процессе развития целого действуют в статусе его формы и содержания.

Во внешней среде, выступающей в роли объективного наблюдателя, это целое отождествляется с его формой, то есть именно с той основополагающей частью целого, которая на этом, конкретном, этапе развития целого "интересна" наблюдателю. Благодаря своему, качественно более высокому уровню, своей качественной монолитности, форма доминирует над качественно рыхлым содержанием, диктуя, по образу и подобию своему, нормы существования всем элементам целого.

В человеческом обществе такое стремление к превосходству любой его части давно известно и именуется по-разному: эго, эгоизм, пассионарность... Но я полагаю, что оно тотально и распространяется на любые (включая "неживую" природу) фрагменты мироздания, поэтому и называю такое свойство части её персональным тоталитаризмом.

Ранг формы целого чреват исполнением его функциональных обязанностей, одна из которых (представительская функция формы) - представлять целое в окружающей его среде, т. е. олицетворять собой целое, отождествлять это целое со своей собственной персоной. Таким образом, персональный тоталитаризм – это свойственное всякой части всякого интегративного целого стремление к отождествлению себя с целым. Персональный тоталитаризм – это стремление части целого к тождеству целому, через собственное, тотальное, превосходство над другой (остальной) его частью.

Считаю необходимым честно признаться, что не могу дать основательных объяснений происхождению этого свойства, именуемого мной тоталитаризмом. Но сам факт его тотального существования совершенно очевиден при рассмотрении любого интегративного целого, при рассмотрении любой из его частей, любого из их компонентов. Позволю себе предположить, что это свойство есть ни что иное, как унаследованная от "Большого взрыва" инерция самобытности всякого фрагмента мироздания.

Персональный тоталитаризм части проявляясь как её стремление к лидирующему положению в "своём" целом, индуцирует дискретное движение - изменение качества, как самой части, так и всего интегративного целого.
Персональный тоталитаризм – это, фактически, генератор, обеспечивающий неизбывность взаимного воздействия друг на друга основополагающих частей всякого целого. Причём это свойство, как истинный закон природы, не замыкается на уровне основополагающих частей целого, а имеет действительно тотальный характер, распространяясь на все фрагменты мироздания, в любой ипостаси их существования: элемент части целого, основополагающая часть целого, интегративное целое.

Именно в таком понимании и применении термин "тоталитаризм" несёт свою истинную и полную смысловую нагрузку в отличие от социально–политической фразеологии, где он уже 90 лет произвольно используется для обозначения различных фрагментарных, порой противоположных по своей сути социальных явлений, что не только определяет его разночтение, но порой и противоречит смыслу этого слова.

Так же неправомерно и применение термина "тоталитаризм" как синонима понятия "тоталитарный режим".
Такой режим есть не изобретение злого гения, а лишь результат естественной, как сама жизнь, самоструктуризации элементов основополагающих частей целого.
Элементы выстраиваются в единую иерархическую цепь в зависимости от потенциала присущего им персонального тоталитаризма. Элемент обладающий наибольшим потенциалом тоталитаризма становится во главе каждой из основополагающих частей этого целого, и в качестве доминанта - её формой.
Качественная монолитность одной из этих частей превосходит монолитность её контрагента, и она, становясь формой целого, отождествляет своего лидера в качестве формы всего целого.
Все остальные элементы целого составляют другую основополагающую часть. Закономерность её существования обеспечивается, регламентируется и контролируется доминирующим лидером.
При этом ранжированная в зависимости от персонального тоталитаризма её элементов цепочка доминирующей части превращается в тоталитарную иерархию целого.

Вот эта-то иерархия, во главе с её лидером, отождествляемым с самой интегративной целостностью, и определяет такой режим сосуществования элементов целого, который благоприятствует реализации персонального тоталитаризма элементов именно этой когорты - её тоталитарный режим.

В так называемой "живой" природе тоталитаризм части проявляется как реализация её инстинктуальной, генной программы - её инстинктуального и генного потенциалов, при содействии благоприобретённого ею потенциала рефлексов, знаний, навыков, т.е всего потенциала информации, свойственного каждой конкретной части целого.

Таким образом, применительно к человеческому и иному обществу, тоталитарный режим – это регламент, определяющий закономерность сосуществования элементов и частей общества в период реализации инстинктуальной программы его конкретного лидера.

На этом этапе – независимо от наличия и уровня сознания, и иных благоприобретённых потенциалов, которые здесь играют лишь второстепенную роль, обслуживая тоталитаризм лидера, - проявление его инстинктов становится нравственным ориентиром, определяющим существования общества.
 
Длина "цепочки", по которой утверждается и распространяется такой регламент, как и само её наличие, принципиального значения не имеет, находясь в прямой зависимости от параметров общества. Тем не менее, зачастую эта обезличенная "цепь" выдается за, сам тоталитарный режим. Это вуалирует истинного "творца" его, каковым всегда является лишь один конкретный элемент общества, невзирая на так называемую коллегиальность и прочие "демократизмы", используемые для направления общества на путь реализации тоталитаризма его лидера, порой являющегося "серым кардиналом".

Весь спектр видов общественного строя, от тирании до "представительской", "управляемой" или ещё более смешной - "суверенной демократии" есть именно тоталитарный режим, поскольку существование таких обществ обеспечивается как естественный процесс реализации тоталитаризма его (временно) лидирующего элемента, олицетворяющего собой основополагающую часть общества и, следовательно, олицетворяющего само общество.

Персональный тоталитаризм части целого является безотказной пружиной, обеспечивающей взаимовоздействие всех частей целого, что, по сути, и является процессом, именуемым существованием любого интегративного целого. Наверное, именно он и обуславливает всякому фрагменту сущего, свойственную ему самобытность.

Что нужно усвоить из предшествующего, чтобы освоить последующее:

1.Всякое интегративное целое (объект) есть не что иное, как процесс взаимоВОЗдействия двух его основополагающих частей (субъектов), качественно отличающихся друг от друга. Участников этого п р о ц е с с а может быть значительно больше, но основополагающими - только два из них. Остальные остаются нейтральными, или в какой-то степени ассимилируются одной или каждой из двух основополагающих частей. Следует учитывать, что, рассматривая объект, мы, фактически, рассматриваем лишь конкретный момент существования этого конкретного целого, как п р о ц е с с а.

2.Взаимовоздействие частей обусловлено наличием у них специфического свойства, которое проявляется как стремление части к лидерству в целом, к своей тождественности целому ("Государство - это я"). Вследствие тотальности распространения и присутствия этого свойства части, его правомерно именовать персональным тоталитаризмом части или просто тоталитаризмом. Именно это свойство обуславливает самобытность каждого фрагмента сущего. От вещества оно унаследовано существом.

3.Результатом взаимовоздействия основополагающих частей интегративного целого является распределение между ними, и исполнение ими функциональных "обязанностей" целого, осуществляемых в соответствии со статусом этих частей. Более качественная – монолитная, однородная по своему качеству часть приобретает статус формы целого, а её рыхлый контрагент – статус его содержания.

4.Качество частей определяется как монолитность, то есть значительное количественное превосходство в этой части тех её компонентов (элементов целого), которые являются носителями какого-либо конкретного, общего для них свойства, а так же обладают персональным тоталитаризмом более высокой плотности.
 
5.Более качественная часть потому и именуется формой, что формирует "регламент" существования содержания целого как процесс сосуществования его компонентов (элементов целого), обеспечивая их благополучие, т.е. возможность качественного и количественного роста компонентов и, соответственно, всего содержания в целом.
Эту функцию формы я именую содержательной-постоянной, поскольку содержание осуществляется в жёстких рамках качественного уровня самой формы, заданного как константа по отношению к качественному уровню содержания.
Второй функцией формы целого является представительская, в соответствии с которой форма, отождествляемая с конкретным элементом-персоной представляет всё целое в окружающей его среде.

6.Вторая (вся остальная) часть целого – содержание – выполняет единственную функцию – содержательную-переменную, благодаря которой качественно превзошедшее форму содержание замещает её, являя в окружающей среде качественно иное целое, с качественно иным содержанием и качественно иной формой.

7.Поскольку невозможно изобразить достоверную схему существования интегративного целого (объекта) без участия в ней основополагающих частей целого (субъектов объекта), качество которых обусловлено качеством их компонентов (элементов объекта), то оба, рассматриваемых трио: объект - субъект - элемент, а так же: интегративное целое - основополагающая часть целого - компонент части различаются лишь как те "звания" и "должности", те ипостаси и амплуа, в которых одномоментно пребывает каждый его участник.

Само же трио является тем эталонным образцом, в качестве которого можно (и нужно!) рассматривать и само мироздание, и его любой, относительно автономный фрагмент, от метагалактики до бабочки подёнки. Всё существование этого трио есть процесс, имеющий бытие не по чьей-то прихоти и произволу, а в полном соответствии с закономерностями взаимоотношений частей целого, взаимоотношений, обусловленных наличием объективной справедливости, т.е. закономерности исходящей от объекта, порождаемой в результате взаимовоздействия всех этих частей, движимых их персональным тоталитаризмом.


Рецензии