Борис Елепов. Все знания мира
Я уже не раз рассказывал о разных аспектах деятельности этого уникального (не побоюсь такого слова) учреждения – одной из крупнейших библиотек мира и одновременно крупной научно-исследовательской организации, патентоведческого центра, полигона по внедрению в библиотечное дело новейших достижений информационных технологий и прочая, и прочая, и прочая…
Думаю, что, продолжая этот ряд публикаций, будет вполне логичным поместить на Прозе.ру интервью, взятое мной в свое время у человека, который на протяжении 36 лет, буквально до последнего дня жизни, был директором библиотеки – Бориса Степановича Елепова.
Что интересно, на момент прихода на пост директора библиотеки он был в полном смысле слова человеком со стороны, никогда ранее не занимавшимся профессионально вопросами библиотековедения. Ученый-математик, тогда кандидат физико-математических, а позднее – доктор технических наук, он работал в тогда только-только зарождавшейся области информационных технологий. Разумеется, руководители Сибирского отделения вопрос о назначении Елепова директором со мной не обсуждали, поэтому то, что я сейчас скажу, – это чисто мои личные соображения, но думаю, что они не слишком расходятся с действительностью. Первые руководители большой сибирской науки хорошо умели мыслить стратегически. И они посчитали, что будет вполне достаточно, если в тонкостях библиотечной работы будут разбираться подчиненные директора, а смысл работы самого директора должен заключаться в другом – в умении обеспечить прорыв в деятельности огромной библиотеки по освоению информационных технологий. И они оказались правы.
Естественно, в библиотеку Елепов пришел не на пустое место и начинал не с нуля. Достаточно сказать, что его предшественник на посту директора Николай Семенович Карташев оставил этот пост, потому что был назначен руководить самой главной библиотекой Советского Союза – имени Ленина. И это красноречиво свидетельствует о том уровне, который был достигнут в деятельности ГПНТБ. Но данный факт задачу Елепова отнюдь не упрощал, а может быть, даже усложнял.
Тем не менее, с поставленными перед ним задачами Борис Степанович успешно справился. Наш разговор, результатом которого является это интервью, состоялся, когда Елепов уже пять лет возглавлял библиотеку. И многое за эти годы успел сделать. И во все последующие годы он продолжал активно работать, выводя вверенную ему библиотеку в один ряд с самыми современными и самыми авторитетными крупнейшими книгохранилищами мира.
Вот, пожалуй, и всё, что мне хотелось сказать, предваряя публикацию на Прозе.ру этого давнего интервью из 1985 года.
ВСЕ ЗНАНИЯ МИРА
Если быть совершенно точным, то сказать, сколько изданий хранится в этой библиотеке, нельзя. Число их изменяется каждый час, чуть ли не каждую минуту. Потому что ежедневно их количество возрастает примерно на две тысячи экземпляров. Можно назвать лишь примерное количество – около двенадцати миллионов.
Столько книг, журналов, газет, рукописей, других единиц хранения насчитывается в фондах Государственной публичной научно-технической библиотеки СО АН СССР и в других книгохранилищах Сибирского отделения, систему которых ГПНТБ возглавляет. А сегодняшний наш гость – директор крупнейшей библиотеки Сибири Борис Степанович Елепов.
– Борис Степанович, хотелось бы начать наш разговор вот с чего. Сколько времени существуют библиотеки, столько времени в сознании людей живет четко сформировавшийся образ библиотечного работника – неторопливого педантичного человека, который бредет между рядами стеллажей и шкафов, смахивая тряпкой пыль с книжных корешков. Но вот на входной двери вашего здания я увидел табличку, что вам требуются, например, механики холодильных установок – люди отнюдь не библиотечной профессии. Я знаю, что у вас недавно создана лаборатория управления банками данных. В штате ГПНТБ есть кандидаты технических и физико-математических наук. Значит, и в библиотечном деле научно-техническая революция сказывается?
– Интересно, а что вы скажете, если узнаете, что у нас уже два года функционирует специальный канал связи с Москвой и далее с выходом на ряд зарубежных стран, где существуют крупнейшие банки данных научно-технической информации. Или взять вот эти аннотированные указатели изобретений, – Борис Степанович подаёт два солидных тома: «Системы управления роботами» и «Передающие устройства промышленных роботов». – Ведь они и ряд других библиографических указателей сделаны с помощью ЭВМ. Таких примеров я мог бы привести достаточно много. Выходит, библиотечное дело научно-техническому прогрессу не чуждо…
…Удивительная это организация – ГПНТБ СО АН СССР. Книгохранилище мирового класса? Да. Но не только. Огромный «завод» по переработке информации? Конечно. Но это не исчерпывает всех её функций. Исследовательский институт, где ведется обширная научная работа, защищаются диссертации, издаются научные труды? Тоже. А еще учебное заведение, готовящее библиотечных работников высшей квалификации. А еще выставочный центр. А еще бюро переводов на все основные иностранные языки. А еще…
– Борис Степанович, вы, возглавляющий такую уникальную библиотеку, по образованию математик, имеете ученую степень кандидата физико-математических наук, долгое время проработали в Вычислительном центре СО АН СССР, в президиуме Сибирского отделения. Не сказывалось ли в вашей работе на посту директора, особенно в первое время, отсутствие специального библиотечного образования?
– Ну, об этом лучше, наверное, спросить не у меня, а у сотрудников. Конечно, вначале случались моменты, когда я чувствовал себя не совсем компетентным в сугубо библиотечных проблемах. Да и сейчас порой случаются. Так что новую свою работу пришлось начинать с основательного штудирования специальной литературы. Большую и важную помощь оказал мне прежний директор Николай Семенович Карташев, ныне возглавляющий национальный библиотечный центр страны – Государственную библиотеку имени В. И. Ленина. Но, должен сказать, у нас больше половины специалистов не имеют специального библиотечного образования. Я, как математик, сменил профиль своих исследований, сейчас занимаюсь проблемами автоматизированной системы управления библиотекой. То же самое могу сказать и о многих других наших «небиблиотекарях». Так что, считаю, это нам только на пользу – разные специальности сотрудников позволяют шире смотреть на мир, находить всё новое, что можно применить в библиотечном деле и эффективно использовать у нас.
– Приходилось слышать мнение, что библиотека Сибирского отделения находиться должна в Академгородке. Как вы относитесь к этой точке зрения?
– Считаю, что те, кто определил место для здания ГПНТБ, абсолютно правильно решили: библиотека такого уровня должна быть построена именно в городе, а не в Академгородке. И вообще функции главной библиотеки Сибири не должны ограничиваться только обслуживанием потребностей Сибирского отделения. Наши задачи значительно шире – оперативно поставлять новейшую научно-техническую информацию всем сибирякам, и прежде всего новосибирцам, работникам ведомственных институтов, преподавателям, специалистам различных отраслей, студентам, рабочим. И мы стараемся делать это как можно лучше.
– Борис Степанович, но есть в вашей библиотеке подразделение, которое связано, скорее, с глубокой историей, чем с новейшими достижениями. Я имею в виду сектор редких книг и рукописей…
– Да, на первый взгляд он может показаться в нашей структуре несколько чужеродным, так сказать, экзотическим десертом, которым мы потчуем на закуску своих гостей. Но в его работе я вижу глубокий смысл. Ведь большая часть хранящихся там рукописей и старинных книг обнаружена экспедициями на территории Сибири, с каждой находкой связана интереснейшая история. Оказывается, и двести, и триста лет назад здесь кипела напряженная духовная и интеллектуальная жизнь, сибирские поселенцы были в курсе тех исканий, которыми жил в их эпоху просвещенный мир, и сами создали немало интересного.
«Вечерний Новосибирск», 14 июня 1985 г.
Свидетельство о публикации №218100700967