Предшественник немецкого импрессионизма Ури Лессер

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
УРИ Лессер (Ury, Lesser; 1862, Бирнбаум, близ Позена, ныне Познань, Польша, – 1931, Берлин),.
Лессер Ури в 1878–79 годах обучался в Дюссельдорфской академии, в 1879 году - в Брюсселе, в 1880 году - в Париже у академического живописца Ж. Лефевра. Позже  некоторое время учился в мюнхенской академии художеств, где и  сблизился с Фрицем фон Уде (1848–1911) и Максом Либерманом.
В 1882–84 годах он подолгу работал на пленэре во фламандской деревне Волюве и на севере Германии.
Лессер Ури проживал в Берлине с 1887 года, а в 1889 году в Берлине состоялась его первая персональная выставка. В его работах этого периода есть еще некая литературность. Это еще не импрессионистические картины-впечатление, а картины-рассказы.
Ури выступил предшественником немецкого импрессионизма, ибо еще до Макса Либермана перешел к импрессионистской живописи.
Хотя он и был членом Берлинского Сецессиона, но держался особняком и не участвовал активно в художественной жизни.
Его любимыми сюжетами картин стали улицы Берлина и виды Бранденбурга, сценки в городских кофейнях и на улицах.  Огромный Берлин вызвал у Ури с самого начала искреннюю симпатию.
Любовь к городу нашла яркое воплощение в его творчестве, которое в честь 60-летия Лессера Ури было признано обер-бургомистром Берлина «художественным прославлением имперской столицы».
Ури виртуозно владел как маслом, создавая цветочные картины и натюрморты ...так и пастелью, которая позволяла ему отразить в пейзажах нюансы воздуха и света.
Но основной его темой оставался большой город, его быстро меняющиеся аспекты.
Он предпочитал ночные и дождливые, пасмурные виды города.
Палитра Ури более яркая, чем у других немецких импрессионистов; художник любит изображать насыщенную влагой атмосферу, световые отблески на мокрых от дождя мостовых.
Со второй половины 1890-х годов под влиянием символизма Ури обратился к библейской тематике и написал несколько больших картин аллегорического содержания (триптих «Человек», 1897; «Адам и Ева», 1899; «Иеремия», 1901; Музей искусства в Тель-Авиве), в которых, к сожалению, при высокой технике исполнения проявилась неспособность художника создать действительно глубокие и одухотворенные библейские образы.
Ури, в принципе, не удавались композиции с крупными фигурами, к тому же некоторым из них оказалась присуща некая слащавость («Молящийся Давид», 1910).
Художник это почувствовал и вернулся к привычным и любимым видам природы и города.
С 1920 года и  до смерти его художественная мастерская и квартира находились на Ноллендорфплац, в берлинском районе Шёнеберг.
В 1921 году художник стал почётным членом Сецессиона. В это десятилетие Лессер Ури много путешествовал и побывал в Лондоне, Париже и нескольких городах Германии.
Из каждой поездки он привозил огромное количество новых работ.
Вскоре после поездки в Париж в 1928 году после сердечного приступа состояние здоровья Лессера Ури серьёзно ухудшилось.
К концу жизни он вновь создал несколько серий на библейские темы.
В 1931 году Национальная галерея и берлинский Сецессион планировали устроить чествование художника по случаю его 70-летия.
Лессер Ури умер за три недели до этого события в своей мастерской в Берлине.
Он был похоронен на еврейском кладбище в берлинском районе Вайсензее.
После смерти Ури в его мастерской было обнаружено большое количество картин и 30000 рейхсмарок.
Большинство картин было продано на аукционе в частные руки. Позднее нацисты, что успели изъяли из музеев. И до сих пор большая часть творческого наследия художника находится в частных коллекциях.

Работы мастера можно посмотреть на сайте
Список 49 произведений - Лессер Ури  https://www.wikiart.org/ru/lesser-uri/all-works/text-list

Работы мастера можно посмотреть также на сайте https://gallerix.ru/storeroom/461834/


Рецензии