Голубая Надежда. Игры Богов ч. 17

Ценная бандероль стоимостью в один доллар.
Blue Hope/Голубая Надежда.
Игры Богов

Хельхейм - Земля Хель

"Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного"
(Сократ)


  Река Гьёлль течёт  у врат Хельхейма, к ним ведёт мост Гьялларбру. Мост с древности олицетворял объединение человеческого  и божественного. Этот образ  всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен.
   Землю и Небо, согласно мифам и легендам многих народов,  некогда соединяли дерево или лианы, позже мост, благодаря чему люди без труда общались с богами, поскольку смерти не существовало. Но сообщение между Землёй и Небом было прервано,  и по мосту можно было пройти только в качестве "духа", то есть для этого необходимо умереть. (1) Этот переход труден, так как  таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть.
"Идущий впереди - мост для идущего позади"
(Грузинская пословица)
   У греков мост ассоциировался с образом Ириды - богини радуги, вестницы богов. Радуга и Млечный Путь считались мостами между небом и землёй. В иранской мифологии Чинват - мост через водную преграду, разделяющую царства живых и мёртвых.
   В древнем Китае мост, соединяющий с потусторонним миром, был очень узким, и грешники падали с него в грязный поток. Да уж...искупаться в  грязи никому не хочется.
   Герой карело-финского эпоса "Калевала" Вяйнямёйнен, отправляясь в потусторонний мир, должен перейти мост из мечей и ножей. Трудно придётся, стараясь не упасть на острое лезвие.
   Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.
      Как стоят у реки души грешные,
      Души грешные, беззаконные,
      Они вопят и кричат,
      Перевозу хотят...
(славянские духовные стихи)
   По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия.
 В русских сказках и былинах  докрасна раскалённый Калинов мост - мост через Огненную реку Смородину  соединяет мир живых и мир мёртвых. В начале моста  богатыря встречает Баба Яга, в скандинавской мифологии - это и есть Хель.
  А на другом  конце Калинового моста - Змей Горыныч или Змей. Единоборство с ними  является олицетворением битвы Добра и Зла.
    Упоминания о реке Смородине и Калиновом мосту сохранились и в заговорах:
"Как через реку огненную перекинут мост калённый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег тёмный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег тёмный свой".
  В  древнерусских  магических заговорах  реку Смородину часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара. (2)
"Такова природа огня, выжигать за собой землю и не думать о том, что остается позади"
(Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова "Основатель")
  Образ Калинова моста, как некоего рубежа, нередко предстаёт в  совершенно противоположном значении.
Так,  фраза "Перейти Калинов мост" -  означала смерть, а фраза "Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту" - означала любовь, так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом. (3)
Я - мост над черной бездной,
Я  - свет над вечной мглою,
Неведомая лестница
Меж небом и землею.
(Густаво Адольфо Беккер)
   Мосты между миром живых и миром мёртвых существуют  в мифах, сказаниях и легендах разных времен и народов, хотя изначально существовали только перевозчики на лодках. Именно по этой причине в древности существовала традиция сжигать умерших в лодках или оставлять с умершим монеты и драгоценности для платы за перевозку.(4)
  Так на своей лодке через реку  Стикс  в Аид, мир мёртвых,  души перевозит Харон,  получая за это плату (навлон) в один обол, по погребальному обряду находящийся у покойников под языком. (5)
 Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.
"У каждой победы есть своя цена, и кто-то должен заплатить ее"
(Екатерина Казакова "Коммандос из демиургов")
  В русских народных сказках часто перед героем ставилась сложная задача - построить за ночь чудесный мост, одна половина которого серебряная, другая - золотая.
  Мост Гьялларбру через реку  Гьёлль был выстлан плитами из  светящегося золота. Золото - это символ иного мира, будь то преисподняя, Вальхалла (6) или подводное царство морского великана Эгира. (7)
  Обычно души умерших переправлялись через мост верхом или в повозке, которая до этого сжигалась на погребальном костре именно для этой цели.
   Умерших обували  в очень прочную обувь, которую называли "башмаками Хель",  чтобы покойные не испытывали страданий во время трудного и долгого пути.  И дорога для  Хервуда была трудной, но  верхом на коне Одина он не испытывал неудобств.
"В каком бы положении люди ни находились, они всегда могут найти удобства и неудобства"
(Бенджамин Франклин)
   А пока Хермуд мчался тёмными долинами в царство Хель, боги стали готовиться к похоронам. Тело Бальдра подготовили к погребению, обмыли, как положено и  перенесли к морю, чтобы возложить на ладью* Хрингхорни,  которая принадлежала ему при жизни.
*ладья - парусно-вёсельное морское и речное судно, приспособленное для дальних плаваний. От слова ло;дья произошло современное слово "лодка".
  Асы-боги хотели оттолкнуть ладью от берега и зажечь на ней погребальный костер. Но судно Хрингхорни оказалось так велико и было таким тяжёлым, что боги не сдвинули его с места, как ни старались. Даже Тор ничего не мог сделать, это его не просто растроило, а прогневило. Он было поднял свой молот, но Зевс осуждающе посмотрел на него, покачивая головой. Тор успокоился.
  Только Бальдр мог спустить свою ладью на воду, но теперь он был мёртв. Помогла  одна великанша, толкнула ладью с такой силой, что искры посыпались из-под её громадных ручищ, море заволновалось.
- Хюррокин! Разве так можно? - взволнованно обратился к великанше Тор, что не он сдвинул ладью. -  Никакого уважения к покойному!
  А великанша сделала вид, что не слышит, лишь повела плечами,  что окончательно вывело из терпения Тора. Он выхватил свой молот и прокричал:
- Я убью тебя!
- Эй, помедленнее! Не вздумай! - встали на защиту Хюррокин боги. - Нельзя на погребение кровь чужую проливать.
 Тору пришлось подчиниться.(8)
"Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней"
(Оноре де Бальзак)
- Ох, хо-хо! Не нравится мне всё это, – проворчал Тор, опуская молот. - Меня сейчас  разорвёт от злости! Я должен с кем-нибудь расправиться!
  Но на него не обращали внимание. Четверо богова подняли тело Бальдра и перенесли на ладью. Остальные собравшиеся  встали кругом и стальные  стали  горько его оплакивать.  Первым был Один: на плечах его сидели чёрные вороны, а за  спиной рядом с Фрейей стояли валькирии и асы.
   Горные и ледяные великаны тоже пришли попрощаться с Бальдром, как и подземные жители: карлики и гномы.
  Жена Бальдра, Нанна, увидела, как тело мужа несут на погребальный костёр, только вскрикнула,  как сердце её от горя  разорвалось. И упала Нанна замертво на морском берегу. Боги подняли её и положили на ладью рядом с мужем. Потом ввели туда и коня Бальдра во всей сбруе, чтобы и по ту сторону жизни конь продолжал верно служить своему хозяину.
"Хорошая лошадь слушается даже тени всадника"
(Квинт Курций Руф)
   Один положил в погребальный костёр кольцо Драупнир, при этом шепнул на ухо своему мёртвому  сыну что-то, что так и осталось  тайной для всех. Потом  отошёл, махнув рукой. Только тогда ладью подожгли. Пламя поднялось высоко и заполыхало  так ярко, так горячо, как солнце в самый жаркий день. Тор высоко поднял свой молот  и произнёс:
- Да будет благословен и свят этот костёр!
  Тут один из карликов, по имени Лит, обошёл Тора и встал перед ним, чтобы посмотреть на погребальный костёр поближе. За широкой спиной Бога он ничего не видел.
- Эй, малявка! Куда лезешь поперёд батьки в пекло! - возмутился Тор.
- Нашёлся батька, - пробурчал Лит, был он уже довольно  старым и опытным кузнецом.
  Тор услышал его слова и  пнул карлика ногой, тот не удержался,  упал в костёр и сгорел.  Все присутствующие только ахнули, а Один сказал:
- Видно, что Хель нужен кузнец, вот она и приняла жертву.
- Ха-ха-ха! - нервно хохотнул Тор, ему  полегчало, а оставшимся карликам и гномам, наоборот, стало куда как хуже. Они сгрудились в кучу и дрожали от испуга. Один грозно посмотрел на Тора. Тот  покачал головой, мол не трону больше никого.
-  Мне это не нравится, - ворчал Тор. -  Ох, как не нравится. Надеюсь, Хермуд Удалой всё уладит с Хель. Чем скорее Бальдр вернётся к жизни, тем будет лучше для всех нас.
 Жизнь уходит из рук, надвигается мгла,
Смерть терзает сердца и кромсает тела,
Возвратившихся нет из загробного мира,
У кого бы мне справиться: как там дела?
 (Омар Хайям)
  Хермуд ехал девять дней и девять ночей без сна и отдыха. Все дальше от Асгарда  уводила его дорога. День сменялся сумраком ночи,  а потом сгущалась непроглядная, беззвездная  и смолянисто-черная тьма. Итак изо дня в день, ночь за ночью.
     Наконец,  далеко впереди заблестело. Когда  Хермуд подъехал поближе,   свет стал намного ярче. И увидел он, что это мост. Но необычный,  а сверкающий чистым золотом. Хермуд понял, что близится конец его пути. Это был мост Гьялларбру.
"Я слышал, что каждый умерший должен пройти по этому мосту, чтобы попасть во владения Хель", - подумал Хермуд и направил коня вперёд к мосту.
   Слейпнир  безбоязненно  вступил на первую золотую плиту, мост под его копытами покачнулся и загрохотал сильнее самого мощного грома. Ведь  Гьялларбру громко звенит, если кто-то живой идёт по нему, и   остаётся тихим, когда идёт мёртвый.
- Живые! - Модгуд от неожиданности чуть не скатилась с покатого берега в реку Гьёлль. - Что они  делают в стране мертвецов?
    Слейпнир степенно проскакал  по мосту. Лишь на мгновение прикрыл Хермуд глаза, а перед ним уже стояла великанша в железных доспехах, но такая  прекрасная, хотя и бледная лицом.
"Что она так смотрит на меня, словно никогда не видела никого подобного", - пронеслось в мыслях аса.
- Я - Модгуд, хранитель этого моста. Только недавно пять толп мёртвых проехали по мосту, при этом их движение, были значительно слабее тех,  что произвёл ты на своём коне, странник. Ты не похож на мёртвого.  Я вижу, как по венам  у тебя струится алая кровь. И она пахнет так ароматно!
 Модгуд облизнулась и втянула ноздрями воздух.
-  У мертвецов лица серо-зелёные
 белые или иссиня-чёрные. Ты же румяный, живой. Зачем тебе в Хельхейм? Кто ты?  Как твоё имя и происхождение? - спросила Модгуд строго. - Только я позволяю умершим использовать мост, чтобы перейти с одной стороны реки Гьёлл на другую. Да и то в том случае, если душа назовет своё имя и чем занимается. Я охраняю мост, чтобы мёртвые  не вернулись обратно к живым.
  Модгуд говорила долго. Слейпнир в томительном ожидании пританцовывал на золотом мосту, как на подиуме. Хермуд слушал,  понимал, что нужно молчать. Только когда Модгуд закончила, он заговорил, тщательно взвешивая каждое слово. Начал с приветствия, принадлежащего самой богини Хель.
- Хельдрасиль!  Я Хермуд, сын Одина.
- Ты знаешь приветствие нашей богини? - удивилась Модгуд и ещё ниже наклонилась к Хермуду. - Ну, да, ты же ас, сын Фригг. Так зачем ещё одному сыну Одина здесь делать? К тому же живому, я бы сказала, живее всех живых. Вон как золотые плиты Гьялларбру грохотали.
-  Грохотали, гремели, звенели. Неудивительно! Слейпнир - конь самого Одина! Не просто конь, а восьминогий конь!
Хермуд  погладил Слейпнира по холке, тот благодарно заржал.
Модгуд зажала уши ладонями и отвела их только после того, как конь успокоился.
- Так почему ты здесь?
- Нужно мне в  Хельхейм, чтобы разыскать Бальдра, -  назвал Хермуд причину своего присутствия.
- Ну, да, ну, да! Братская взаимопомощь, - несколько иронично произнесла Модгуд, она удовлетворила  своё любопытство и ей стало скучно.
  Хермуд сделал вид, что не заметил иронии, не спорить же с великаншей?
- Вы  не видели Бальдра на дороге в Хель, милая дева?
   Модгуд  польстило, что с ней разговаривают так вежливо, да ещё девой назвали. Обычно мертвецы молчали,  от страха не могли произнести ни одного вразумительного слова. Проходило время, прежде чем  могли назвать себя.
- Кто однажды видел Бальдра, уж никогда его не забудет...Ах, даже мертвый он прекрасен!  - вздохнула Модгуд.  -   Бальдр  проезжал по этому мосту девять дней назад.  Мы с ним мило побеседовали. Сейчас он в палатах Хель, в её высоком чертоге.
- В палатах Хель? Как мне туда попасть? - в нетерпении спросил Хермуд.
- Следуй дорогой  вниз и к северу.  Прямо на север и всё время вниз, - уточнила Модгуд. -  Так и приедешь к воротам Хельхейма. Ступай...Да увидишь пёсика, Гарм его зовут, не бойся....
  Модгуд давно так долго не говорила, выдохнув, она прикрыла глаза.
"Можно отдохнуть  до следующей партии мёртвых. Живой ас отнял у меня много времени".
- Благодарствуйте, милая дева! - поблагодарил великаншу Хермуд.
"Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу"
(В.О. Ключевский)
    Махнув рукой на прощание,  Хермуд поскакал на Слейпнире как было сказано, по дороге, ведущей на север и вниз. Вскоре он добрался  до Железного леса Ярнвида, где росли деревья с белыми стволами и  железными листьями. От ветра листья звенели как тысяча колокольцев, шум стоял такой, что не слышно было топота конских копыт.
  В том лесу белесоватые стволы
  Выступали неожиданно из мглы.
  Из земли за корнем корень выходил,
  Точно руки обитателей могил.
  Под покровом ярко-огненной листвы
  Великаны жили, карлики и львы,
  И следы в песке видали рыбаки
  Шестипалой человеческой руки...
  Может быть, тот лес - душа твоя,
  Может быть, тот лес - любовь моя,
  Или, может быть, когда умрём,
  Мы в тот лес направимся вдвоём.
  (Н. Гумилев "Лес")
Ярнвид или, как его называли асы, Железный лес или " проклятый лес" -  был  самым странным местом.  В его атмосфере было что-то диковинное и зловещее. Весь он был пронизан мощными, тёмными энергиями. В наиболее густой чаще Ярнвида, в самом его сердце, скрывались Топкие Болота, покрытые густым серым туманом. В болотах жили  колдуны, ведьмы, тролли и невиданные существа.
     Деревья здесь вырастали до огромных размеров, были крепкими, как железо,  и стояли так густо, что казалось - это сплошная стена древней крепости, возвышающаяся над окружающим белым безмолвием.(9)
 После того, как Модгуд пропустила Хермуда никто не повстречался ему в лесу, будто великанша дала незримую охранную грамоту. А ведь в Железном лесу сама земля  источала магию. Слейпнир это чувствовал  и мчался галопом. Всё, что рождалось здесь, будь то деревья, цветы, плоды или живые создания, было  необычным.  Огромные цветы алого цвета  источали дурманящий запах. Хермуд прикрыл рот платком, а Слейпнир недовольно, беззвучно, поводил ноздрями.
  Тем не менее, Хермуд проехал лес без приключений. Вдруг он ощутил некое препятствие в воздухе,  но что это такое нельзя было разглядеть обычным взором. Хермуд только моргнул, как невидимая сила потянула его вперёд и он  оказался перед огромными  решётчатыми воротами, которые охранял  свирепый, покрытый кровью,  пёс. 
- Ого! вот это пёсик! - невольно вслух произнёс Хермуд. - Гарм, Гарм!
   Слейпнир вздрогнул, остановившись, попятился назад. Хермуд нежно  погладил его по холке. Конь еле слышно фыркнул и успокоился.  Гарм  было открыл пасть, из которой текла кровавая слюна, но не издал ни звука, почувствовав запах Морвуд,  и  исчез также быстро,  как появился.
"Оставь надежду, всяк сюда входящий"
(Данте Алигьери "Божественная комедия")
  Все души после смерти попадают в Хельхейм, кроме тех, кто отправляется к Одину в Вальхаллу. Хельхейм -   место жизни душ после смерти. Этот мир нельзя назвать адом или местом, где души умерших мучаются и страдают, возможно, для некоторых людей жизнь даже лучше, чем ранее,  на земле.
   Конечно же, никакого пекла, огня, пыток и мучений в Хельхейме для честных душ не существует. Стоит отметить, что понятие ада, объятого пламенем, характерно для Ближнего Востока, где жара является одной из самых смертельно-опасных напастей, способных уничтожить урожай и навредить людям.
   В России,  скандинавских странах  и некоторых  других, где половину года царит зима, Хель, богиню мёртвых и  загробного мира приравнивали к владычице холода и зимы, а не жары и огня.
   От имени богини смерти произошли такие слова, как Хэллоуин -  праздник мёртвых, и английское слово "Hell",  означающее  ад. Также слово "hel"  у скандинавов использовалось для обозначения смерти и могилы. Во всяком случае, мир мёртвых скандинавы называли по имени богини - Хельхейм.
    Хель стало именем нарицательным и означает что-либо связанное с болезнями, смертью и опасностью. Такая же участь постигла и славянскую богиню загробного мира  Морану, Мару  - мор, мрак, смерть...
"Лишь мудрейшие из мудрых без страха почитают Мару- Морену - Смерти Владычицу - как Великую Мать, открывающую Врата Жизни Вечной.  Гой, Чёрна Мати! Гой-Ма!" (10)
  У Хель в преисподней - большие селения, ведь ей надо вместить всех умерших. Вечный холод мира Хельхейм находился  в разительном контрасте с времяпрепровождением павших воинов эйнхериев, пирующих в воинском рае Вальхалле.(11)
"Эйнхерии все рубятся вечно в чертоге у Одина...а после мирно пируют".
("Старшая Эдда")
   Но тем не менее, подданные царства мёртвых Хельхейм бессловесно служили Хель, своей  повелительнице.
  Хель выглядит по-разному. Если посмотришь с одной стороны: она молодая девушка, прекрасная и желанная, только очень бледная, а другая половина лица  чёрно-синяя. Королеву Хельхейма часто называют сине-белой Хель.
  То Хель -  страшная свирепая старуха с перекошенным  красно-чёрным лицом цвета гниющего мяса. (12)
 Снорри Стурлусон (13) в "Младшей Эдде" так описывает хозяйку царства мёртвых:
"Она сутулится и имеет свирепый вид. Она исполинского роста - ещё ребёнком была на три головы выше своей матери".
  Двойственность в описании повелительницы Хельхейм неудивительна. Это символизирует связь с потусторонним миром, нахождение на грани миров.
"Голод - её блюдо,
Истощение - её нож,
...Одр Болезни - постель,
Злая Кручина - полог её.
 (Снорри Стурлусон "Младшая Эдда")
   Палаты Хель называются Мокрая Морось, двери все  на север, стены  сплетены из живых змей, их яд капает сквозь дымоход. Дракон Нидхёгг терзает и  пьёт кровь грешников - лжецов и убийц. (14) Хельхейм стал домом для них. Это самый тёмный, самый холодный и самый низкий из девяти миров мёртвых.
  Хель здесь настолько полновластная хозяйка, что перестала слушать богов, даже Одина, который не смог заставить Хель вернуть ей его умершего сына Бальдра. Таким образом, в царство Хель попадают не только души умерших людей, но даже умершие боги.
"Кто умер, тот ушёл. Воскреси ушедших, и новым поколениям будет труднее пробить свой путь"
(цитаты из аниме "Гуррен Лаганн: Прочь из этого мира")
  Сама Хель время от времени покидала свои страшные чертоги и объезжала землю на своём трёхногом белом коне. В тех местах, мимо которых она проезжала, начинались болезни и голод. Люди вымирали целыми деревнями и провинциями, как во времена  Чёрной смерти - эпидемии  чумы в Европе и Азии  в 1346-1353 годах.
"Чума воет и взывает,
чума камни раскидает..."
(с сайта "Жемчужины мысли")
  Хель помнит о своей вражде с богами и не зря собирает у себя в преисподней полчища мертвецов. Когда наступит день Гибели богов, они воссядут на корабль Нагльфар, что построен из ногтей мертвецов, и отправятся на бой с дружиной эйнхериев.  (15)
"Очевидность обладает чудовищной силой и всегда в конце концов восторжествует"
(Альбер Камю "Чума")
   Высокие ограды и крепкие решётки отделяют мир мёртвых от мира живых. Это препятствие  нисколько не напугало Хермуда. Он спешился со Слейпнира,  затянул подпругу. Слейпнир слегка подрагивал. Чтобы его успокоить, Хермуд достал из потайного кармана кусок сахара и протянул его коню. Слейпнир фыркнул, но благодарно принял угощение, слегка прикоснувшись губами к тыльной стороне ладони.
   Проведя рукой по роскошной гриве Слейпнира,  Хервуд снова вскочил в седло, пришпорил коня,  он и понёсся вперёд. Перед самыми воротами взвился над землей, как на крыльях.
  Ни один конь на свете не совершал такого прыжка. Перенёс он всадника через ворота, и вот Хермуд очутился по ту сторону стены,  куда нет хода живым.
 Во власти Хель принять или выпустить человека из мира мёртвых, она отвечает за выживание.
   И вот уже  Хермуд у палат Хель. Зайдя внутрь,  он увидел брата, сидящего на почётном месте.
"Как же он бледен, -  заметил Хермуд, вздыхая. - Да...смерть не красит".
 Но  Бог и здесь остался богом. За Бальдром заботливо ухаживали, специально для него наварили пиво, приготовили разные угощения. 
  Нашлось место за столом  и для Хермуда. В сумраке он разглядел, что  рядом с Бальдром сидела  Нанна, его жена, а по другую руку от неё -  карлик Лит, с недовольным выражением лица. Не хотелось ему сюда попадать. Да ничего не поделаешь.
"... тяжело жить только тем, что знаешь, и тем, что помнишь, и не иметь впереди надежды"
(Альбер Камю "Чума")
 Хермуд ещё раньше обратил внимание, перейдя мост Гьялларбру, что в мире Хель не всходит солнце.
- Ты не думай, брат, жить здесь не так страшно и ужасно, как говорили в Асгарде, - объяснил Бальдр, будто прочитал мысли Хервуда, провожая спать в мрачные палаты. -  В  мире Хель солнце не восходит никогда: ночь тянется вечно.
  Неудивительно, именно так и представляется подземный мир, где живут души умерших -  тёмный мир, то есть мир, где нет света.
  Свет же необходим только людям, которые пользуются глазами для координации в пространстве.
"Порой легче смотреть в глаза смерти, чем в глаза человеку"
(Станислав Ежи Лец "Непричёсанные мысли")
  Стоит ли считать мир мёртвых злым и опасным?
  Если хорошенько подумать, то бояться следует живых людей, вот они способны причинить вам кучу неприятностей, а мёртвые нет.(16)
***
"Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие. Злом называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание"
(Джон Локк)
 



(1) Мост / Символизм-символы - Значение символа Мост - Что символизирует Мост? - Мост в легендах и мифах - Новый Акрополь
www.newacropol.ru › bridge
(2) История Древнего мира Река Смородина и Калинов мост сайт web-kapiche.ru
(3) "Бой на Калиновом мосту"  Александр Козак Проза.ру
(4)  история древнего мира Богиня Хель и тёмный мир Хельхейм
(5) навлон - в Древней Греции - в общем смысле -  плата за морскую перевозку. В похоронном обряде -  плата Харону за перевоз через Стикс в подземное царство. В Риме такая плата называлась донация.
 обол - в древних Афинах мелкая серебряная монета, 0,65 грамма
(6) Вальхалла  - "дворец павших" - в германо-скандинавской мифологии  небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов
(7) Эгир состоит с богами-асами в дружественных отношениях: он приглашает их к себе на пир и сам их посещает. В поэзии он является  олицетворением спокойного моря
(8) "Скандинавские боги" на сайте: b-reading.ru
(9) Рута Пеле Проза.ру
(10) Книга: Славянская книга мертвых, Слово о смерти на сайте:e-reading.club
(11)Эйнхерии - в скандинавской мифологии лучшие из воинов, павшие в битве, которые живут в Вальхалле. По преданиям из 540 дверей Вальхаллы в день Рагнарёк выйдет по 800 эйнхерий, которые во главе с Одином вступят в битву с чудовищами и великанами.
(12) Мифологический словарь, Г.В. Щеглов, В.Арчер, М. ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006) ХЕЛЬ
(13) Снорри Стурлусон (1178 -23.09.1241) - исландский скальд, прозаик, историограф и политик. Снорри больше всего известен как автор "Младшей Эдды", состоящей из "Видения Гюльви", где излагаются сюжеты скандинавской мифологии.  Общепринято, что Снорри является автором "Круга земного", хотя некоторые ученые это мнение оспаривают. "Круг Земной" - это обширный свод саг, посвященных норвежским конунгам от легендарных времен вплоть до 1177 года. Снорри также приписывают авторство "Саги об Эгиле" и "Отдельной саги об Олаве Святом". Помимо своей литературной деятельности Снорри известен и как политик: происходя из знатного рода Стурлунгов, он принимал активное участие в общественной жизни Исландии.
(14)  Нидхёгг - имя дракона и означает "разрыватель трупов". "Мифы и легенды мира" Нидхёгг
(15)  В.Я.Петрухин "Мифы древней Скандинавии". "Мир чудовищ и преисподняя". Богиня смерти Хель" на сайте NORWFY
(16) Дарья Донцова "Главбух и полцарства в придачу"


Рецензии