А вот ещё был случай... 1973 г. Долгий путь на сев

ДОЛГИЙ ПУТЬ НА СЕВЕР. Январь - февраль 1973 год.
                  
       Приехал я как-то на выходной (в воскресенье) в город Краснотурьинск к тёте Инне и двоюродному брату Саше. В это время к ней пришла её подруга и стала рассказывать про своего мужа. Я их абсолютно не слушал, но вдруг краем уха услышал, что он уехал на север и устроился там работать шофёром на большую машину КРАЗ -лесовоз. Я и так-то давно мечтал утроиться работать на большую машину, но сейчас, когда услышал, что он стал зарабатывать по пятьсот рублей в месяц, решил, что завтра же напишу заявление об увольнении и отработав положенные две недели уеду на север. Дни тянулись нестерпимо долго, но долгожданный день настал, и я получил трудовую книжку и 125 рублей.               
       Радостный и счастливый я приехал в Краснотурьинск отдал тётушке 100 рублей и на другой день, 27 января, поехал на север искать счастье и любимую работу на автомобиле моей мечты.               
       Утром следующего дня я вышел из поезда (Свердловск - Сергино) на станции .... . Нашёл автобазу леспромхоза. Душа запела, а сердце затрепыхалось, когда я увидел так много огромных автомобилей на одном из которых я вот-вот сам буду работать. Но увы начальник сказал мне, что в настоящий момент водители не нужны и посоветовал мне не расстраиваться, а проехать на поезде до следующей станции и там попытать счастья в такой же автобазе. Вокзал, в котором мне предстояло дожидаться следующего поезда был абсолютно пуст. Вдоль стен крохотного зала ожидания стояли три жёлтые фанерные скамейки с металлическими подлокотниками, делившими скамейку на четыре отдельных сиденья. Протиснувшись под этими подлокотниками растянулся во весь рост и стал думать о завтрашнем дне. Переночевав на вокзале, утром следующего дня вышел из поезда на следующей станции. От станции до станции было не более 1 - 2 часов пути. Но и здесь меня ожидала неудача. Начальник сказал, что с удовольствием возьмёт меня на работу, но при условии, что я найду себе жильё. В поисках жилья, я обошёл весь посёлок, но увы. И опять ночь на вокзале на жёлтой фанерной скамейке и поиск работы и жилья на следующей станции. Но и там мне опять пришлось идти ночевать на вокзал, чтобы с утра вновь искать свое счастье на следующей станции.               
       До последней станции оставалось две - три остановки. Поезд пришёл, когда на улице было уже темно. В кармане у меня притаился последний рубль в испуге ожидая, что и его я тоже кому-то отдам, и я решил проехать дальше без билета. Все двери в вагонах были открыты, но проводников не было видно, и я прошмыгнул в один из них. В вагоне было темно и пусто. Я забрался на третью, (багажную полку) и положив меховую куртку и шапку под голову сладостно уснул под равномерный, ускоряющийся стук колёс.               
       "Гражданин, предъявите пожалуйста ваш билет", сквозь сон, эти слова прозвучали, как гром, среди ясного неба. Я спрыгнул с полки и в сопровождении контролёров вышел в тамбур. Через пару минут поезд остановился и меня высадили в морозную тьму. Дверь закрылась, и я побежал по перрону вдоль поезда с намерением заскочить в другой вагон, но все двери оказались закрыты.  Поезд тронулся и стал набирать ход. Я, недолго думая, вскочил на подножку предпоследнего вагона. Через несколько минут морозный ветер пронзил всё моё тело. Голые ладони горели от металлических поручней. Я понял, что до следующей станции не смогу удержаться в этом полувисячем положении и стал карабкаться в промежуток между вагонами. Буфера постоянно двигались и подпрыгивали под ногами. Держаться было практически не за что. И тут я увидел небольшую дырочку, в соединительной гофре, между вагонами. Я схватился за неё и просунул в неё окоченевшую руку, и вдруг гофра с треском стала рваться. Тогда я двумя руками изо всех сил стал рвать её и протискиваться в промежуток между тамбурами. Когда мне удалось одну ногу поставить в проход между вагонами и протолкнуть половину тела в узкую щель в гофре, как вдруг поезд начал входить в поворот и меня стало сдавливать, как тисками. Я пытался вырваться из этого неожиданного плена, но ничего не смог сделать. Сопротивление было бесполезным и вдруг, о счастье - поворот оказался не таким крутым и не таким затяжным. Тиски разжались и через минуту я вошёл в тёмный, но очень тёплый вагон. Опять улёгся на третью полку и провалился в глубокий и безмятежный сон. Не знаю, как долго я спал, проснулся, когда уже было светло. Прошёлся по вагонам, нашёл свою куртку и шапку и вышел из поезда на самой последней станции железной дороги -  Сергино. На этой станции было всего два полупустых двухэтажных дома в которых жили работники железной дороги. здесь мне делать было нечего, но денег для покупки билетов на обратную дорогу домой у меня уже не осталось, и я с последним рублём в кармане пошёл пешком дальше на север.               
       Примерно через 5-7 километров я дошёл до небольшого посёлка Сергино. На улице уже стемнело и от нечего делать я зашёл в столовую. Взял покушать на семьдесят копеек и присел за столиком, рядом с которым, за другим столиком, сидело четыре мужика и громко разговаривали. Невольно я услышал их разговор. Они оказались шоферами. Один из них рассказывал, что он от кого-то узнал, что в настоящее время в посёлке Перегрёбное создаётся новая автобаза и туда набираются шофера для работы на новых машинах на строительстве газопровода. Услышанное я, как говорится "намотал на ус" и твёрдо решил во чтобы то ни стало найти эту автобазу и устроится работать именно в неё. Выйдя из столовой, пошёл ознакомиться с достопримечательностями посёлка. Прошёлся по магазинам. На оставшиеся тридцать копеек купил батон белого хлеба и пару шоколадных конфет. Дальше по дороге я наткнулся на клуб. До начала киносеанса оставалось несколько минут, и я решил зайти и попросится у билетёрши бесплатно посмотреть кинофильм, чтобы ещё хоть пару часов посидеть в тёплом помещении. Куда пойти потом я даже не предполагал. Хотя скорее всего пошёл бы назад, на вокзал. Билетёрша оказалась общительной и разговорчивой. Она расспросила меня обо всём и узнав, как и почему я оказался здесь и без денег, сразу же предложила мне по окончании фильма помочь оформить ей клубную стенгазету. Я с радостью согласился, понимая, что пока буду рисовать, я буду находиться в тепле. После фильма она проводила меня в комнату и сказала "я оставляю вас здесь до утра и надеюсь, что вы меня не поведёте". Часа через три стенгазета была готова и я, попив горячего чаю с белым хлебом и шоколадными конфетами счастливый, что не пришлось идти на вокзал, улёгся спать на мягком, кожаном диване. Утром, когда уже рассвело, меня разбудили. Посмотрев мою работу она с восхищением хвалила меня и заплатив, три рубля, рассказала, как добраться до Перегрёбного.               
       Выйдя из клуба, зашёл в столовую и оттуда направился на вертолётную площадку. Вертолёты прилетали один за другим. Тогда я увидел их первый раз в жизни и всего за один день сразу несколько моделей и крохотный МИ-2, и неказистый, двухэтажный МИ-4, и изящный МИ-8, и огромный МИ-6. Весь день я просидел в вагончике, на вертолётной площадке, но так и не дождался вертолёта, идущего в Перегрёбное. Рабочий день подходил к концу, и парни, работающие на погрузке вертолётов, посоветовали не ждать нужного вертолёта, а полететь на любом другом в попутном направлении. Раздумывать было некогда, (тем более, что полёты в любом направлении, в то время на севере были абсолютно бесплатны для всех без исключения.) и я сел в последний на тот день вертолёт. Огромный грохочущий вертолёт МИ-6, примерно через час, приземлился в посёлке Светлый.               
       Все пассажиры и пилоты вышли из вертолёта и пошли в направлении вагон-городка. Не зная, что делать дальше я пошёл туда, куда пошли люди. Два десятка вагончиков выстроенные буквой П быстро поглотили всех прилетевших людей, и я остался один в морозной северной темноте. Вдруг из одного из вагончиков вышел парень. Проходя мимо меня, он спросил, кого я ищу. Я не мог внятно объяснить ему, что-нибудь вразумительное и он, потирая замерзающие уши, сказал: "Ладно пошли скорее ко мне в вагончик, там всё и расскажешь".               
       В вагончике было жарко. Несколько парней сидели за столом. Они предложили раздеться и поужинать вместе с ними. Я с радостью сел за стол, выпил налитые сто грамм и стал рассказывать, каким ветром занесло меня в их "степь". Парни выслушали, налили ещё треть стакана и стали рассказывать и советовать, как добраться до моей цели. Потом один из них сбегал за комендантшей вагон-городка. Она принесла чистое постельное бельё и показала кровать, на которой я мог лечь спать до утра.               
       В шесть утра меня разбудили и предложили доехать на бензовозе ЗиЛ 157 с прицепом до посёлка Игрим. Позавтракав вместе с водителем, у него в вагончике, мы поехали по заснеженному северному зимнику, углубляясь ещё дальше на север.
       В Игрим мы приехали около часу дня, и я сразу же отправился в аэропорт, чтобы на вертолёте улететь дальше в Перегрёбное. Но вертолёта в нужном мне направлении не было до конца дня. И мне пришлось пойти в посёлок, чтобы поужинать, да и просто, как говорится "Убить время". После ужина в столовой у меня остался ещё один рубль от денег, заработанных в Серьгино. И я опять пошёл в клуб посмотреть кино. После фильма, я собирался идти в аэропорт, чтобы переночевать там на скамейке в зале ожидания. Выйдя из клуба, обратил внимание на группу парней громко хохотавших, обсуждая смешные фрагменты фильма. Я не-спеша поплёлся за ними. Вдруг они повернули к двухэтажному дому и всей гурьбой стали входить в него. Я догнал их и вместе с ними вошёл, как потом оказалось в общежитие шоферов Игримской автобазы.               
       Вместе со всеми, миновав дежурную вахтёршу, прошёл в коридор, и увидел, как мгновенно толпа парней растаяла и исчезла за многочисленными дверями общежития. Что было делать дальше я не знал. И вдруг, за одной из дверей, услышал громкую музыку и оживлённый разговор. Робко приоткрыл дверь и заглянул. И в тоже мгновение услышал: "Заходи, не бойся!".   
       За столом сидело несколько парней. Пили вино. Праздновали день рожденья одного из них. После штрафного стакана вина завязался разговор. Узнав откуда я, куда и зачем парни предложили мне остаться жить у них. Прожил я у них дней восемь - десять. Но так, как я жил в этой общаге нелегально, то спать мне приходилось каждую ночь на другой кровати (каждую ночь кто-то из водителей был в рейсе, и я занимал его койку, но никто из мужиков на меня не обижался, даже в других комнатах). Все знали, что я устраиваюсь на работу и пока мне негде жить и не на-что поесть. Каждое утро я ходил в какое-то административное здание в надежде, что вот-вот приедет начальник и свершится долгожданное, желаемое чудо - меня примут на работу. Но с приездом начальника ничего не изменилось. Он сказал, что всё будет хорошо, но надо немного подождать, когда придут автомобили. Ожидание казалось вечностью. Я продолжал жить в общаге, питаться чужими харчами и ждать, ждать и ждать.               
       Однажды утром, когда одни уже ушли на работу, а другие уже легли спать, вернувшись из рейса и уснули как говорится богатырским, беспробудным сном, я услышал отчаянный крик о помощи. Выглянул в коридор и увидел, как здоровый лысый мужик избивает комендантшу общежития. Не раздумывая подбежал к ним и стал оттаскивать озверевшего мужика. Он отключился от женщины и набросился на меня. Я ловко увернулся от удара и мгновенно врезал ему в подбородок. Он рухнул, как подкошенный и затих. Женщина куда-то убежала, а я спокойно и невозмутимо пошёл по коридору к себе в комнату. Удары и нервы в то время у меня были железные. Вдруг я услышал, как кто-то громко крикнул, "Витюха - нож". Я обернулся и увидел, как лысый мужик рухнул возле моих ног и воткнул огромный нож в пол. Это парень, предупредивший меня о ноже подставил ему подножку. Я тут-же пнул по ножу, и он улетел в конец длинного коридора и не дожидаясь, когда нападающий поднимется с пола со всего маха пнул ему в лицо. Он стих и больше не пытался напасть на меня, а я ушёл в свою комнату и лёг отдыхать.               
       Вечером, когда у комендантши закончился рабочий день, она зашла в мою комнату и со слезами страха попросила проводить её домой. Когда мы подходили к её вагончику, в свете фонарей мелькнула чья-то тень и очень испугавшись, она попросила меня остаться у неё на ночь. Я согласился. Утром с вином и гостинцами пришёл этот мужик и стал просить у неё прощения. Я хотел было уйти, но она попросила остаться, а ему предложила уйти и потребовала больше никогда не приходить к ней. Когда он ушёл, она рассказала, что когда-то давно дружила с ним, а потом его посадили в тюрьму на десять лет за убийство. Эти десять лет она жила своей жизнью и совсем забыла про него. Пять лет назад у неё родилась дочь. Отец дочери недавно погиб (он работал шофёром). А несколько дней назад откинулся с зоны и пришёл к ней давно забытый и ненужный ей "друг". С этого дня я остался жить у неё во второй половинке вагончика: охранником спокойствия её и дочки. Мужик приходил ещё пару раз, но она не пускала его на порог.               
       Прошло несколько дней. Я как всегда шёл утром узнать не пришли-ли долгожданные автомобили. Вдруг дорогу мне перегородили два мужика. У одного из них, у моего "знакомого", в руках был всё тот-же здоровенный нож. Не разговаривая он стал размахивать им, пытаясь воткнуть его в меня. Но, приёмом, чётко отработанным в армии, я выбил у него нож и вывернув ему руку, уронил его на землю и бросился на его помощника. Он, увидев лежащего и стонущего друга испугался и как говорится дал стрекача. Прошло ещё несколько дней. В эту ночь выдался сильный мороз. В вагончике было холодно и перед тем, как лечь спать, я передвинул свою кровать к другой стенке моей комнаты, поближе к горячей, кирпичной печке.    
       Ночью я подскочил от грохота выстрелов. Галя, так звали комендантшу, вбежала в мою половинку вагончика и включила свет. Два жигана пробили стенку вагончика в том месте где всегда стояла моя кровать и застряли в полу. Мороз спас мне жизнь. На другой день хозяйка пошла в милицию. Больше я никогда не встречался с этим опасным и неприятным "человеком".               
       Прошло ещё несколько дней и радостное сообщение о прибытие автомобилей затмило все неприятности и невзгоды, которые произошли в дни ожидания осуществления моей мечты. 22.02.1973 была сделана запись в трудовую книжку, о том, что я принят в ПЕРЕГРЁБНЕНСКУЮ АВТОБАЗУ № 4 треста СТПС водителем 2 класса.               
       В составе группы из пятнадцати человек я полетел на вертолёте туда откуда улетел искать Перегрёбинскую автобазу - в Сергино. Сверху из иллюминаторов вертолёта мы увидели тот железнодорожный состав, на котором стояли пятнадцать новеньких КРАЗов и один УАЗик - "таблетка". Вертолёт приземлился буквально в ста метрах от состава, и мы пошли выбирать себе машины. Подойдя поближе к машинам, стоящим на платформах, я испугался. Ведь я видел эти машины только со стороны. Я никогда даже не сидел в кабине этих (по тем временам) исполинов. Водители стали деловито заниматься машинами. Выбили из-под колёс деревянные колодки. Отвязали проволочные растяжки. Проверили уровень масла в двигателе, наличие антифриза в радиаторе и уровень топлива в баке. Я стоял в сторонке и наблюдал за всеми, не зная с чего и как начать знакомство с долгожданным, но неизвестным мне автомобилем. 
       Неожиданно сзади ко мне подошёл высокий, худощавый, но крепкого телосложения, парень. Спросил почему я не подхожу к автомобилю. Я объяснил ему в чём дело, и он охотно согласился помочь мне. Через несколько минут мы оба сидели в заведённом, новеньком КРАЗе, беседовали и ждали, когда до нас дойдёт очередь сгонять машину с состава. Он рассказал мне, что уже работал на таких машинах в леспромхозе - таскал "хлысты". Я обрадовался и попросил его согнать машину с состава из пятнадцати вагонов. Он охотно выполнил мою просьбу. Я сидел рядом и со страхом смотрел вниз. Мне казалось, что машине не хватает ширины вагонов и что она вот-вот может свалится. Расстояние в пятнадцать вагонов мне казалось непреодолимой вечностью. Но слава богу всё когда-то кончается и этот путь тоже был успешно преодолён. В конце пути у съезда с платформы нас ждал первый начальник вновь организовавшейся Перегрёбинской автобазы Хмара Валентин Иванович. Высокий, седовласый очень спокойный и интеллигентный человек. Он спросил меня почему я не сам сгонял автомобиль и поинтересовался откуда взялся этот парень. Узнав, что он водитель с опытом работы на КРАЗах - лесовозах предложил ему согнать с состава последнюю машину и остаться на ней работать. Коля Ястремский, так звали этого парня с радостью согласился. Когда согнали последнюю машину, наступил вечер, и мы расположились на ночлег - каждый в кабине своей машины.               
       Утром нас загрузили железобетонными пятитонными пригрузами по два на каждую машину и колонна в сопровождении БАТа (большой артиллерийский тягач) двинулась в сторону посёлка Перегрёбное. Дороги можно сказать не было. БАТ то и дело расчищал перемёты и таскал застрявшие в сугробах "лаптёжники". Примерно на середине пути пришлось преодолевать глубокую с крутым подъёмом лощину. БАТ цеплял машины внизу и тащил на вершину подъёма. Дошла очередь до меня, но я отказался цепляться за "галстук" и понадеявшись на мощность автомобиля дал газу до отказу и предельно разогнавшись на спуске перед подъёмом, не снижая оборотов стал подниматься в верх, но в конце подъёма КРАЗ стал задыхаться. Я решил переключится на низшую передачу, но автомобиль резко остановился в снегу и медленно покатился назад. Я нажал на педаль тормоза и в тоже мгновенье услышал шуршание и лёгкий удар. Выйдя из машины, увидел, что оба пригруза и задний борт лежат на дороге. Валентин Иванович подошёл ко мне и сказал: "Ничего сынок, не расстраивайся. Ничего страшного, поработаешь - научишься." БАТ оттащил пригрузы с дороги, борт загрузили в кузов другой машины и колонна двинулась дальше. Ближе к ночи мы въехали в Перегрёбное. Проехали вокруг деревни и остановились где-то в поле у опушки леса.         
       Утром мы подъехали к вагон-городку СМУ – 4. Позавтракали в столовой под запись до зарплаты и поехали выгружаться. С этого дня мы ездили в Сергино за пригрузами два – три раза в сутки. До тех, пор пока весной, верховая вода на ледовой переправе через Обь у посёлка Перегрёбное местами стала достигать примерно плюс минус - метровой глубины. В целях безопасности ездили с открытой дверью, чтобы в случае необходимости можно было выпрыгнуть подальше от тонущего автомобиля и не уйти с ним под лёд. 
       Спали в кабинах, но через несколько дней нам выделили территорию для автобазы. Очистили от снега и поставили два вагончика. В одном из них организовали диспетчерскую и кабинет начальника. 
       В любое время суток нас приветливо встречала одна из двух первых диспетчерш АТБ-4 - Неля Фогель и Ольга Малёванная. В другом вагончике отдыхали шофера. В нём было по четыре кровати в два яруса в каждой половинке. И днём и ночью все кровати были заняты, и я никогда, даже не пытался там отдыхать. Мне больше нравилось спать в кабине и нюхать солярку, чем потные портянки развешанные на батареях отопления и слушать ровный рокот мотора, чем храп до изнеможения уставших мужиков. Постепенно количество вагончиков увеличивалось и к лету мы уже свободно разместились в них. В некоторых вагончиках жили семьи. По две семьи в каждом. В остальных жили холостяки по три человека в половинке.
       Так началась моя жизнь на севере. За семнадцать лет работы на севере было много трудных, и даже смертельно опасных случаев. Были конечно и приятные, радостные и даже счастливые дни, но я буду рассказывать не о них.  Конечно не все случаи запомнились так, чтобы я мог их описать, но всё-таки о некоторых из них я постараюсь рассказать в своём сборнике рассказов «А ВОТ ЕЩЁ БЫЛ СЛУЧАЙ…»


Рецензии
Весьма интересное жизненное повествование. Сам прожил в Воркуте 27 лет и знаю что такое север.

Владимир Назукин   11.10.2020 20:07     Заявить о нарушении
Если Вам нравятся рассказы о севере, читайте с 1973 по 1989 годы. Надеюсь, что Вам понравится. Если нет - напишите об этом в рецензиях, что бы я мог попытаться исправить недостатки. С уважением и благодарностью приму все Ваши замечания.

Виктор Позднянский   12.10.2020 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.