Христианский перформанс

Христианский перформанс.


Недавно смотрел на Ютубе выступления известного проповедника иерея Смирного. В одной передаче Соловьёв его спросил: «Как же это так получается, в храме проводить перформанс нельзя, а в театре можно?». Он имел ввиду выступление Пуси-Райт в храме и те случаи, когда священник или прихожанин пытаются разогнать спектакль или концерт. Сюда я бы добавил ещё те случаи, когда усилиями духовенства какой-нибудь спектакль просто отменяется, и когда римский патриарх не мог приехать в Россию (помешали епископы РПЦ, Кураев одобрил).
***
Что есть перформанс? Если рассматривать его упрощённо – перформанс – это мелкое хулиганство, которое не влечёт за собой тяжёлых последствий для его совершившего. В этой связи Соловьёв (и многие другие) задаются вопросом: почему в церковной истории было много случаев христианского перформанса, и это не было осуждено, а наоборот, даже ставится в пример?
***
На это я бы предложил привести хотя бы один пример церковного перформанса. И тут, наверное, посыпались бы эпизоды из житий святых, когда разрушались античные статуи, и совершалось много подобного. Можно вспомнить грузинского монаха, который поджёг портрет Ленина. Но был ли в этом перформанс? Если рассмотреть все эти случаи более внимательно, то мы убедимся, что все эти эпизоды не подпадают под определение «хулиганство». За разрушение статуи Аполлона можно было лишиться жизни, и, с точки зрения тех законов, это не хулиганство, а преступление. Поэтому, я бы сказал, ни один святой никогда не занимался мелким хулиганством. Нарушением законов – да, но не перформансом. И поэтому, вопрос, я думаю, теперь исчерпан.
***
Что же касается выступление группы Пуси-Райт, то, я думаю, на первый раз их можно было простить. То, что не пустили римского Патриарха – это неправильно. То, что мешают проводить спектакли и концерты – это вредительство. В 1-м веке нашей эры в языческих театрах высмеивали христианство, и никому не приходило в голову прийти на спектакль и что-то кричать. Смелых людей было полно, каждый день люди умирали за идею, но ни один не пришёл ни на ипподром, ни в театр, ни на концерт. Церковь жила своей жизнью, ей было глубоко безразлично, что происходит во внешнем мире. И, я думаю, с этого и надо брать пример. Если же возникнет такое явление, как «христианский перформанс», то христианство начнёт превращаться в ислам, появятся табу, дрэсс-код, и многое другое. А мне бы очень этого не хотелось.




08.10.18


Рецензии