29. Степан Пачиков и Евгений Евтушенко

Они не просто были знакомы. Они дружили.  И Евгений Евтушенко написал стихотворение, посвящённое Степану Пачикову: «А снег идёт, а снег идёт..»
Это была реакция Евгения Евтушенко на истории про снегопады в Касткильских горах, часах в двух езды от Нью-Йорка. Там у Степана была дача.

Он пишет:

«Так получилось, что, начиная с 1984 года, когда я купил свой первый персональный компьютер Amstrad, я помогал (да и сейчас помогаю) довольно большому числу людей осваивать персональный компьютер.

Среди моих первых учеников были и Борис Заходер, и Эдик Успенский, и Евгений Евтушенко и много других людей.

Заходер, кстати, обожал Norton Commander и лихо с ним управлялся. В качестве «платы за обучение» он читал мне свои неопубликованные стихи, когда мы гуляли по его дачному посёлку.

Успенский жил недалеко от Заходера, и моя двух-трёхлетняя дочь очень любила его дом, так как там было обилие всякой живности.

Евтушенко, видимо, тоже в качестве платы за обучение решил дать герою своей повести про Ельцина фамилию Пачиков, но я воспротивился и в результате компромисса в повести появился следователь Пальчиков, человек вполне положительный, борец с коррупцией :)

Как-то несколько месяцев спустя Евтушенко позвонил мне уточнить детали про офис моей первой фирмы «ПараГраф», который в конце 80-х располагался на Петровском бульваре. Детали ему были нужны для статьи об Иртеньеве. В этой статье он упоминал историю, как я читал Иртеньева всей фирме по громкоговорящей связи.
Сегодня он позвонил чтобы прочесть мне по телефону его реплику на мои истории про снегопад в Wurtsboro, NY.

Я записал его чтение на iPhone и выкладываю здесь (с его разрешения).

Читает он замечательно, но, к сожалению, записалось довольно тихо. Кроме того, в версии, которая опубликована внизу, он уже после чтения и записи на телефон, убрал название штата Нью Джерси, так как дача у меня в штате Нью-Йорк:)
Вот его стих (Цифрами помечены сноски на мои комментарии):

ОДА ЛОПАТЕ («А снег идёт, а снег идёт...»)
Из моей ранней песни на музыку А. Эшпая

Уж если с вами мы завязли в трёпе,
я расскажу о Пачикове Степе.
Ему происхождение удина
дороже было званья господина,
как будто бы за ним из дальней дали
как за посланцем горы наблюдали.
И словно смысл отцовского наказа,
он соблюдал свободный нрав Кавказа.

В студентах он не ввязывался в драки,
плакаты клеил «Руки прочь от Праги!»,
 запутывал, напялив туфли-лодочки,
следы, на них, побрызгав малость водочки.
Его нашли и сладостно пымали,
да вот в компьютер;х не понимали.
И был он, хоть и бес его попутал,
им нужен, словно он самокомпьютер.

Среди застоя и его гниений
он был первокомпьютерщик. Был гений.
И думаю, что гением остался,
и никогда не превратится в старца.
Удином оставался он доныне
единствен в Силиконовой долине,
а ныне скрылся после путешествий,
как в логове, но не в звериной шерсти,
а в самом нежном в этом бренном мире
империалистическом Кашмире.

Но он свои с природой поединки
ведёт в горах Катскильских по-удински.
Кавказинка в нём вовсе не завяла.
Е-mail пробил холм снежного завала.
Не обнаружа в тайниках пропана,
наш Стёпа прорычал: «Пиши-пропало...».

Но стал писать, и от замёрзших пальчиков
компьютер ожил: «Не сдавайся, Пачиков!»
Но не компьютер – помогла лопата,
И стал копать он, кашляя хрипато,
подав крутой пример снегокротовья,
удинского железного здоровья,
пример миллионерам, голодранцам,
американцам, русским, итальянцам,
а завтра, может быть и африканцам,
и всем грядущим снегозасыпанцам,
и уж, конечно, всем самокопанцам.

Его с лопатой ну хоть в бронзе выставь
на всепланетный съезд пачиковистов!
Что вспоминал обледенелый Стёпа?
У Трубной дом, смесь диссенды и стёба,
где грезилось ему, что из бараков
Россию может выволочь «Параграф».

О, первое компьютерное племя,
которому он в ланчевое время,
забыв стряхнуть с бородки макарону,
Иртеньева читал по микрофону.
Но чем же завершилось это, Стёпа?
Как Русь, в снегу Америка, Европа,
и там, и тут сейчас капитализмы,
как дуализмы, снегозавализмы,

Не насладиться никаким побегом.
Везде экзамен на засыпку снегом.
Нас не спасёт от снегорезультата
Иртеневская древняя цитата.
А что спасёт? Бессмертная лопата.

5-6 Марта. 2010
Талса. Оклахома

Продолжение следует:


Рецензии