Я и домашние животные

Никогда не был ни кошатником, как певец и композитор Юрий Антонов, или собачником, как мой брат Витя, но меня всю  жизнь сопровождают домашние животные.  Я просто рядом с ними жил, и временами весьма тесно. Хочу рассказать о своих взаимоотношениях с братьями нашими меньшими.

До 18 лет я прожил в поселке на севере Хабаровского края.  У нас были соседи, семья Кокориных, у которых по неизвестным мне причинам не было детей. Но был любимец соседа Иннокентия Семеновича кот Пушок, оправдывающий свою кличку – с длинной шерстью серо-белого окраса.  Вообще-то добрый, безобидный кот, но на память о нем у меня большой шрам на правом предплечье. Но кот не виноват, был виноват я сам. Стал разнимать дерущихся котов, вот Пушок меня и укусил. Случилось это на мой 4-й день рождения,  так что вместо праздничного застолья получилась больница, перевязка, правая рука на привязи. Сейчас, глядя на свой шрам, я думаю, почему он такой широкий. Видимо, врач строго соблюдал правило – укушенные раны не зашивать, они часто инфицируются.

Был в нашем дворе и пес Шарик, типичная дворняга. Жил  на улице в конуре.  Мой отец не любил почему-то собак, всех называл «Кабысдох».  Даже не знаю, почему такое отношение у него было к собакам. Может, в детстве покусали? Так что думаю, что Шарик был песик тоже Кокориных, он появился еще до моего рождения, но кормили его обе семьи. Кокорины жили в поселке с 1933 года, а мама моя приехала на 10 лет позднее, а отец после войны появился там вообще в 1946 году.  Потом Шарик сдох, и какое-то время собаки у нас не было. Но потом уехали в Хабаровск наши друзья Глотовы, и их весьма старая овчарка осталась жить у нас.  Огромная, добродушная и старая собака была не опасна ни для кого, но её внушительный вид заставлял  приходящих к нам останавливать у калитки и кричать: «Хозяева! Уберите собаку!».

После окончания школы я стал студентом Хабаровского медицинского института и жил в общежитии. Там в подвале было несколько кошек, которых подкармливали жильцы.  На четвертом курсе я женился, а мои родители в это время получили кооперативную квартиру, и жить там стал я с молодой женой.  Есть народное поверье, что первым надо запустить в новую квартиру кошку или кота. Мы взяли из тех, что бегал в подвале общежития, молодого рыжего кота, запустили его в квартиру, и он стал жить с нами.  Назвали его Рыжиком.

Запомнились две его привычки. Одна – ходить по краю ванны, когда я в ней лежал. Однажды он соскользнул в  ванну, упал в воду и страшно испугался. Пока я его вытаскивал, он успел меня поцарапать. Но странно, после этого инцидента продолжал свои прогулки по краю ванны и дальше.

А вторая привычка доставляла неудобства моей жене. Где уж прятался кот, не знаем, но когда она становилась на колени, чтобы перелезть через меня и лечь на свое место у стенки, кот обязательно хватал её за пятки.  А потом как ни в чем не бывало, укладывался спать между женой и стенкой, причем хвостом к её лицу.  Кот прожил у нас почти год, но когда родившийся сын стал подрастать,  и ему перестали пеленать руки, которыми он двигал, кот очень заинтересовался этими пассажами, и стал запрыгивать в детскую кроватку.  От греха подальше мы отнесли его туда же, где взяли – в подвал общежития мединститута.

Потом десять лет у нас не было никаких домашних животных. Получив уже свою квартиру в Затоне, мы стали её обживать. Однажды я прихожу с работы и вижу у нас в коридоре маленький серо-черный комочек, который оказался щеночком.  Его подобрала на улице наша шестилетняя дочь.  Ну не выбрасывать же на улицу беспомощное создание. Так у нас появился Кузька, так называемый двор-терьер, чем-то напоминающий таксу – с короткими ногами и небольшим «дорожным» просветом под брюхом.  От таксы он отличался большей «волосатостью», торчащими ушами. Окрас стал коричневый. И этот пес прожил у нас 15 лет.

Справлять естественные потребности он выходил на улицу, благо свободной земли вокруг дома хватало. Зимой ждал, когда кто-то его запустит в подъезд, а потом  скребся в дверь нашей квартиры. Был вполне безобидным и умный пес. Летом ходил с нами на пляж, который был недалеко от нашего дома.  Иногда сидел все время, что мы проводили у воды, иногда убегал во двор потусоваться с соседскими собаками. 

Однажды его общительность  чуть не привела к  потере.  Утром, как обычно, он попросился на улицу.  Как правило, когда я уходил на работу, он какое-то время бежал за мной, а потом возвращался.  Но как-то я заметил, что Кузька бежит за мной уж больно далеко, и погнал его домой. Пошел к автобусу дальше. Оглянулся, Кузьку не заметил.  Но уже перед уходом с работы мне звонит дочь и говорит, что Кузька не пришел домой, она походила по дворам, покричала его – нет нигде.  Мне пришла в голову мысль, что мой верный пес увидел, что я сел в автобус и уехал, и решил сесть в следующий. Проехал сколько остановок, а потом его выпнули на улицу.  Так что он должен быть где-то по ходу автобуса.

Возвращаюсь домой. В автобусе было мало народа, я в тот день не имел совмещений и мой рабочий день закончился в 14 часов. Сел на ту сторону в автобусе, чтобы видеть окрестности, где мог оказаться наш пес. И чтобы вы думали? Увидел его, как он гоняет птичек на пустыре. Была ранняя весна, грязь, и он там бегает, чумазый как негр. Попросил водителя остановить автобус не на остановке, перехожу на другую сторону дороги, зову свою собаку. Кузька увидел меня и бросил с радостным визгом. С трудом не дал ему возможности прыгать на меня, уж больно грязным был наш песик, особенно его живот.  Как везти такого в автобусе? Слава Богу, мимо ехал наш хирург на своей машине, и он довез нас с собакой до нашего дома.

Умер он неожиданно. Утром, когда я уходил на работу, он не стал меня провожать. Вечером, когда я вернулся, он также безучастно лежал на своей подстилке. Я погладил его, потрепал за уши. Стал переодеваться, и тут жена говорит : «Кузька умер». Дождался меня и испустил дух. Мы его похоронили в лесу, к этому времени у нас уже был свой автомобиль.

Потом год или два у нас не было домашних животных. Дочь уже подросла и не носила их с улицы.  Но потом нам подкинула кота моя мама. Как-то осенью звонит мне: «Вам не нужен кот? Большой, умный, соседи привезли в дачи, поехали укрывать что-то, и к ним подошел кот.  Видимо, хозяева оставили. Они забрали его и отпустили в нашем подъезде. Я его подкармливаю. Приезжай, посмотри, если захочешь, возьми себе».

Я приехал, посмотрел. Действительно, кот огромный, с гладкой серой шерстью без единого пятнышка.  Видать, осенью хорошо питался на дачах, но вот холодно стало,  и прибился к людям.  Я отвез его домой. Всем кот понравился, огромный, потом мы его взвешивали – 9 кг весом.  Стал он у нас жить под кличкой Васька. Постоянно ходил на улицу, распугивая местных собак. Большой, внушительный, не обращающий внимания на всяких шавок, он шел по двору как хозяин. Однажды пропал почти на месяц. Потом вернулся со скальпом на боку, висел огромный лоскут кожи, был весь грязный. Я решил, что он залез к кому в сарай, которых немало было в Затоне, его там закрыли, и он не мог выйти. Потом кое-как пролез, скальпировав себе часть кожи.  Пришлось его долго лечить. Зажило не как на собаке, а как на кошке, но тоже быстро.

У нас в квартире был  большой журнальный столик, на котором стояла настольная лампа с выключателем в виде клавиши на основании. Под ней любил лежать наш Васька.  Часто, возвращаясь с работы, когда никого не было дома, я видел эту настольную лампу включенной. Кто это  мог сделать, ведь никого дома нет, кроме кота?  Стал следить. Оказалось, это делал кот. Он ложился под лампу на клавишу, свет зажигался, ему лежать уютно, тепло. Прямо как на курорте.

Оставил о себе память на моем теле и этот кот. И опять на день рождения, но не мой, а дочери, 19 мая. Собралась вся наша семья за столом, тут приходит кто-то из наших знакомых и говорит, ваш Васька дерется с соседским котом не на жизнь, а на смерть.  И черт дернул меня разнимать, не думал, что кот, который часто лежит в меня груди, меня укусит. Но он не укусил, но зато расцарапал все левое предплечье.  Я принес кота весь в крови. Говорят, кошачьи раны долго заживают, часто нагнаиваются. Ничего этого у меня не случилось. Почему? Бог его знает.

Когда про нашего кота узнала наша тетя, она попросила привести кота на случку с их кошкой. Я привез, на следующий день приезжаю забрать. Тетя  жалуется, что кот обоссал все углы, метил, но и свое дело с кошечкой тоже успел сделать. Потом я прочитал, что надо возить кошечку к коту, а не наоборот.  Котята у тети  получились от нашего кота замечательные, одного взял себе мой водитель Игорь, и все другие ушли мигом. Вот такой кот-производитель оказался Васька.

Прожил у нас он несколько лет.  Однажды попросился, как обычно, на улицу, жена отпустила. Потом, когда кот не вернулся через несколько дней, вспомнила, что кот как-то по-особенному посмотрел на неё, прежде чем выйти в дверь. Умирать пошел, видимо. Но он старый был, сколько ему лет было, не знаю.

Жалость моих близких к животным еще не раз приводила к тому, что в нашей квартире появлялись домашние животные. Уже в Нефтеюганске, где мы жили в одной квартире с семьей дочери, у нас была собачка породы той-терьер, маленькая скандалистка по кличке Соня.  Но с ней я мирился, хотя особо не любил. Потом в тамбуре подъезда у нашей двери появились два маленьких  сереньких котенка на тряпочке. Вначале мы их подкармливали там, а потом они оказались в нашей квартире. Но не надолго, умерли от чумки, как сказал ветеринар, хотя мы их лечили.  Врач сказал, что инфекция в нашем доме может жить год, так что в этот период заводить кошек не следует. Но она появилась через 2 месяца.  Расскажу, как это произошло.
На свадьбу дочери брата моей жены приехала еще одна сестра. Наш сын  мучился в это время болями в спине, надо было его подготовить к свадебным мероприятиям.  Жена и её сестра, обе с медицинским образованием, пошли сделать ему укол и массаж на квартиру, где он жил. В подъезде его дома к ним подошла кошка, которая терлась о ноги. Когда они снова вышли в подъезд, сделав все манипуляции у сына, кошка сидела у двери, ждала.  Они к выходу из подъезда, кошка за ними. И тогда сестра взяла кошку и засунула себе за пазуху шубы.  И пока они ходили в магазины, ехали в автобусе, кошка спокойно себя вела.

Жена знала, что нельзя заводить кошек год, знал это и я. Поэтому возмутился, когда из прихожей в комнату проскользнуло серо-белое пушистое создание. Но потом смирился, тем более что когда кошку выкупали, высушили феном, она оказалась такой красавицей.  Кошку назвали Клеопатрой (так сестра жены захотела назвать), или попросту Клёпой. И эта кошечка прожила у нас много лет.  Я прочитал в справочнике, что это типичная сибирская кошка, с выраженными бакенбардами, штанишками на задних лапах, с длинной шерстью и густым подшестком. Она была худенькая, но на внешний вид большая из-за  длинной шерсти.  Когда мы её кастрировали,  стали образовываться колдуны в подшерстке, хотя мы интенсивно расчесывали. Дважды пришлось обстригать всю шерсть и убирать колдуны, причем все делалось под наркозом. Потом колдуны не образовывались.  Эта кошка переезжала с нами из Нефтеюганска в Тюмень, а потом в поселок Молодежный.  И там мы с этой кошкой очень подружились. До этого, пока я работал, мне некогда было особо обращать внимание на неё. Разве что всегда, когда я ложился на кровать или на диван, Клёпа забиралась мне на грудь и лежала, мурлыкая. А в Молодежном стала ходить за мной, как собака. Если я занимался чем-то в своей производственной зоне, она лежала недалеко от меня в тени, держа меня в поле зрения. Но если какой-то кот заходил на наш участок, она убегала в дом, тем более что дверь на участок была летом обычно открыта, лишь тюлевая занавеска до пола не давала мухам залетать в квартиру.

В день, когда в Нефтеюганске кастрировали Клёпу, появился на свет еще один жилец в нашей квартире – песик Сёма. Его мать, та самая сучка с плохим характером, не могла сама разродиться, и её пришлось кесарить.  Пока врач возился с мамой, моя жена трясла только что появившегося на свет щенка, держа за задние лапы, чтобы начал дышать. И, видимо, очень старалась. Сёма стал сразу прихрамывать на одну ногу. А потом выяснилось, что у него яички не опустились в мошонку. Так и стал наш песик неполноценным кобельком.

Одно время семья дочери жила отдельно, но после кризиса 2008 года мы стали жить вместе. К этому времени Соня уехала жить к подруге дочери в Екатеринбург, а с нами стали жить Клёпа и Сёма.  В Молодежном у меня появилась обязанность – гулять с песиком. Он не такой скандалист, как его мать Соня, но всех собак, которые приближаются к нашему дому, облаивает, независимо от их размеров.

Клёпа проявила смекалку. Она заранее, еще до того, как я лягу спать и закрою входную дверь, поднималась к нам в спальню и ложилась на кресло. А утром в 7 часов садилась на прикроватный столик рядом со мной и сверлила меня глазами, мол, пора вставать. Если я не реагировал, она перебиралась к моим ногам,  и там спала до тех пор, пока я не вставал.  В Молодежном квартира на двух уровнях, и когда кошка спускалась по лестнице передо мной, было забавно наблюдать, как её длинная шерсть поднимается вверх-вниз при каждом прыжке вниз по лестнице.

После смерти Клёпы  какое-то время у нас не было кошки, но потом какой-то маленький черный  котенок осенью пришел к нам на участок,  и стал стучать в дверь.  Причем сумел забраться на подоконник, подошел к двери и стал бить лапой по крючку на двери, создавая шум. Впустили, и он прижился. За зиму вырос, и с теплым временем  все  ночи стал проводить на улице.  И как-то уже осенью ушел и больше не вернулся. Мы ходили, искали, кричали, сгинул наш Черныш. Правда, у него была и вторая кличка – Майонез. Он получил её за то, что как-то, когда кто-то из нас открыл холодильник, он залез в него. На полке двери стала пиала с подсолнечным маслом для смазывания сковородки при приготовлении блинов. Кот пиалу перевернул, масло растеклось по полке, и он весь вымазался в нем. Стал буянить в холодильнике, выпустили, а потом долго отмывали.

Через полгода после исчезновения Черныша дочери подарили котенка из породы шотландский вислоухий. Но не у всех в помете уши опускаются, у нашего нет, вот его и не продали, а подарили. Так у нас появился Максик, а его полное имя Макс фон Штирлиц.  Но я с ним жил недолго, появилась другая семьи и я уехал.

Но моя новая супруга оказалась еще более чадолюбивой женщиной. У неё было еще больше домашних животных -  собака такса Моня, кот Тиша и кошечка Алиса. Причем если собаку ей подарили на 50-летие, дочь решила это сделать, кота купили для сына, тогда еще подростка, то  беленькую Алису они подобрали в подъезде, и тем спасли от голода.  Уже к концу первого дня я вошел в доверие к животным. Разве что Алиса не давалась мне себя  погладить, но она вела так себя со всеми домочадцами.

В первый день к вечеру надо было вывести песика погулять, чтобы он мог удовлетворить естественные потребности. Но он категорически отказался идти с незнакомым мужчиной. Пошли вдвоем, но когда я по пути зашел в магазин что-то купить, пес ждал меня у двери, не давая хозяйке вести его дальше. Со следующего утра я ходил гулять с Моней один. Потом  в дальнейшем он по утрам подходил к кровати и начинал тихо подвывать у меня под ухом. Мол, вставай, я гулять хочу.  Волей-неволей приходилось вставать и идти гулять. Впрочем, мне, как и ему, это было полезным.

Еще больше, чем гулять по городу, Моня любил ходить в лес. Норная собака, он что-то там греб лапами или носом, с удовольствием бегал по лесу, лаем кого-то распугивая.  Спал Моня, как и положено некрупным собакам, в постели хозяев. Обычно рядом с женой, когда она уезжала, ложился уже под моим одеялом. Но со временем отвоевал свое место между нами, но все же больше на половинке жены. Причем вначале он туда пробирался ночью,  а потом стал укладываться прямо с вечера. Недавно Моня умер, прожив 15 лет в любви со стороны хозяев. Обычно таксы живут лет 12-13, так что такая обстановка  в доме благоприятно подействовала на продолжительность жизни нашей собачки.

А вот кот Тиша -  общественник. Когда в плошке с кормом была пусто, начинал мяукать противным голосом. Но сам приступал есть во вторую очередь, пока не наесться маленькая Алиса. И так продолжалось, пока я не нашел плошку с двумя корытцами, где  можно было есть одновременно.  Еще Тиша был ревнивым. Когда я с кем-то долго разговаривал по телефону, он забирался мне на руки и начинал мяукать, выражая недовольство. Если разговаривал по скайпу, дефилировал перед экраном монитора.

А Алиса у нас  первооткрыватель. Она забирается на все высокие места первой, обживается  там, и потом туда забирается Тиша и вытесняет  маленькую кошку с обжитого ею места.  И она старается найти другое, такое же уединенное. Иногда её было вообще невозможно найти.  А было и так, что Тиша старался улечься рядом с Алисой в каком-нибудь небольшом ящике, где они помещались с большим трудом. Но они дружат. Кот кастрированный, а кошка нет, и когда у неё течка, Тиша лижет её, успокаивая.  А иногда она лижет его. Тиша чистюля, он и собаке морду вылизывал, особенно глаза. И тот покорно терпел.

Полтора года у нас была еще одна кошка, черепаховой масти, которую мы назвали Плюшкой.  Её подобрали на улице, когда уже выпал снег. Она шла за нами, и жалобно мяукала.  Пришлось принести домой, и эта дворовая кошка не церемонилась со старожилами, сразу предъявила свои права и на свою долю корма, и возможность спать на кровати хозяев. Но не под одеялом, как Моня, а сверху. Но пришла весна, и уличное происхождение сказалось, Плюшка убежала от нас через форточку. Как она спустилась  с четвертого этажа, одному Богу известно. Но спустилась, забеременела от  какого-то кота, и пришла к нам рожать.  У жены оказались навыки повитухи, Плюшка под её присмотром разрешилась от бремени. Зиму Плюшка с приплодом провела у нас, котята выросли,  мы их раздали, а вот сама кошка опять убежала на свободу. Больше мы её не видели.  Я даже написал от её имени рассказ. Желающие могу прочитать. http://www.proza.ru/2017/04/04/1570

Конечно, жизнь рядом с кошками или собаками доставляет и неудобства.  Нельзя хозяевам отлучаться из дома на долгое время.  Когда  мы жили в Хабаровске и уезжали в отпуск к морю всей семьей, в квартире домовничала  наша хорошая знакомая, баба Ага. В Нефтеюганске жили две семьи, и Клепу было на кого оставить. А вот в Тюмени и Молодежном мы в отпуск никуда не ездили. И кормежку организовать непросто. А иногда и дорого. Например, корм премиум-класса  Royal Canin, которым мы кормили наших животных, все дорожает и дорожает.  1,5 кг корма сейчас стоят 1350 рублей, а пачка в 3,5 кг – 2800 рублей. Конечно, кто-то кормит со своего стола, а крупным собакам варит специально. Но я таких людей считаю уже заядлыми собачниками или кошатниками, и к ним не принадлежу, но понимаю. 

Но как приятно ощущать рядом с собой живое существо, особенно когда ты большую часть дня проводишь в квартире.  Оно не только рядом, оно чувствует тебя, твое настроение, подходит, ластиться, кошка забирается на руки и урчит, мяукает.  И собака трется об ноги, и смотрит на тебя преданными глазами.  Но зато когда умирает животное, с которым ты сдружился, жил одной семьей, очень тяжело, как будто умер близкий тебе человек.  Знаю по себе…


Рецензии