Дальнобойщики

   В бригаде нашей двое Ромок. Оба статные, под два метра ростом, но отличать их просто: Ромка младший - алтаец. Тем не менее, для удобства его называют Рамазаном. Имя не алтайское, но Ромка не обижается: не кличку же ему прилепили, а имя, почти родное, хоть и иностранное.
   -Передали вчера по телеку: арктический циклон на Алтай идёт, - поведал в служебном автобусе Рамазан.
   -Враки! - опроверг Роман авторитетные наблюдения Рамазана. - На дворе бабья осень стоит, и она продлится ещё неделю, как минимум.
   -Ты синоптикам не веришь? - попытался отстоять свои новости Рамазан.
   -С каких это пор ты им верить стал? Припомнишь хоть случай, когда они погоду точно угадывали? Из окошка выглянут и извиняются: "Простите, ошибочка давеча вышла. В городе дождик собирается. Так что обещанный нами солнечный денёк отменяется".
   Ромка своё мнение отстоять может, потому его и поставили у нас бригадиром.
   -Так ты закончил вчера свои дела или прошланговался попусту? - строго спрашивает Роман у своего тёзки. - Не зря я тебя вчера с работы отпускал?
   -А то ж! - хвастает Рамазан и достаёт из нагрудного кармана карточку. - Вот она, заветная - карта водителя. Получил!
   -Так ты теперь сбежишь от нас? Зазнаешься?
   -Рад бы, да не берут нигде. Повсюду требуются водители с именем, со стажем, с личной машиной.
   -Водителей сегодня, что собак недорезанных, - с горечью соглашается Роман. - Мне тоже отказывают, хотя знакомых в Уренгое - хоть пруд ими пруди. Везде полный штат.
   Я пару раз нанимался на севера.... - начал свой рассказ Роман. Дорога наша до заданного фронта работ долгая, по пробкам, через весь город. Ромка обо всём нам успеет рассказать.

                ***

   Начинал я работу азартно, деньги приехал зарабатывать, не отдыхать. По две ходки в день делал, спал по полночи. Это когда остальные водилы брали по одному рейсу, а то и вовсе через день на ремонт вставали. Северные дороги к неумелым водилам строги, враз машину искурочат, если в лужу не с того бока заехал. Меня поломки стороной обходили, сам свою машину к северным дорогам готовил, добрых слов и денег на знакомства с кладовщиками не жалел.
   Начальник автоколоны, Сашка, ровесник мой, пообещал три тысячи за ходку. Тут из города выехал, скрылся в ложбине на часок и - вверх. А там, на взгорке - цель поездки, завод ЖБИ. Часа три при хорошей погоде туда, столько же обратно, да на заводе часок простоишь, если всё по раскладу пройдёт. Вот и вся недолга, когда по уму всю работу делаешь.
   Редко кто из КАМАЗ-истов брал по пять плит, чаще по четыре. Дорога не из лёгких. Там, в низине, щебёнку на дорогу вагонами засыпали, и весь щебень после дождей в болото уходил. Кому это нужно, машину перегрузом гробить! За тоннаж не доплачивали. Ходка три тысячи, не больше, ни меньше. МАЗы, те вообще по три плиты брали. У меня МАЗ был. Я пять плит тащил. Тележку сам усиливал и в машину свою верил. Мне тогда себя лицом представить необходимо было.
   А в городе задержек никогда не было. Там, на стройке, плиты в миг расхватывали, только подъезжай. Разгрузился, обед в кабину зацепил и - снова в путь, по второму рейсу. Только бы до закрытия выдачи плит на ЖБИ поспеть. Так, как я никто не делал. Все шофера после рейса в гараж спешили, к осмотру. Вечерок покоротать на свободных правах всякому водиле охота.

   Как-то сам встрял в низине. Ребята предупреждали. Там - что из города, что с завода, дорога на многие километры просматривается, камеры повсюду висят. А как в тайгу заедешь, так и нет тебя...
   Встал, одним словом, в мёртвой зоне, а эти, волки, тут же из лесу на "лосе" (Лексус) выскочили. Я тогда за сто колограмм отъелся, выглядел не то, что сегодня, не таким щуплым. (Ромка и - щуплый)? Хожу в раскачку вдоль машины, монтировочкой помахиваю. А "волки" кружат всё, из машины повылазили пучком, орлиными носами водят. Подходить не решаются. Один решился всё же, подошёл заговорчески с кавказским акцентом:
   -Братан, миллион возьмёшь? Машину в лес угоним, а тебя больше нет, как не было. За такие деньги ты в любое место доедешь, куда пожелаешь. Новую жизнь начнёшь. Ну как, братан? Договоримся?
   -Да не братан я тебе! А нашим я сообщил уже о поломке. Подъедут с минуты на минуту.
   В общем, заболтал я их. А пока "волки" тёрлись и сомневались, наши и подъехали.

   Отработал я месяц на износ, более сорока ходок вышло. Сашок с оплатой поспешил, подходит, улыбается, благодарностей требует за своевременную зарплату. Я повертел в руках тридцать тысяч: "Это что? Аванс"? "Нет, - отвечает. - Всё как положено. Под расчёт". Я ему о своих сорока ходках талдычу, тот не верит(?). Да у меня свидетели - весь шофёрский состав, путевые листы в придачу. Пошли в бухгалтерию разбираться.
   Сидит там Маруся с села Зашибуся, деньгу нашу подсчитывает. Я ей путёвки под нос сунул, она - "Ой! Я ошиблась". На дурачках играет, нашу зарплату себе присваивает. А меня как проведёшь? Я пять лет в ГИБДД отслужил, всю их подноготную насквозь вижу.
   Притаскивает Сашок на следующий день ещё двадцатку - половину долга. Я ему квитки под нос, у меня всё сохранено. Он за документами тянется: "Давай, разберёмся". Я ему дулю под нос: "Сам разберусь, где надо. Вам веры нету".
   Доконал я их, одним словом. Месячную зарплату всю отдали, не рассыпались.

                ***

   Ромка закурил, и Вовка тут же воспользовался молчанием в салоне, своё вставил. У Вовки голос громкий, накачанный в спорах с постоянно обновляемым контингентом. Мужских качеств в природном теноре Вовка не приобрёл, берёт децибелами. Так что с заднего сиденья Вовку из-за руля автобуса слышно хорошо.

   -Подвязался я к Старикову Антону в автоколону КАМАЗ по России гонять. Рейсы выдались: Бийск - Москва - Владивосток - Новосибирск - Бийск.
   До Москвы доехал раньше срока, машину гнал на всех парах. Сижу под Москвой, отдыхаю, своего срока жду. А этот мне по телефону со штрафами своими! В машине Гланавт стоит, а скорость в 70 км\час ограничена. Заговорил я его. Ничего же не случилось в дороге. Правил не нарушал. А как на малых скоростях в сроки уложиться? Другие водилы по три часа в дороге спят. Сменщиков нет, с ними нашими мизерными зарплатами делиться - на бобах останешься.
   Зараз разрешил он мне гнать по полной. Только условие выставил, чтобы я на базах час в час появлялся.
   А как в сроки уложиться? Если в Москве хоть какой порядок блюдётся, за Уралом с 90-х не вылезли. В Москве, если знать, время подгадать, пробки избежать возможно. А там гони по Центральной России сколь опыт водительский позволяет. Всё есть для шофёрской необходимости - и заправки, и кемпинги. Бабы придорожные (тайком, с ухмылочкой). Москвичи за Урал не ходят. На Азиатской границе в машинах с московскими номерами водители подменяются на сибиряков.

   -Москвичи до Горноалтайска доезжают, - вставил Рамазан. - Там их местные подменяют, гонят московские машины через перевал в Монголию. Работа штурмана у нас ценится так же, как и в порту морском. Я на перевале том был не раз. Однажды встрял на свём КАМАЗе, на подъёме прямо. Вытянули. Я тогда в армии служил по контракту, колоннами всегда ходили.
   -У вас в Горном лошадиные силы настоящие, - подколол Рамазана Вовка. - Заводятся плетью и ржут на водопое.

   -Во Владике, там вообще беспредел, - продолжил свой рассказ Вовка. - Как был со времён перегонщиков японских БУ-шных машин, таковым и остался. Все лезут с глупыми предложениями. Это сколько наглости надо иметь, чтобы отказаться от навязчивых прохиндеев!
   Нервы на пределе, а тут ещё Антон названивает со своими рваческими затеями: то в сроки я не укладываюсь, то соляры у меня перерасход. Допёк в предел! Им нашего брата раздеть на роду прописано. Чую, до конца рейса я ему должен буду, а не он мне.
   Въезжаю в Новосибирск с двумя днями опоздания. Гружёный. И - к первому посту ГИБДД:
   -Где тут у вас стоянка подешевле?
   Те усмехаются. Знают. Видать, не впервой им на такие вопросы отвечать. Встал, привязал своего кормильца и... соляру всю слил. Продал. Мне как раз под расчёт хватило с небольшим уронам и - на дорогу до Бийска.
   Другие водилы машины легко продают по дешёвке. Груз - тоже. А опосля - бывай, как звали! Ищи меня по всей России необъятной!
   Я ещё по-честному поступил, позвонил Антону, сказал, где машину оставил. Сам в деревне своей залёг на полгода, Антон меня там не нашёл. А может, и не искал вовсе. Ему новый шофёр и просроченный груз дороже всего моего рейса обошёлся.

   -Глянь! КАМАЗ прошёл! - заорал Рамазан. КАМАЗ под тентом от городского ДОСААФ прокатил по встречной полосе, вызвав восхищение пасажиров с нашего автобуса. - Вот бы на таком порулить.
   -Хорошая машина, - согласился Ромка.

                ***

   -Вот и меня Сашка допёк, - высказал Ромка, подгадав тихую минутку, и продолжил свой рассказ о северах. - Кому сегодня правдолюбы нужны? Насели всем скопом, вкупе с Маруськой. Чего-чего, а измываться над людьми они умеют. Начали так же, с перерасхода бензина.
   -А ты где нас заправляешь? - отвечаю. - На самой дешёвой заправке. Они там хрен знает, чем бензин разбавляют. Ослиная моча в Сибири дефицит. Дороговато обойдётся присадка такого рода. Это ещё хорошо, что мои клапана жрут всё, что ни подадут. Ребята с КАМАЗов на таком горючем через день на ремонт встают.
   Слово за слово, зацепил Сашку с собою в рейс, пускай на себе проверит, почём фунт лиха. На ЖБИ за мной заехал на своём внедорожнике, решился только на обратный рейс. Весь разодетый такой, будто на корпоратив собрался, а не в дорогу.
   -Сколько плит грузить будем? - спрашиваю. Пять, так пять. Загрузились, расселись по местам. У меня кабина чистая всегда, а этот всё одно задом воротит, тряпочкой с сиденья пыль стирает. МАЗик мой дёрнулся обречённо и попёр с раскачкой потихонечку. Привык уже к тяжёлой работе. За нами внедорожник его двинул, с шофёром личным, прихлебателем обласканным.
   Едем. Я не спешу, скорости не даю, но на газ давлю по полной, бензин сжигаю. В той знаковой низине, под лужей, притормозил спецом на повышенной и... сел по полной. На самом гиблом месте встряли!
   Сашка сидит, молчит, ждёт, когда я действовать начну. Не выдержал вконец: "Ну и что делать будем"? А я откуда знаю? Ты начальник, у тебя голова больше, ты и думай.
   -Вон свороток, видишь? - говорю. - Он тебя к дорожникам выведет. Вылазь, вылазь, не стесняйся. Подумаешь - ноги замочишь. Лето на дворе, вмиг обсохнешь.
   Тот пожался, пожался, да делать нечего, согласился. Я ему керзачи подогнал, а чем они помогут? Там воды по самые причинные места натекло, колёса еле выглядывают из мути. Разве только ботиночки свои лаковые сохранил.
   Долго его не было... Я сижу, музычку слухаю, дремлю потихонечку. Мне спешить некуда.
   Припёрся враз, с дощечкой. Сообразительный. В кабину перелез, сидит, молчит. Ну и я помалкиваю. Оно так и ожидалось. За всё платить приходиться, а Сашка мужик прижимистый.
   -В общем, я поехал, - родил Сашка наконец. - Тебя наши вытащат. Я пришлю.
   Перебрался наш начальничек к себе в "Лендровер" и уматал. Я же, недолго думая, к дорожникам засобирался. Что мне помощи с чёртова далёка ждать, я и здесь всё знаю.
   Захожу в гараж, там уже меня Сандро встречает. Дождался! Чай на столе, помпушки, фрукты, все дела. Ромка пришёл! Сандро свою национальность знает, традиции хранит - кепка "Аэрофлот", нос большой, правильный.
   -Твой уехал? - спрашивает. - Садись, чай пей. Я наших послал уже, они твой МАЗ к гаражу подгонят.
   -Что должен? - спрашиваю.
   -Какие долги средь друзей могут быть? Сегодня я тебе помог, завтра ты поможешь. Кофе подвезёшь следующим рейсом, и на том спасибо.
   
   До базы на последнем бензине доехал. "Что с перерасходом решать будем"? - Сашку спрашиваю. "А ничего"...
   Выживали меня по полной, всей сворой конторской. Намерений своих не скрывали, дуру на дуре гнали. Под конец я не выдержал уже, на ремонт встал. Хоть какая деньга, но идёт, зато эти больше не придираются, не обманывают. За что ещё зацепиться в таком раскладе? Содрать с меня нечего уже.
   Подходит ко мне Сашок: "Машину передавай". "Нерабочая, - отвечаю. - Как передавать"? МАЗ на самом деле на ходу, я его шаманю попросту, видуху делаю.
   Прислал ко мне недоумка, я ему машину и передал. Тот до ЖБИ доехать не смог. Я ему там подлил что надо, куда надо. Знакомые ребята передавали недавно, мой МАЗ по сей день в гараже стоит. Никто допетрить не смог, что я там нашаманил.

                ***

   -А я знаю, что ты там подлил! - выдал Рамазан и доложил без утайки свои соображения, как Ромка машину подпортил.
   -Это кто тебя учил шофёрские тайны выдавать? - взбеленился Ромка. - А вы что сидите, уши развесили? Приехали уже! Схватили метёлки, лопаты, разделились по трое и по остановкам разбежались! Одни на эту, другие - напротив. Чтобы блестели остановочки, как сопля на солнце! Убрались скоренько, да дальше поехали! А то разнежились тут у меня под сказки шофёрские!
   -А ты опять в автобусе отсиживаться будешь? - попрекнул бригадира Ромка младший.
   -Это что там за птенец из скворечника высунулся? Не попутал чего? Кому предъявы вздумал предъявлять? Вошь немытая!
   Ромка не замолкал, изливаясь красноречием, зацепил мусорный мешок и вышел к остановке вслед за тёзкой.


Рецензии
Знакомая картинка! Прочитал с удовольствием! Хорошо описана шоферская жизнь с приключениями и приколами.
Я однажды прокатился с дальнобойщиком на ЗИЛ-130 от Горного до Ташанты и зарекся, что больше ни разу с ними не сяду. А они привыкшие ко всему. Это сейчас стали дорожки-хоть боком катись, а раньше по лежневке за Онгудаем километров 10 протрясешься-и все кишки перемешиваются...😊

Сергей Лукич Гусев   29.12.2019 07:15     Заявить о нарушении
Рассказывали всяко. Как на перевал в Горном заезжали с наскока, да со слова неуместного тута. Достойны шофера уважения не меньшего, чем у лётчиков. Не мешали бы им кидалы в дорогах, да руководство с механиками недалёкими. Ни к чему дальнобойщикам интрижки офисные. В дороге о другом думать следует.

Игорь Бородаев   29.12.2019 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.