Дорога к звёздам. Ижевское

Авторское фото - спускаемый космический аппарат "Союз-22" в Космическом зале музея Циолковского К.Э.;  озеро Ижевское и мост, дорога, ведущая в луга, бывший Нижегородский тракт;  старинный лабаз на одной из улиц села Ижевское. Село Ижевское Спасского района Рязанской области.




В народе говорят, если дорогу поставить вертикально, то она дотянется до неба.

Дорога, бывший Нижегородский тракт, на которой в 14 веке выросло село Ижевское, оказалась в буквальном смысле дорогой в небо.

Здесь родился основатель теоретической космонавтики, учёный-самоучка, Константин Эдуардович Циолковский.

*****

Наше путешествие в Ижевское было запланировано заранее. Когда выезжали из дома, напыжившиеся тучи уже брызгали дождём.

Но, как уже в последнее время с нами случается в поездках часто, небо вдруг расчистилось, и засияло солнце. Конец сентября - красивая пора в наших краях!

На пути от Спасск-Рязанского до Ижевского встретилось несколько сёл. Не деревень, поскольку здесь всегда была оживлённая жизнь, а сёл, со старинными церквами и когда-то добротными домами. Хотя, конечно, сегодня не до конца восстановленными. Дорога утратила своё первоначальное значение, а с ним и былую привлекательность.

Середина 19 века - время постройки церкви Живоначальной Троицы в селе Новый Киструс. Обойдя её вокруг, были поражены тому, как хорошо сохранились фрагменты фасадов и храмовые над входные иконы.

Год этот урожайный, яблочный, и почти у каждого двора - вёдра с яблоками и огромного размера оранжевыми тыквами. У одного дома остановились и мы, хозяйка вышла из двери и предложила попробовать:

- Не стесняйтесь, пробуйте любое, отрезайте ножом, какое на вас глядит.

- Красивые яблоки. А какие сорта? - ощупывая взглядом красочное разнообразие, спросили мы.

- Это брусничное, оно более кисловатое, но с ароматом брусники. А это штрифель, он более сладкий, сочный.

Выбор наш остановился на большом ведёрке со штрифелем. Заплатив 200 рублей, мы высыпали яблоки в багажник.

- На дорожку, на дорожку ещё возьмите по брусничному, распробуете, приезжайте ещё! - просовывая яблоки в окно машины, произнесла хозяйка.

Что и говорить, сохранилась ещё доброта среди коренного населения рязанщины и в 21-м меркантильном веке!

****

В 21-м веке село Ижевское с населением 3,5 тысячи человек оказалось на задворках истории. Отсюда 30 км до Брыкина Бора, центра Окского биосферного заповедника. А дальше - непроходимые леса и болота.

Но когда-то здесь, по левому берегу Оки, проходил первый грунтовый тракт от Москвы через Перяславль-Рязанский, Спасск-Рязанский до Нижнего Новгорода. Две переправы через Оку осуществлялись на паромах.

В период до монголо-татарского завоевания Руси связь с Рязанским княжеством осуществлялась исключительно водным путем по притокам Оки. Сама же река Ока являлась в те времена главной транспортной артерией.

Свидетельством того, что в 14 веке от Коломны до Переяславля-Рязанского не было прямого сухопутья по грунту, служит путешествие в апреле 1379 года московского митрополита Митяя и сопровождавшего его митрополита Пимена в Царьград.

От Москвы до Коломны они следовали по дороге в течение АЖ четырех дней, от Коломны же до Переяславля-Рязанского плыли по Оке.

Эту лесисто-болотистую окраину Мещеры со множеством рек и речек, пересекавших это направление, озёр и болот, эту первозданную глухомань, пешему или конному путнику в ту седую старину одолеть было вряд ли посильно.

Вполне вероятно, что погромные вторжения монголо-татарских полчищ в пределы Северо-Восточной Руси и движения оборонных русских ратей в значительной степени способствовали появлению грунтовых путей сообщения.

Первое летописное упоминание об Ижевском датировано 1387 годом, в грамоте Рязанского князя Олега Ивановича. До древней столицы княжества, Старой Рязани, здесь всего около 40 километров. Это и считается годом основания села.

Как же появился этот путь, Нижегородский тракт, о котором и в 21-м веке местные жители вспоминают с почтением.

Известно, что на Нижней Волге с 13 века до середины 16 века находились столицы золотоордынских ханов, братьев Батыя и Берке-Агуль - Сараи.

Так, в том месте, где ныне Астрахань, располагалась столица хана Батыя Сарай-Бату. А против современного Волгограда, на противоположном берегу Волги, существовал в те времена Сарай-Берке, столица хана Берке-Агуль.

Можно представить, что пути от Сараев на Москву были различные, как речные, так и сухопутные. Например, через Нижний Новгород на Рязань и Коломну.

Известно, что в районе Саратова была переправа через Волгу. На степной стороне пролегал древний торговый Астраханский тракт, по которому ногайские татары гоняли в Москву для продажи табуны коней. А в конце 15 века астраханский хан направлял в Москву своих послов и купцов с караванами восточных тканей, шелком и другими товарами.

Дорог на Москву было много, всё зависело от того, какой товар и в какие края направлялся. Например, был путь от Переяславль-Рязанского в Орду и через Ряжск, далее через селение Сараи. Название современного городка Сараи, что в Рязанской области, лишний раз говорит о том, что дорога эта вела в столицу ордынских Сараев.

В том, что Русь была некоторое время в составе ордынского ханства, сомневаться не приходится. Раскопки окрестностей Старой Рязани говорят о том, что на этой территории какое-то время использовались чеканные монеты татаро-монгол.

В подтверждение сказанному - случай, произошедший с нашим хорошим знакомым из села Огородниково, что в 20 км от Старой Рязани. Перекапывая огород, он нашёл под кустом смородины золотую ордынскую монету с изображением Чингиз-Хана.

Было это в начале 70-х 20-го века, и перекупщики просто выманили её у доверчивого селянина. Ему удалось только увидеть в каталоге, с которым они сравнивали монету, что стоимость её пятизначная (в долларах). 

Таким образом, можно легко представить, каково было значение села на оживлённом торговом пути. Неудивительно, что во второй половине 17 века астраханским воеводой Г. С. Черкасским приобретается земля в Ижевском и строится усадьба.

Стоит сказать, что места там действительно чудные! Не широкое, но вытянутое в длину на 4 км ровным прямоугольником озеро Ижевское, необычайно красиво. Поросшее камышом и ивняком, довольно глубоко, оно давало приют многочисленным видам рыб.

Вокруг озера - прекрасные пастбищные луга, в смешанном лесу много ягод и грибов.

Что способствовало развитию заготовительной отрасли.
В Ижевском проживали известные на всю округу бондари. Материала для изготовления бочек из липы и осины, было достаточно. Они вдоль дороги и по сей день удивляют своим величием.

В один из приездов в Ижевское посетили и дом-усадьбу, где родился К.Э.Циолковский. Конечно, сам дом был в полуразрушенном состоянии, сейчас по губернской программе идёт его восстановление и оснащение комнат. В том числе и старинными средствами труда. Восстанавливается и усадьба с садом.

Среди прочих, пока немногочисленных артефактов, поразили тесаки, стамески и пилы, кованые чугунные обручи (всё это изготавливалось в ремесленных мастерских Ижевского), благодаря которым бондари изготавливали бочки. Бочки из Ижевского славились на всю округу.

На одной из стен ещё полупустой комнаты увидели картину художника во всю стену, уже нашего современника. На ней изображены местные жители в базарный день на центральной площади. Обстановка на картине воспроизведена до мелочей, вероятно, благодаря рассказам старожилов. И, конечно, не обошлось без бондарей на полотне, расхваливающих свой товар!

Но вернёмся назад, в историю.

Затем попеременно село принадлежит боярину Годунову, князьям Одоевским, князьям Трубецким, и даже царице Екатерине I.

В конце 18 века село приобретает внук основателя династии Демидовых Иван Никитич Демидов. И, если до этого времени село играло роль перевалочной базы на торговом пути, то в 18 веке начинают активно развиваться и ремёсла.

Стоит отметить, что за 30 лет до отмены крепостного права в селе проживало более 12 тысяч человек.

****

Пока мы рассматривали в окно машины окрестности, любовались игрой красок золотой осени, незаметно въехали в Ижевское.

И первым зданием при въезде слева оказался музей К.Э.Циолковского. Это не дом-музей, где он родился и где проживала несколько лет его семья, а уже современный музей космонавтики, носящий его имя. Дом-музей находится в самом селе.

Огромного размера голубые ели с устремлёнными ввысь верхушками перед зданием музея сочетаются с макетом ракеты, установленной перед входом.

Надо сказать, стоимость входных билетов умилила: 20 и 30 рублей. Правда, мы заказали ещё и экскурсию с экскурсоводом за 300 рублей, с 10-минутным показом фильма космонавта Аксёнова о жизни на орбитальной станции.

Этот музей находится на балансе области, потому цены приятно удивляют.

Конечно, музей очень интересный. Особенно зрелищный - Космический зал. Здесь в центре зала установлен спускаемый аппарат космического корабля Союз-22, пилотируемый космонавтами В.В.Аксёновым и В.Ф.Быковским.

Этот экспонат своим появлением в музее обязан, конечно же, Владимиру Викторовичу Аксёнову, ведь он уроженец села Гиблицы Рязанской области.

Спускаемый аппарат - это последняя часть космического корабля, все остальные сгорают в слоях атмосферы при запуске и спуске. Поражает, до чего додумался человеческий разум, создавая подобные механизмы.

Как люди, знакомые по институту с технологией машиностроения, не могли не отметить, насколько прочная оболочка аппарата, из какого прочного металла она изготовлена. И всё это, каждая деталь, каждый болт или заклёпка, делается вручную.

Трудно представить, какой жаропрочной краской нанесены снаружи надписи на двух языках (на случай приземления или приводнения дающие установки разблокировки аппарата), если они хорошо видны и после выгорания металла.

После посещения музея решили проехать по знаменитому Нижегородскому тракту. Проходит он вдоль центральной Красной улицы села. Далее - через современный мост, рядом с которым торчат из воды сваи деревянного, старинного.

Всё меняется, и с потерей значимости Нижегородского тракта в 19-м веке, с открытием новых железнодорожных сообщений, поросла бурьяном и некогда наезженная дорога. Проехав через мост, увидели убегающий хвост дороги: сегодня это малонаезженная бетонка.

На наш вопрос, куда она ведёт, одиноко стоящий на мосту рыбак ответил:

- В заливные луга. Так, иногда охотники на берег Оки по ней выезжают на охоту. Здесь километров 15 до Оки будет.

***

Начало пути и его окончание.

Путь в небо, на орбиту Земли, предрешённый самоучкой Циолковским, и возврат на землю в капсуле. Не преодолеть человеку оков земли, не выйти во Вселенную!

Путь, когда-то расширивший границы торговых отношений, и дорога, ведущая 21-м веке в луга. Изменилась жизнь, и дорога утратила своё значение.

Нет ничего вечного, всё конечно. Надо только понимать это и ценить время, в котором живёшь.



19 сентября 2018 года.


Рецензии
Любопытно, что слова - пишИте, пожалуйста, что я продиктую. - обозначает обращение к кому-либо. Но слово пИшете обозначает указание. Вы пишете неправильно! Я заметил, что или сегодня эти ударения ликвидировали или сами учителя недостаточно выучили русский язык. С теплом!

Валерий Мухачев   22.01.2023 21:08     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение. Если Вы, конечно, читали очерк.
По рецензии видно, что читали предыдущие рецензии.
Ошибка эта очень распространённая и не только среди молодёжи, но и нашего старшего поколения. Я не стремлюсь указывать на ошибки здешним авторам, но 50% авторов пишет именно так.
Всего Вам доброго!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   22.01.2023 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.