Как я увольнялся с завода Ленвторцветмет

Расскажу об эпизоде, как я увольнялся с завода Ленвторцветмет, где работал на должности начальника ЦЗЛ (центральной заводской лаборатории).  Вскользь я об этом упомянул в одной из глав своей "автобиографии", но сейчас хочу раскрыть подробности своего увольнения, характеризующие отнюдь не столь скромную и затюканную собственную личность, сколь интересные детали той непростой эпохи.  Под эпохой я подразумеваю последнюю пару лет перед августовским путчем 1991 года.

Причин для моего увольнения, в чем я уверен, было несколько, но главная (что очевидно) — из четырнадцати начальников цехов (а лаборатория по статусу приравнивалась к цеху) я был единственный беспартийный.  Объяснял я это тем, что никак не мог морально дотянуться до вступления в нашу Великую Руководящую и Направляющую Силу.   Даже не в члены, а просто в кандидаты.  Хотя мне предлагалось доковыряться до звания члена и без кандидатского стажа.  Моей гражданской сознательности для такого великого шага явно не хватало.  Ее едва-едва хватило для вступления в занюханное и почти криминальное сборище по имени ДС (Демократический Союз), имевшее неслыханную наглость провозгласить себя альтернативной политической партией.  В Москве командовала этим анархическим сбродом известная миру возмутительница развитого солнциалистического спокойствия Валерия Новодворская, а в моем родном Питере — Катя Подольцева и Валера Терехов.

Кроме того, до августовского путча 1991 года еще сохранял силу КГБ.  Я сильно не нравился этой конторе, ибо не развешивал на стенках лаборатории портретов всяких там Ильичей, коммунистических лозунгов и призывов к солнциалистическому соревнованию,  а также отказался от гнусной роли "общественного осведомителя", то бишь стукача, печатал на лабораторном телетайпе и развешивал на улицах провокационные антисоветские листовки, распространял клеветническую газету ДС "Учредительное собрание".

С должности начальника ЦЗЛ меня сняли без объяснения причин (хотя они и так ясны были), перевели ступенькой ниже — заведующим группой АСУ, а потом и вообще дали понять, что лучшее место для меня — это слесарь-наладчик в ремонтной группе моей же бывшей кровной и любимой ЦЗЛ.  И хотя обещали присвоить мне аж шестой производственный разряд  (огромная честь для чувака, едва-едва владеющего зубилом, паяльником и напильником!), я откровенно признался, что совесть не позволяет мне, гнусному антисоветчику, влиться в ряды передового советского пролетариата.  Так же, как и в ряды КПСС.  Тем более, что в заводской табели о рангах были еще должности разнорабочего, грузчика, уборщика производственных помещений, кочегара котельной, куда меня вполне могли бы в скором будущем определить.  А я был, увы, презренный белоручка, не приученный к лопате, молоту и серпу, умеющий хорошо работать только башкой.  И я решил уйти с завода.  Особенно с учетом, что в ту пору повсюду открывались кооперативы, где требовались специалисты моего уровня.

Выгоняли с должности меня спешно, и передача дел новому начальнику выглядела как-то формально, бестолково.  Я заподозрил неладное и вскоре убедился, что мои опасения не напрасны.  Ибо с некоторым сдвигом по фазе появились на сцене новые действующие лица и даже группы персонажей, серьезно осложнившие мою жизнь.

Врачи санэпидстанции.  Оказалось, что составленный моими сотрудниками и подписанный мною квартальный экологический отчет опротестован авторитетной контрольной комиссией.  Вскрылось превышение ПДК в цехах, а на шихтовом участке плавильного цеха вдруг встала во весь рост высоченная альфа- и бета-радиация.  Понятно: обломки ракет с атомными зарядами. А у меня в лаборатории даже примитивных дозиметров не было, не говоря уж об импортных радиометрах, заказанных мною давным-давно, но так и не полученных.

Пожарная служба.  Всплыли многолетней давности штрафы, которые я должен заплатить из собственного кармана за нарушение требований электробезопасности (всякие там болтающиеся розетки, лампы без плафонов, оголенные провода, неправильно подключенное заземление, отсутствие резиновых бот и перчаток).  Заведовал этими вопросами не я, а отделы КИП и ТБ, но собак постоянно вешали почему-то на меня.

ОБХСС набросился на лабораторные платиновые тигли и термопары, перевесил их на весах фирмы Сарториус (способных взвесить карандашную точку — Прим. авт. — каковых в моем распоряжении не было) и обнаружил, что ихняя суммарная масса на один и четыре десятых грамма меньше положенного показателя.  Куда ты, сволочь, дел эти почти полтора грамма драгоценного металла?  Откусил кусачками, продал?  Пропил? А????

Но самый кошмарный наезд состоялся со стороны КГБ.  «Вот мы ознакомились с документами по платине и солям драгметаллов. Но этим вопросом уже занимается ОБХСС, а нас больше интересует золото.  Где ваш отчет по золоту????»

Слушаю все это и от ужаса выпадаю в осадок.  Арест, СИЗО, суд, приговор... зона ...  Петух... Соображаю, что в аппаратуре, особенно импортной, до чёрта золоченых деталей — разъемы там, "папы-мамы", антикоррозийные покрытия.  В одном лишь французском квантометре ARL-31000, немецком хроматографе и двух импортных ЭВМ их сотни и сотни.  И ни в какой документации данных о количестве золота нету.

Пытаюсь связаться с буржуазными фирмачами, но запрос должен быть утвержден моим бывшим шефом — главным инженером,  а поскольку я снят с должности, права на подобные запросы у меня нет.  Прошу своего преемника сделать запрос, а тот шлет меня по адресу — мол, осваиваю новую должность, времени нема.

С квадратными глазами несусь в институт, где я работал "МНС-ом без степени" и где имелись аналогичные буржуйские ЭВМ, хроматографы и квантометры.  Ребята прониклись желанием мне помочь и организовали запрос, чем заставили фирмачей растопырить глаза до размеров крышки от детского горшка.  Мол, таких данных у нас нету.  И никакому идиоту из наших покупателей не приходит в голову дурацкий вопрос о количестве золота на разъемах.

*************

От сумы да от тюрьмы...  Не сел, хотя был на грани.  Удалось-таки развязаться с передачей материальной и прочей ответственности.  Но именно в ту пору волосы у меня серьезно поседели. 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.