Случайный друг

              Мы познакомились в мужском туалете. В ряд на стене висели писсуары, сильно пахло хлоркой и специфическим запахом мужской уборной, сдобренным дешевым одеколоном.
Сзади кто-то хлопнул меня по плечу.
 - Привет, земляк!
Я оглянулся. Рядом стоял высокий рыжеволосый  парень с угреватым лицом и нагловатой улыбкой.
- Привет! – ответил я, не поняв сперва, кто со мной здоровается.
- Ты чего смотришь, не узнал?  - рыжеволосый парень глядел на меня, не мигая глазами. – Ну, ты даешь, своих не признаешь...
- Ну, почему же, - растягивая слова, стал оправдываться я. – Ты, Жеха Замораев! - Так кажется твоя  фамилия.  Из параллельного класса... - наконец-то я узнал в этом хамоватом парне своего однокашника.
- А я смотрю, стоит земляк, капли считает – пошутил Жеха.  Я не любил плоских шуток, поэтому промолчал.
     Школа, в которой мы учились, последние два года была переполнена,  в нее было втиснуто почти полторы тысячи учеников, и относилась она к Октябрьской железной дороге, поэтому называлась Средне-технической школой № 66. Среди народа- просто железнодорожной. Станция и поселок,когда-то стоящие раздельно, слились в единый конгломерат, но имели разный статус. Поэтому была еще одна школа, которая называлась – поселковой, в ней учились остальные дети ,не железнодорожников.
Времена тогда были, как сейчас принято называть, эпохой перемен. У руля государства стоял Никита Сергеевич Хрущев, человек, у которого был неуёмный зуд на преобразования и он постоянно что-то придумывал новое.  Именно он решился на  строительство Коммунизма в два этапа. Первый – стадия развитого социализма, когда от каждого по способностям и каждому по труду. И вторая стадия  – собственно коммунизма, при котором востребован был бы принцип высшей социальной справедливости: от каждого по способностям и каждому по потребностям. Срок построения коммунизма Никита Сергеевич обозначил короткий - 1980 год. Реформатор во всем, затронул и систему образования. Никита Сергеевич, с точки зрения развития общественных интересов предложил, что ученики, вместе  с теоретическими знаниями, должны получать и практические навыки , иначе говоря- профессию.
Кстати, навыки, полученные в школе, остались у меня до сегодняшнего дня. Я умею гвоздь вбить в стену, починить табуретку или стул, а главное сблизился  с техникой. По складу характера я был гуманитарий: увлекался литературой,географией , биологией,  но вот техника меня мало волновала.  А тут попал в класс для подготовки автослесарей и шоферов. И что удивительно,  вместе с аттестатом о среднем образовании получил не только заветные и очень редкие,в те времена, корочки шофера-профессионала, а еще автослесаря третьего разряда. В жизни мне это сильно пригодилось. Но, об этом чуть позже.
А сейчас стоя перед  Жехой, я не знал радоваться мне, что встретил земляка или нет. Мы оба стали абитуриентами  на поступление в медицинский институт и, причем оба на лечебный факультет.  Значит Жеха мой конкурент, как ни крути, соперник, хотя и земляк.  Для меня он был "шапочным" знакомым, с которым изредка пересекался по школе.Но, я решил, что в таком большом городе лучше все же иметь хоть такого знакомого, чем никого. Поэтому улыбнулся в ответ.
- Привет, хорошо, что встретились... Давай вместе обсудим ситуацию по билетам... – предложил сразу же я, перейдя к делу.
  Жеха согласно закивал головой.
- Пойдем на свежий воздух, поговорим...
Так я встретил человека, который вскоре стал мне другом. Мы оба успешно сдали экзамены и оба поступили в институт на один и тот же факультет, и вдобавок еще оба оказались в одной общежитии и в одной комнате. Тут, как говориться, судьба определила быть ближе друг к другу. Жеху мы избрали старостой комнаты, за его  напористый, но уравновешенный характер. И наша студенческая жизнь потекла своим чередом: со своими взлетами, падениями и загзаками. И так мы шли рядом все шесть лет учебы. Даже с девчонками познакомились с нашего поселка, обе учились в Сосновской школе, на класс младше, Люда и Люба.  Так сложилась, что обе девушки со временем стали нашими женами: Люда моей, а Любовь – Жехиной. Но, речь не об этом. Это всего лишь прелюдия к драме, которая преследовала нашу дружбу с Жехой.
  Первый звоночек прозвенел настойчиво и веско, где-то на пятом курсе. К этому времени оба поженились и дружили семьями. И в один прекрасный, воскресный день мы все вместе поехали в Михайловский парк, побродить по весенней погоде, покормить лебедей в пруду и вообще побывать на солнышке, по которому мы так истосковались за суровую Ленинградскую зиму с ее непредсказуемой погодой: то снег, то дождь, то мороз,то оттепель...  Стоял конец мая, вовсю цвела сирень, зацветали яблони, свежий воздух прекрасного майского утра будоражил наши чувства.
 Народу было немного. Одетые в приличные костюмы, мы любовались друг другом, своей молодостью и красотой наших подруг. Молодость – молодость, как ты прекрасна в любой одежде, в любое время года и в любой обстановке. Понимать простые истины начинаешь лишь с годами, когда  становишься старше. Но, уйдём от лирики,перейдём к сути случившегося тем  майским утром. Все произошло как-то неожиданно.
  В центре парка,  у огромной клумбы, с только что посаженными цветами, возникла группа молодых людей, с магнитофоном, из которого неслись хрипловатые песни Высоцкого. Молодые люди, видимо хорошо погулявшие ночью, вышли на свежий воздух, подлечились пивком, а может и водкой, стали приставать к девушке, что сидела на лавочке с книгой в руках. Видимо студентка или школьница старших классов готовилась к экзаменам. Когда мы поравнялись с шумной компанией парней, то я увидел, что девушку один из парней насильно посадил на колени и стал расстегивать ширинку на брюках.
- Жеха, давай отгоним подонков, не то девчонку изнасилуют средь белого дня.
- Ты чего? Их пятеро, а вас двое – неожиданно встрепенулась Люба, жена Жехи.
- Нас не двое, а четверо – ответила моя Людмила.
- Жеха, ты регбист, я футболист, по два хулигана на брата, расправимся, как повар с картошкой – ответил я и стремительно шагнул к парням. – Брось девушку! – оттолкнув одного из стоящих поблизости парней, крикнул я и схватил, видимо, главного заводилу компании, за шиворот и рванул на себя. Тот упал на лавку.
Девушка ойкнув, вскочила со скамейки и бросилась бежать. Парень, не ожидавший такого нахальства со стороны молодого и опрятно одетого «ботаника»,  рванул с лавки и одним махом оказался около меня. Я невольно отскочил и   попал ногами в клумбу. Это принесло мне какую-то передышку, я быстро оценил обстановку. Если Жеха сейчас возьмет на себя двоих, что стоят у  заднего края скамейки, то девчонки заблокируют оставшихся двоих, тех, что  помельче, то я смогу быстро уложить верзилу, а потом, с Жехой, разобраться с другими. Верзила решил, что студента легко победить, ринулся быком на меня. Я сделал пару  шагов назад   и когда верзила с криком «Я тебя сейчас урою сука», бросился на меня, решив ударом ногой в пах завалить студента. . Это была его ошибка. Мне спортсмену ничего не стоило перехватить на лету ногу руками и резким движением завернуть ее в бок, навалившись всем телом на соперника.
Верзила ойкнул от боли рухнул мордой прямо в цветы,остался лежать с вывихнутой ногой.  Я тут же выскочил из клумбы и схватил другого парня, от которого сумочкой отбивалась Людмила. Третий пытался зайти к ней сзади и обхватить ее за шею. Но, я подоспел во время. Ударом в челюсть  вырубил одного парня, а второго, бросившегося ко мне сзади, перекинул через себя. Потом, что есть силы, ударил его  ногой в пах.  Тот, согнувшись, остался лежать у клумбы.
- Ну, все подумал я! Мы победили! Но, не тут-то было.
Оставшиеся от пятерки двое парней, бросились на меня, как собачки на затравленного зверя.
- Где Жеха? – крикнул я Людмиле, не найдя взглядом своего приятеля.
- Да сбежал твой Жеха, струсил – зло крикнула Людмила. Она не долго думая, обхватила одного из парней за шею и стала, как заправский борец,  делать прием на удушение. Мне ничего не оставалось, как кинуться на последнего, но тот оказался, видимо, спортивным парнем, он встал в стойку боксера и отбил мою атаку. Я не стал с ним связываться, бросился к жене и резким ударом в печень вырубил парня, которого за шею держала жена.
- Все бежим! – крикнула Людмила. Они очухаются и нам вдвоем несдобровать.  Она еще раз ударила сумкой по морде, хватавшего за юбку, парня и мы оба бросились бежать в сторону выхода из парка. Наши быстрые ноги спасли нас,тем более мы удачно заскочили в подъехавший трамвай и уже из окна видели, как вся пятерка хулиганов металась от злости около остановки.
- Где же Женька с Любой? Может они их догонят и изобьют – в слух высказался я.
- Ты, что не понял? Нет твоего дружка! Сбежал со своей Любушкой-голубушкой...
- Давай, Людмила не будем об этом. Может  мы убежали, а они  остались и им нужна наша помощь...
На следующей остановке я собрался уже выходить, искать друга, как неожиданно увидел радостно шагавших под ручку Жеху и Любу. Они ели мороженное, о чем-то разговаривали и весело смеялись.У меня от неожиданности такой картины отвисла челюсть.
 Жена поправляла разорванную юбку, огорченно вздыхала.
- Почти новая, теперь не починишь. Выкинуть придется.
Я не стал говорить Людмиле о своем открытии. Друзья, слава богу, живы и здоровы. Видимо убежали, как только завертелась потасовка, ушли подальше от греха. Но, неприятное чувство измены со стороны друга, не оставляло меня.
Друг не мог меня одного с женой бросить в трудную минуту, не мог! Тут, что-то не так. А что?
Вечером, когда мы с женой, отмылись, обработали раны в комнате, которую мы снимали, повисла какая-то недосказанность инапряженность.Людмила вдруг спросила:
- Ты не хочешь мне что-то сказать?
Я смутился.
- А что говорить, и так все понятно! Мы с тобой молодцы, отбились от шпаны, и спасли девушку. Мы герои! Особенно ты, если бы не ты, я не смог бы один их  одолеть. Я обнял жену и поцеловал. Спасибо тебе, ты мой ангел-хранитель...
-  Нет!Я не об этом – осторожно посмотрела на меня своими темными глазами жена. - 
 А о чем?. Твой друг  предал тебя, Толик, у тебя нет больше друга!
Я вскочил на ноги.
- Не говори так, Жеха был и останется моим другом, даже если он не смог мне помочь... Видимо, была причина...Веская!
- Дуралей ты, Толюша. Ладно,не будем ссорится,жизнь покажет,кто из нас прав- ответила жена.  Раздался звонок в прихожей и я бросился открывать.
В дверях стоял Жеха, он держал  в руках бутылку сухого болгарского вина «Варна» и небольшой тортик.
- Мы к вам! Примите? Люба стояла рядом с Жехой, смотрела прямо перед собой и будто не видела ни меня, ни Людмилы.
- Проходите! - Я приветливо провел их в комнату и посадил за стол.
- Что за праздник вы решили отметить? – без злобы, но очень серьезно спросила Людмила. И не хотите ли вы сперва извиниться за произошедшее, или вам все равно, что с нами стало бы? – не унималась жена.
Я пытался остановить ее.
- Людмила, ну хватит. Пришли, значит осознали! Давай бокалы, выпьем вина и поговорим начистоту. Что же  произошло на самом деле...
Налив бокалы, Жеха встал, и чуть заикаясь, это с ним бывало, когда он сильно волновался,произнес:
- Толик, Люда, вы простите нас, но мы были вынуждены  уйти...
- Это почему же? – не выдержала Людмила.
- Любаша беременна и у нас будет ребенок. Мы об этом узнали только вчера. Сами понимаете, мы не могли  рисковать...
Мы с Людмилой ошерашенно сидели, не зная, что ответить. Людмила первая пришла в себя.
- Значит, у вас праздник по поводу зарождения новой жизни? Поздравляю! От всей души – и она подошла и поцеловала Любашу.
Потом мы все дружно чокнулись и выпили вина, Любаша лишь пригубила бокал. Плавно перешли на другие разговоры, кто о чем. Мы с Жехой - о футболе. Жены стали обсуждать беременность Любаши, а потом перешли  к чему-то более сокровенному.
После второго бокала Жеха прямо спросил.
- Ты презираешь меня, скажи только честно!
- Да, нет! Я понял тебя. Хотя я хотел что-то еще  сдобавить, но передумал.   "Не суди и не судимым будешь!" – вспомнил я библейскую мудрость. Но для себя я сделал  вывод – я бы не бросил Жеху в подобной ситуации.
Вскоре, закончив институт, мы разъехались. Я попал в одну область, Жеха с женой в другую и мы долго не видели друг друга. Встретились через десять лет, на юбилее окончания института. Жеху я узнал сразу. Раздобрел, в хорошем дорогом костюме. Обнялись, разговорились.
- Ты кто? – спросил меня Жеха.
- Я главный врач санатория.
- И я главный, только ЦРБ.
И мы оба рассмеялись.
- У тебя сколько детей? – спросил я.
- Двое: две девочки Анна и Настя.
- А у меня сын и дочка: Вася и Маша, в честь моих родителей.
Мы обменялись телефонами, адресами и изредка стали перезваниваться друг с другом. Почти вместе  вернулись в Ленинград. На работу устроились в родной институт, но на разные клиники. Я пошел в науку, а Жеха решил заниматься практикой и лечить. Мы продолжали встречаться семьями, иногда проводили вместе праздничные дни, особенно тепло встречали дни рождения,свои и детей Так было до тех пор, пока я не защитил кандидатскую диссертацию.
Ни мой друг, ни его жена не поздравили меня, хотя бы по телефону. Я был неприятно удивлен. Неужели, не знал? Но, объявления о защите висели по всему институту. Не заметить, не обратить внимания - не могли, решил я сам для себя. Моя жена сделала свой вывод:
– Завидуют!  - коротко сказала она.
- Чему? Моим бессонным ночам. Опытам на мышах по воскресным дням, поездкам по другим институтским лабораториям в поисках реактивов, новых идей. Трем годам без отпуска. Я еще удивляюсь, как вы - мои домочадцы, переносили все  эти сложности.
- Людмила Николаевна, если бы не Вы, не было бы нового ученого – так и сказал директор института, Александр Васильевич, ученый с мировым именем, поздравляя Людмилу с успешной защитой диссертации мужа.
А вот мой друг Жеха не пришел, не поздравил, словно его не было в городе или он забыл, что я существую.  Новая работа, новые задачи  заставили быстро забыть об обидах, нужно было развивать свое научное направление, и я старался.  Поездки на симпозиумы, конференции, выступления, статьи не оставляли личного времени. Я почти не заметил, как вырос и повзрослел сын, как стала девушкой дочка.
В один прекрасный день жена перед уходом на работу, подошла ко мне.
- Анатолий, поговори с Василием, он хочет поступать в театральный институт.
- Как в театральный? – опешил я. – А как же медицина? Он же хотел стать врачом, хирургом.
- Хотел, да перехотел. Посмотрел на тебя, на твою адскую работу без выходных и праздников и решил отказаться.  Так и сказал: - хватит в нашей семье двух врачей. Ты бы с ним поговорил, может, передумает.
Сегодня  с утра у меня было свободное время. Что же делать? И тут я вспомнил про Жеху, своего друга.  Хоть и не общались мы с ним давно, но на общественных мероприятиях сталкивались. Евгений Геннадьевич заведовал терапевтическим отделением и слыл хорошим специалистом. Но, откровенного разговора не получалось.
- Привет, привет! Как жена?
- Нормально!
- Дети?
- Тоже в порядке.
- Передавай привет.
- Хорошо!
- Может, зайдете к нам – предлагал часто я своему другу.
- А зачем? Ты теперь фигура известная, о тебе судачат на каждом углу, знаменитый ученый, открыл новый способ диагностики, телевидение, газеты об этом пишут.  Зачем тебе я и моя семья? Мы люди скромные…
- Знаешь, Евгений Геннадьевич, зависть большой грех. Не оправдываться же мне перед тобой, - ответил на это я.
Та встреча стала видно последней  в наших дружеских отношениях.
И тут я неожиданно вспомнил, что Василий дружит со старшей дочерью Женьки, Анной. Домами дружат или не дружат- взрослые, а дети на все имеют свое мнение. И я набрал номер телефона Женьки. Трубку взяла жена Люба, я сразу же узнал ее по голосу.
- Здравствуй Люба, это я Анатолий Кириллов.
- А ты, Анатолий Васильевич не ошибся адресом?
- Нет, я звоню именно вам. Мне бы хотелось поговорить с твоей дочкой, Анной.
- Это еще зачем? Мало тебе любовниц, так ты к моей дочери подкатываешься? – закричала в телефон жена Жехи.
- Ты в своем уме, Люба?
- Я в своем.  А ты перестань доставать мужа и дочку, оставь в покое вообще нашу семью, раз и навсегда.
- Но, я хотел всего лишь спросить Анну о Василии, моем сыне.
- Спросить  о сыне? Да он весь в тебя: ловелас и гуляка, и пусть оставит мою Аннушку  в покое,  иначе я напишу письмо в партком,   и все узнают о твоих похождениях. Понял, Анатолий Васильевич? – зло рассмеялась в телефон жена моего друга.
- Да, ты, ты просто спятила,Люба!  и я хотел было попытаться еще раз объяснить свой звонок. Но, на том конце провода зазвучали  гудки отбоя.
Я долго не мог найти себе места. Сидя в кабинете за столом, пошарил по ящикам и наткнулся на старый студенческий альбом с фотографиями. Вот мы все вместе: я, Жеха, Люда, Люба, молодые, красивые и такие счастливые.
Но, странная метаморфоза стала происходить прямо на моих глазах. С годами лица моего друга и его жены стали меняться. Из веселых и беззаботных они стали сперва напряженными, а потом и вовсе раздраженными,  недовольство читалось в их глазах, и наконец,они стали откровенно злобными. Особенно тогда, когда узнали, что я вышел на защиту диссертации.
Неужели человеческая зависть может так изменить людей, вчерашних друзей. Мне все еще не верилось. Но почему? Я не перешел дорогу другу, ни его жене, старшие дети подружились и, кажется, настроены на очень серьезные отношения. Так что же движет моим другом? Ладно, Люба.  Она всегда считала меня везунчиком, умевших найти решение трудных вопросов самому, без чужой помощи,а муж её не мог.Причем тогда я.  Почему так? Я не знал,видимо,жизнь меня сделала таким...Какие обиды? В кабинет зашел  сын, Василий.
- Папа, ты, наверное, знаешь, что я решил пойти в театральный и Анна тоже.
- Почему в театральный? - спросил я сына.
- Просто хочу найти себя. Мне кажется, что у меня для этого есть кой-какие данные. Я ходил с Анной в драмкружок при школе, потом в школу студию при театре «Ленсовета», у нас кажется  получается...
Я не стал ничего отвечать и внимательно посмотрел на сына.
- Раз так решил, значит это твой выбор. Дерзай!  А Анне  от меня привет.
На этом можно было бы поставить точку, но судьба еще раз свела нас, бывших друзей, меня и Жеху.  На похоронах его жены Любы. Она разбилась на автомашине, перевернувшись в ней по дороге на Выборг, куда поехала с подругой на экскурсию. Подруга осталась жива, а Любовь умерла прямо на месте аварии.
На отпевании в церкви  Евгений Георгиевич  стоял поодаль от гроба, отрешенно смотря перед собой, и что-то бормотал. Не то проклятье в мой адрес, не то молитву. Скорее первое,я ведь был последним, кто с ней разговаривал перед её отъездом. Я взял под руку жену, и мы, молча, вышли из церкви. На похоронах  наши семьи стояли по разные стороны, так и не подойдя друг к другу. Анна плакала, стоя около  отца, не обращая внимания на Василия,который пытался быть рядом с ней.
Горе сближает людей и взывает к сочувствию и прощению, но мой бывший друг Жеха  еще больше удалился. С тех пор он никогда не подходил ко мне, если видел меня, то уходил в сторону,будто бы боялся встречи.  Анна и Василий расстались, словно и не было у них никакой дружбы и любви. А может, и не было ни того, ни другого, как  и моего друга , Женьки Замораева, который первый раз струсил, когда оставил меня с женой против пятерых хулиганов. Затем просто  из-за зависти, а в конце концов обвинил меня и моих близких в смерти жены, к которой никто из нас не имел никакого отношения.
Друзей не выбирают ими становятся. Наша когда-то случайная встреча в  институтском туалете с Жехой закончилась трагедией. Видимо, ничего не бывает случайного, все в жизни закономерно. И настоящая дружба тоже.


Рецензии