Тайна названия Симфонических танцев Рахманинова

      Статей по ним написано немало, я лишь хотел бы приоткрыть начало - весь смысл заглавья коли повезет, кто зрит внимательно, тот суть всю и поймет.
      Возможно, красноречью здесь не место, но обещаю - будет интересно, мы с вами путь легко пройдем и истину и без вина найдем!
      А для начала, приведу цитаты, чтоб оценить, чем мы сейчас богаты, чтоб тайну всю названья раскусить и славу от отгадки нам вкусить…


      ====ЦИТАТЫ====


      ===№1===

       «Жизнь - это как танец.
      Вы заучиваете простые движения, ритм и темп.
      Заучиваете последовательности и шаблоны.
      И даже начинаете их комбинировать, создавая свои структуры на их основе, тратя на это годы и десятилетия…
      Вдруг вы понимаете, что это был не танец, а лишь механическая иллюзия.
      Вас интересуют маски, модели и роли.
      Вы играете, меняя их поочередно.
      Можно быть мягким…
      Можно быть твердым, как камень…
      Можно быть текучим, как вода…
      Но потом вы достигаете мастерства.
      И понимаете, что нет движений, нет масок, нет ролей - это иллюзии, которые ты создал себе сам.
      Танец рождается тогда, когда исчезают зеркала.
      Вы и есть сама форма.
      Вы и есть само пространство.
      Вы и есть само время».
      Источник: статья по адресу http://machista.ru/zhizn-eto-tanec/

      ===№2===

      «Жизнь - это только танец, она способна на бесчисленные вариации. Даже самые великие мечтатели не представляли себе их».
      Источник: книга «Это только танец» - Рам Дасс.


      ====ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ====


      ===№1===

      «Симфония - это «созвучие, стройное звучание, стройность» - музыкальное произведение для оркестра.
      Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
      В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит ДРАМЕ или РОМАНУ. Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки - широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».
      Источник: Википедия.

      ===№2===

      «Симфоническая музыка - понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами СИМФОНИЗМА».
      Источник: Википедия.

      ===№3===

      «Симфонизм - В советском и постсоветском музыковедении в широком смысле симфонизм трактуется как философско-диалектическое отражение действительности в художественном произведении».
      Источник: Википедия.

      ===№4===

      «…симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов…»
      Источник: цитата А. Н. Серова, взятая из Википедии.


      ====НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДАЛЬ====


      Н. В. ДАЛЬ - русский психотерапевт - помогший избавиться от тяжёлой депрессии Рахманинову…
      А теперь, просто посмотрите в Интернете на его фото. Это прям какой-то тибетский мудрец! И несмотря на то, что родился он в самом обычном Херсоне, то умер уже в г. Бейрут (Ливан).
      Владел ли сам С.В. Рахманинов какими-то эзотерическими знаниями?!
      Я в Интернете ничего не нашел. Быть может, вы будете удачливей.
      Но вот в «Воспоминаниях о Рахманинове» его жены Натальи, натолкнулся на такую, сказанную им (практически на смертном одре) фразу: «Странно, я чувствую, точно МОЯ АУРА ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ ГОЛОВЫ».
      Это мы сейчас, насмотревшись Кашпировских и всяких там прочих экстрасенсов - знаем значение слова «аура». Но ведь  Рахманинов об ауре знал и тогда, а умер ведь аж в 1943 году!
      Ну, а наиболее детально строение ауры представлено в восточных философиях индуизма! Мне думается - подобными знаниями с ним мог делиться и Даль. Почему бы и нет? Вспоминаем, опять же, как выглядел сам Н.В. Даль…


      ====СИНОНИМ НАЗВАНИЯ====


      Что же из всего вышеизложенного, может следовать?!
      А то, что несмотря на обычно приписываемое Рахманинову христианское мировоззрение, ему, по-видимому, вовсе не были чужды и философские знания восточных школ! А значит, подходя к расшифровке названия «Симфонических танцев» мы не вправе руководствоваться лишь европейскими взглядами на природу названия. Необходим, более широкий охват и последующий синтез новых смыслов!
      Я думаю, нам совершенно не стоит пытаться расшифровать название этого монументального музыкального произведения буквально, «в лоб», исходя лишь из формальных значений составляющих его слов! Это вот, как слово «Мороженое» - в обыденном смысле это сладкое лакомство из сливок, ну, а вообще же, им может быть - да все что угодно, что можно заморозить: и мясо и сало и сливки и стойло. Про стойло - шутка - так не принято говорить.
      То есть, само слово «мороженое» - нам совершенно ничего не сообщает о том, что именно было «заморожено»! Об этом мы уже должны догадаться сами, равно как и название «Симфонических танцев» не следует понимать буквально, а лишь в контексте: а что же это такое может так «симфонично» «танцевать»?!
      И первое, что на ум обычно приходит - это конечно же персонализированная «смерть» изображенная как скелет на картинках с людьми (т.н. «Dance of Death» - «пляски (танцы) смерти»), так распространенными в средневековой Европе…
      Но как то это уж слишком банально звучит: «Симфонические танцы смерти» - для такого столь многопланово-значного и шифрованного музыкального произведения!
      Мне думается - не это есть его название! И не для того все оно Рахманиновым писалось, что б показать, что всё тщета и суета! Ведь в «Симфонических танцах» побеждает Жизнь, а не Смерть! Жизнь!!! И весь его музыкальный финал - он абсолютно жизнеутверждающ! Он - Победа сил Добра над Тьмой! Так что ни о каких «плясках смерти» здесь речь и вовсе не идет! Здесь - «пляски Жизни»! Рождения! И как бы все плохо и безнадёжно не было, в них показывается, что Добро непременно побеждает и победит Зло! И это - будет окончательная Победа!
      И как раз теперь, нам и пригодятся все приведенные мной выше, подборки из цитат и определений, что бы осознать, что наиболее близким понятием, передающим название «Симфонических танцев» будет: «Пульсации Жизни», «Созвучия Жизни», «Ритмы Жизни». Ведь в нем, языком музыки представлено последовательное развитие именно самой Жизни - проходящей через все перипетии своего земного существования и в Финале - полностью побеждающей саму Смерть - «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?».


      ====СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЧЕЛОВЕЧЕСТВА====


      Вот если всю совокупность человечества представить сейчас как симфонический оркестр, где каждый человек будет представлен музыкальным инструментом и исполняет свою партию и в тоже время составляет неотрывное единое целое и со всем оркестром (ближайший аналог из Христианства - т.н. «тело Христова», где под «Христом» - уже подразумевается именно все человечество; вспомним еще из Посланий апостола Павла - «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены»), то как и в реальный симфонический оркестр входят три группы инструментов: в зависимости от того, что является источником звука: духовые (колебания, вызываемые давлением потока воздуха), струнные (колебание струны от механического воздействия), и ударные - так и это огромное Тело состоит из трех составляющих: Дух, душа и собственно само тело. Помните, как часто даже говорят: «струны души»…
      И вот, совокупность уже деятельностей каждого, пусть даже и мельчайших и незначительных, объединяясь с делами остальных, становится «слышимой» и начинает «звучать» в унисон и перекликаться с главной «музыкальной темой», сливаясь в колоссальную «симфонию», «исполняемую» уже всем человечеством.
      Какая же главная тема этой «симфонии»? Как минимум - очень тревожная! Это разворачивающаяся во времени драма, берущая начало с самых первых мгновений зарождения людей и длящаяся и по сей день… Самому же «звучанию» этому присущ в полной мере и «симфонизм» - как «раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов».
      Но, чей - этот замысел?!
      Творца!
      А ведь и сами же «Симфонические танцы» Рахманинова в аллегорическом виде и иллюстрируют нам его весь! И финал этого замысла - весьма торжественный: силы Добра и Света побеждают Зло и наступает всемирное Счастье!
      И в этом плане, «Симфонические танцы» Рахманинова, нам сжато показывают в музыкальной форме всю историю становления и взросления юного человечества - как реализацию замысла Творца: воспитание человечеством самого себя, через прохождение им неизбежных страданий и мук от собственного несовершенства и саму безусловную веру Творца в человечество, в неизбежный счастливый конец всем его страданиям - который непременно наступит в будущем в силу обожения как самого Человека так и всего Человечества!


      ====ВСЯ СУТЬ НАЗВАНИЯ «СИМФОНИЧЕСКИХ ТАНЦЕВ»====


      Аллегорически подразумевая теперь под «симфоническим оркестром» - все человечество - эти «танцы» следует уже понимать как пульсирующие ритмичные движения самой Жизни - совокупную созвучную жизнь всего Человечества да и вообще всего живого.
      И таким образом, мы обоснованно можем предположить, что подразумеваемое, но не написанное автором название этого произведения означает - «Жизнь». Но «Жизнь» - в самом широком смысле этого слова - как извечное космическое Начало - самого Творца.
      «…Нет движений, нет масок, нет ролей - это иллюзии, которые ты создал себе сам. Танец рождается тогда, когда исчезают зеркала. Вы и есть сама форма. Вы и есть само пространство. Вы и есть само время» - Вы и есть Творец!

2018.10.09

Если понравилось (или было полезно),
вдохновить автора к новым свершениям можно вот так: http://proza.ru/avtor/tarser


Рецензии