Осенний клен возле монастыря

                ***

Захотел воочию увидеть сокровища золотой осени. Не внимая предостережениям, - нельзя увидеть это, и остаться живым. А раз ты жив, - значит, не увидел, и чудо взлетело за миг до твоего появления. И пропало с глаз. Чудеса почти всегда так внезапны, бесплотны и неуловимы. Как и осень в пору расцвета. Поехал в монастырь, ибо слышал (да и видел фотографию), что его осенние виды с реки – просто непостижимы.. Подойдя к обители, решил обойти ее. Вскоре я увидел полыхающие осенние клены, - что еще может сравниться с ними? Кажется, они содержат в себе самую суть осени, философский камень октября, и вокруг них вращаются все остальные осенние деревья, как вокруг солнца.. Посмотрел на тот берег реки, - то тут, то там, - яркие вспышки октябрьских крон. Они сверкают среди зелени, - и начинаешь думать, что царство Христово и княжество этого мира смешались на одном полотне вселенной, и серафические существа поселились среди нас на соседней улице..
Прошел мимо маленького монастырского кладбища, и скоро увидел спуск к купели. Ржавая лестница уводила на большую глубину, почти что в бездну. И эта бездна была в окружении зеленого.. Очень много ступеней, я устал вести им счет.. Конечно, и тут был символ: купель находилась в самом низу земного бытия, чтобы мы, погрузившись в нее в крещении, вознеслись к райской выси, знаменуемой монастырем. Лестница же традиционно означала путешествие через все тяготы земной жизни. Увы, но внизу местами была видна монастырская гора, но не сама обитель со своими каменными светильниками.. Кое-где яростно светилась осень, у нее был просто приступ, душевный разрыв.. Рядом с  источником виднелась надпись: исцеления испившему. Славянская красота языка! Подъем на гору был тяжел, каким и должно быть для нераскаявшегося грешника бремя собственного креста.. Недостаток любви, вот в чем вечная беда людей.. Пришлось идти дальше: я заметил узкую и довольно крутую тропку. Немного спустившись, я увидел ТАКОЙ КЛЕН.. Он был насыщенно-солнечным и ощутимо призрачным, смешанным с кровью, как будто жертвовал собой ради нас.. Да еще этот бледный свет помутневших небес, который постоянно меня вдохновлял.. От клена на склоне горы исходило такое свечение, такое напряжение любви, что, перестань светить все звезды и остальные источники света в мире, он освещал бы весь космос своим мягким сиянием..
Я почувствовал себя находящимся вблизи сердца осеннего мира, которое непрерывно перекачивает кровь октября.. Я был принят этими телом и кровью, и стал их частью.. И я знал, что это сердце скоро надорвется.. А о светящихся деревьях, - это к Толкину, у которого неслучайно  Лаурелин, Древо Валар, одно из двух, сотворенное в начале времен ангелами, испускало золотой свет; мэллорны, райские по сути деревья, носят имя, буквально означающее «золотое дерево»; осенью их листья не опадали, а приобретали бледно-золотой оттенок; весной на мэллорне появлялись золотистые бутоны, собранные в соцветия; как только цветы распускались, листья опадали, так что весной и летом рощи мэллорнов были устланы и покрыты золотом. И пусть их листья похожи на листья буков, а не кленов, - но столько золота! А клен стоял, едва не падая с обрыва; еще ниже было несколько совсем небольших кленочков цвета лимона.. И Тот Клен был как душа, которая сбросила тело; это была не пышная зеленая животная тяжесть лета, а червонного золота легкость лиственной плоти. Листья более всего напоминали крылья бабочки по ту сторону творения.. Стоя рядом с ним и глядя со склона холма на реку и противоположный берег, я понял, почему осенние листья так стремятся летать, ведь и сам был недалек от этого.. И то не полет птицы, то движение сквозь времена и пространства, откуда пришел этот осенний клен, пророс их все.. К сожалению, сойдя вниз, я снова не увидел монастыря.. С трудом взобравшись наверх, я вошел в его врата. Надвратный храм был храмом Сретения, то есть, Встречи. И тут я осознал: моя встреча с чудесным кленом состоялась, - и я жив..


Рецензии