Рейс длиною в жизнь стр. 6

 
Зима в тот год долго не хотела отпускать своими мороза-
ми, заставляя трудиться на благо пассажира с удвоенной силой.
Кроме физической работы, заключающейся в отоплении вагона,
отбивания льда, очищения ходовых частей вагона от снега, в ту
пору приходилось ещё до отправления в рейс, проводникам про-
изводить работу непосредственно под самим вагоном. Для того,
чтобы в тёмное время суток в вагоне было уютно от ламп накали-вания, которые были так далеки от люминесцентного освещения.
Непросвещённый читатель, да и многие наши молодые колле-
ги не представляют, как перед отправлением поезда, на перроне,
в те семидесятые годы, все проводники дружно, один за другим
выбрасывали в сторону локомотива красный сигнальный флажок
или зажженный фонарь. А их напарники, с приводными ремнями,
шириной в пятнадцать сантиметров, длиной от четырёх с поло-
виной метра и выше, ползком проползали под вагон, набрасыва-
ли ремни на барабан генератора, сшивали эти ремни с помощью
шпилек, которые никак не хотели заходить в пазы накладок. И
только с помощью плоскогубцев, они с трудом вставлялись на ме-
сто, после чего ремень надевался на малый шкив. Проводники,
орудуя всё тем же ломом, как палочкой-выручалочкой, а в лучшем
случае используя силу нажатия шкива собственной ногой, так как
малый шкив был подвижный, натягивали ремень до состояния
натянутой струны на гитаре. И так, изо дня в день.
Забегая вперёд, скажу, что такую работу летом приходилось
выполнять утром и вечером, чтобы в дневное время суток этот
ремень не перегревался.
Однажды, спустя полгода, я была направлена с бригадой про-
водников по приказу МПС на обслуживание поезда «Москва –
Новороссийск». Вечером, на станции Краснодар, в первом вагоне
мне необходимо было натянуть приводной ремень. Естественно,
в сторону машиниста электровоза был выставлен проводником
фонарь с зажжённым красным светом в единственном числе. Воз-
можно по своей халатности, а может другая какая была причина,
но машинист не посмотрел в сторону вагонов. Поезд пришёл в
движение, когда я находилась под вагоном. Стоп-кран срывать
было некому, так как второй проводник стоял с фонарём на пер-
роне возле вагона.
Был бы это не головной вагон, всё было бы гораздо проще,
так как проводники, в вагонах по убывающей, видели бы, что
происходит в соседних вагонах.
А здесь так: неосвещённый перрон, тёмные южные ночи...
Представьте, каково было мне, когда в спину ударил огромный барабан генератора. Откуда тогда взялась моментальная реакция,
сейчас трудно представить. Скорость, с которой я вылетела из-
под вагона, была спринтерской.
Мгновением позже, когда на ходу поезда мы с напарницей за-
скочили в вагон, был сорван стоп-кран. Еще позднее были слёзы,
валериана, испуганное лицо, со словами извинений, машиниста.
Но это было всё потом, когда страх остался позади. А тогда...
трудно представить, что могло случиться тогда.
Таких случаев, когда моя жизнь подвергалась опасности, рука
об руку следуя со смертями моих коллег, пассажиров, случайных
людей, оказавшихся в зоне железнодорожных путей, было мно-
жество. И я представлю читателю полный отчёт о своём жизнен-
ном пути, связанный с работой проводника, а позднее начальника
поезда. Но это будет позднее.
А сейчас я вернусь, и продолжу свой рассказ о тех, таких
счастливых, безоблачных буднях, когда на каждой станции тебя
поджидает что-то новое, неизвестное, таинственное – это встречи
с людьми и знакомство с городами. Встречи, которые при воспо-
минании в сегодняшнее время, вызывают добрую улыбку, а ино-
гда наводят на грусть.

               
   на фото под номером 1 - подвижный шкив
                4 - барабан генератора


    продолжение следует


Рецензии