На субботнике

Не знаю, как в других городах  Советского Союза, а в Хабаровске чистоте улиц в советское время уделяли большое внимание. Дважды в год, весной и осенью,  проводились большие  общегородские субботники, все лето раз в неделю сотрудники всех организаций убирали закрепленную за ними территорию. И если бы не мусорили жители городов и приезжие, чистота была бы идеальной.  Мне рассказывал бывший председатель Центрального райисполкома города Олег Закасовский, как он, зная отношение первого секретаря крайкома партии Черного к чистоте в городе, каждое утро шел по маршруту, по которому Черный ходил на работу, и смотрел, не оставил ли дворник  какую-то бумажку,  или другой мусор, и если видел, поднимал и клал к себя в карман.

Такое же отношение к чистоте города я увидел много лет позднее в Токио. Там мы, гуляя по улицам рано утром, перед занятиями в институте РНР,  видели, как сотрудники офисов и магазинов, расположенных на первых этажах зданий, мыли асфальт щетками с моющими средствами перед своими зданиями.  Да еще уборочные машины работали по типу пылесоса, убирая улицу, а не так, как  у нас в стране, поднимая щетками пыль до верхних этажей. В Токио я ходил в одной белой рубашке  неделю, и воротник был чистый.  В Хабаровске максимум два дня, и рубашку надо было менять.

Мой рассказ посвящен одному из субботников в 11-й городской больнице в начале 80-х годов, так называемому ленинскому субботнику, в день, близкий к 22 апреля, дню рождения вождя мирового пролетариата.  К этому времени я уже был заведующий рентгеновским отделением и парторгом больницы, чьи подразделения разбросаны на половине Индустриального района. Стационар больницы на Пятой площадке, одна поликлиника в поселке ТЭЦ-1, вторая в Южной микрорайоне, третья на заводе отопительного оборудования в промышленной зоне, а женская консультация в районе МЖК. Для моих земляков-хабаровчан перечисление этих районов о многом говорит.  Почему я перечислил отдельно стоящие здания больницы? Просто мне, как парторгу, предписывалось во всех их побывать, чтобы заведующие структурными подразделениями не чувствовали, что руководство больницы их забыло.

В основном все работы на субботнике выполнялись по уборке территории парковой зоны и близлежащих территорий.  Все заведующие знали, какие территории за их подразделениями закреплены, поэтому накануне субботника на планерке у главного врача об этом немного говорили.  Но иногда на субботнике требовалась выполнить какие-то тяжелые работы, чтобы убрать накопившийся за зиму объемные списанные приборы или оборудование, еще кое-какие дела, требующие мужской силы. Обычно заранее формировалась бригада мужчин-грузчиков,  и назначался её бригадир.  Санитарки отделений на субботник проводила генеральную уборку, часть медсестер наводила порядок на своих рабочих местах, а часть вместе с врачами работали на территории парка.

Заведующие поликлиниками и женской консультацией докладывали о плане на субботнике. В эти дни в регистратурах  наводили порядок, подклеивали амбулаторные карты,  занимались оформлением другой документации.  Медсестры «генералили» свои кабинеты, а вот врачи работали на улице.  Все были при деле, не забывая и о приеме пациентов, для чего выделялись дежурные бригады сотрудников.

В день субботника я, как обычно, приехал заранее.  Сделать мне это было просто.  Я с середины апреля месяца ездил на работу на велосипеде.  Велосипед оставлял в одном из  складских помещений на задворках парка, переодевался из спортивной в цивильную одежду и шел в кабинет.  А после работы таким же образом возвращался домой. Мне требовалось около 35 минут, чтобы доехать из дома в Затоне до Пятой площадке.  В дождливую погоду ехал, держа в одной руке зонтик.    Так что в этот день просто встал пораньше, и пораньше выехал из дома. На моем велосипеде было два багажника, над передним и задним колесами, на которых я закрепил сетки из универсама, и мог перевозить грузы, не закрепляя их, просто положив.  На этот раз я положил одежду, в которой мне было удобно работать на субботнике.  По приезду сходил к главному врачу, уточнил нашу диспозицию,  и пошел в свой кабинет, распределять сотрудников по объектам. И потом, взяв рабочий инструмент – метла, грабли, лопаты, мы все дружно вышли на свой участок убирать мусор, опавшую прошлогоднюю листву и т.д.  А санитарки стали выполнять генеральную уборку в кабинетах.

Поставив своих сотрудников работать, я пошел к бригаде грузчиков из мужчин-врачей. И вместе с ним стал работать.  Машины нам прислали с промышленных предприятий района  по предварительной договоренности, они, загрузившись мусором, вывозили его на специальные полигоны за городом. Работа  вокруг больницы и в парке кипела. Везде мели, сгребали, уносили  мусор,  автомобили то заезжали на больничную территорию, то уезжали. 

Когда основные тяжелые вещи, представляющие не подлежащий восстановлению хлам, оказались в кузове грузовой машины, я  вместе с главным врачом, которая до этого мела сор возле административного корпуса, сели на дежурный автомобиль, и в течение полутора часов объехали все подразделения больницы. Наблюдали, как усердно работали сотрудники и в стенах поликлиник, и вокруг них.  Приехав к поликлинике в Южном микрорайоне, увидели там третьего секретаря райкома партии, которая в свою очередь интересовалась, как трудятся на субботнике медицинские работники. Она в разговоре с нами выразила удовлетворение, как организована работа без ущерба для приема амбулаторных больных.

Вернувшись в стационар, мы увидели, что все работы в парке близятся к концу. То в одном, то в другом месте догорают костры от мусора и сухих листьев,  большинство сотрудников стоят, опершись на черенки лопат, граблей и мётел.   К нам стали подходить заведующие и спрашивать, что дальше делать. Ответ был один: «Если все сделали, можно отпускать персонал домой».

Я вернулся к своему отделению. Все работы там были завершены, но сотрудники ждали меня, чтобы разрешил уходить.  И я это сделал.  Но не все собрались идти домой. Ко мне подошла моя сотрудница, рентгенлаборант Катя Уминова и сказала: «Александр Константинович, мы тут с девчатами решили пойти ко мне, отметить этот день, хорошо поработали, хорошо посидим. Как вы на это смотрите? Составите нам компанию? « Я знал, что Катя живет в квартире совсем рядом с больницей, уже бывал там во время таких посиделок по разным поводам. Сама Катя была хорошей спортсменкой, выступала за команду больницы в лыжных гонках и много раз побеждала на первенстве «Спартака».  Очень общительная, компанейская, она притягивала к себе людей.  Я ответил: «Вы идите, не ждите меня. Я тут все закончу и приду. Вернее, приеду. У тебя  будет где велосипед пристроить?».  Катя засмеялась: «Да конечно, у меня соседи классные, одну к себе в гости позову, она на первом этаже живет. Вот у неё велосипед и поставим».

Так что для некоторых сотрудников нашего отделения субботник закончился лишь через пару часов. За столом на квартире у Катя собралось три врача, три рентгенлаборанта, муж одной из них, который пришел с баяном, соседка с первого этажа.  Посидели, пообщались, выпили немного, закусили, попели, поболтали, и стали расходиться. Когда я забирал свой велосипед из квартиры Катиной соседки, она мне сказала: «Нравятся мне ваши сотрудницы. Все такие дружные, веселые, и поработать умеют, и отдохнуть. С такими работать приятно, верно?» «Да, вы правы. Все эти мои сотрудницы безотказные в работе,  и спортсменки хорошие. Разве что Полина Ивановна и её муж Валентин Данилович не занимаются спортом. Но зато как поют!» - ответил я этой тоже общительной соседке.

Я ехал на своем велосипеде домой не спеша. Куда торопиться, дома никаких планов на сегодняшний день не было. Ехал, видел чистоту на улицах и во дворах, выметенные тротуары, большие полиэтиленовые пакеты с мусором на обочинах дорог, которые со временем буду вывезены на полигоны за городом. Город, в котором после долгой зимы накопилось много всякого хлама и мусора, преобразился.


Рецензии