Авантюрист

Авантюристы — люди, которым тесно жить в общепринятых нормах порядка. Люди, которые чахнут, если не испытывают себя и этот мир на прочность. Довелось мне однажды в Греции — стране, являющейся раем для авантюристов, ибо не отличается она строгостью законов - познакомиться с одним ярким представителем этого типа личностей. Зовут его Александр. Личность незаурядная, огонь, у которого в руках все горит, жизнь вокруг которого вертится быстрее земного шара. Инженер по образованию, но никогда не работавший по полученной профессии. Для него это было слишком скучным и рутинным. Несколько лет он служил на торговых кораблях матросом. История о том, как началась его морская карьера в юные годы поразила меня до глубины души. Впечатление усилилось тем обстоятельством, что я, личность куда более осторожная, чем Александр, накануне пережила стресс, когда по горной деревушке на любимом греческом острове мчала от стада преследующих меня барашек, которым я, на самом деле, мало была интересна. Они просто следовали, боясь отстать, за своим маленьким пушистым, но грозным поводырем, коим выступал рыжий шпиц. Но мне тогда казалось, что за мной мчит злой пес, натравливающий на меня стадо баранов, которые вот-вот меня затопчут. Да, у страха глаза велики. А вот Александру страх не знаком, хотя он с этим не соглашается. Но, судите сами.

Александру было восемнадцать лет, когда дядя устроил его в свой книжный магазин выписывать чеки, накладные и прочие бумаги. Парень по началу был рад любой возможности заработать свои деньги. Однако через пару месяцев бумажная рутинная работа ввела его в полное уныние. Жизнь потеряла краски, мир казался убийственно однообразным. Корпел он над бумагами день и ночь. Другой дядя, заметив, что парень даже с лица спал, решил помочь ему. Знакомый коммерсант готовил судно, груженное разнообразным товаром, в дальний путь.  Набирал команду. Суденышко было небольшое и весьма дряхлое, потому опытные моряки отказывались на нем служить. Коммерсант был рад уже всякому матросу. Так с миру по нитке собралась небольшая команда. Александра не могли принять на судно в должность матроса, потому что у него не было соответствующего образования и опыта. Но лишние руки и голова не мешали, потому взяли его на должность помощника повара. Александр был рад любому званию, лишь бы отправиться в дальнее путешествие, подальше от бумаг и чеков в пыльном книжном магазине. И не смущала его перспектива провести несколько месяцев в отрытом море. Он ничего не понимал в морском деле, но был готов к новым приключениям. Глаза горели, сердце отважно билось, парень был полон решимости.

Спустя два дня после выхода судна в открытое море, решимости у бравого морячка поубавилось, на смену пришла изнуряющая морская болезнь.  На кухне работать не мог. Чувствовал себя живым человеком только на палубе, обдуваемой свежим морским ветром. Однако порывы ветра на третий день усилились, море стало суровым, волны высокими. Корабль, проходя Босфор, попал в чудовищный шторм. Но Александр был поглощен своей морской болезнью, потому перемены настроения моря не заметил. Эта невнимательность чуть не стоила ему жизни, если бы не один более опытный моряк, который вовремя объяснил Александру, что на палубе его может смыть волна, как таракашку в унитазе, потому туда лучше без острой надобности не выходить. Тогда изнуренный постоянной тошнотой Александр заперся в каюте. Лежал плашмя на полу, потому что с кровати скатывался. Корабль трещал под тяжестью неуклонно накрывающих его волн. На улице стояла промозглая зимняя ночь, холод, пронизывающий до костей, слышался вой ветра и гул разбушевавшегося моря. Эта симфония звуков дополнялась треском утомленных штормом старых досок корабля.

В дверь кто-то раздраженно постучал (по правилам во время выхода корабля в отрытое море каюты запирать не принято именно из соображений безопасности) и выкрикнул: «Корабль терпит крушение, срочно покинуть каюты!». Александр не поверил, решил, что его обманывают, шутят над новеньким. Однако, когда он услышал крики женщин (да, вопреки всем предрассудкам, на судне были две супруги членов команды), он насторожился и решил выйти на палубу. А там паника, все бегают, суетятся. Спасательные шлюпки смыло волной. До Александра никому не было дела, про него давно забыли, никто не объяснял, как действовать в случае, если судно терпит крушение. Потому, мигом оценив ситуацию и действия более опытных товарищей, шустрый молодой парнишка решил следовать за старшими. А старшие рванули к носу судна. Он следом. Темно, мокро, холодно, ничего не видно, хаос. Боковым зрением он заметил, как на судно надвигается огромная черная волна. В это же время сзади кто-то крикнул: «Держись за цепь, дурак!». Грубо, но по делу. Только Александр схватил ледяную ржавую цепь, прибитую к палубе, как его накрыла мощная волна и поволокла в сторону моря. Он держался изо всех сил, так, что свезло кожу на ладонях. Но это его спасло. Волна ушла ни с чем, а мокрый дрожащий Александр пополз крокодильчиком дальше в сторону команды. Полз и думал: «Какого черта я сюда ввязался, сдалось мне это морское путешествие, сидел бы сейчас в теплом книжном магазине с сухими бумажками. Так нет же, сунулся на свою голову в моряки. Если выживу, нога моя больше не ступит на судно».

А в это время команда во главе с капитаном переговаривала с соседним голландским судном. Проблема была в том, что ни один корабль из-за сильных волн не мог близко подойти к терпящему крушению. Только голландская команда попыталась помочь греческим морякам, кинув им надувные крытые шлюпки. Задачей каждого члена команды было дождаться, когда шлюпка на волне поднимется до уровня палубы и прыгнуть в окошко этой надувной «соломинки». Часть команды удачно прыгнула, подошла очередь Александра. На мгновение, при виде черной морской пучины, его одолели сомнения. Но выбора не было. Разогнавшись, отчаянный головорез сиганул в шлюпку и не промахнулся. Ловкость и небольшой рост сыграли свою спасительную роль. Александр забился в угол, чтобы никто не вздумал вытащить его обратно.  Но никто и не думал, на него вообще никто не обращал внимания. Спасали повара, который промахнулся, прыгая в шлюпку, и оказался поглощенным чёрной морской пучиной. Спасли.

Второй задачей было выпрыгнуть из шлюпки на голландское судно, когда она на волне поднималась до уровня палубы. С этим Александр тоже успешно справился. И вот он спасен: дрожащий, мокрый, перепуганный, но боец. Членов спасенной команды отогрели, переодели, отпоили пуншем и уложили спать. Морскую болезнь, как рукой сняло. В теплой сухой постели Александр заснул сном младенца, и спились ему спокойное голубое море, яркое солнце в синем небе, зеленые берега материка. Эту же картину он увидел, открыв ранним утром глаза. В иллюминатор проник свежий солнечный лучик. «Неужели все это мне приснилось?» - была первая мыль Александра. Но, выйдя на палубу, он узнал, что ночной шторм был суровой правдой. И что, несмотря на пробоину, судно их до сих пор не потонуло. Более того, выяснилось, что далеко не все члены команды той ночью спасались таким рисковым способом, прыгая в танцующие на волнах надувные шлюпки. Они остались дожидаться утра и эвакуации воздушным путем, поскольку риск погибнуть при ночном морском способе спасения был выше, чем при нахождении на судне, медленно и нудно терпящем крушение. Идея срочно покидать корабль была перестраховочным решением капитана, которое могло только усугубить положение. Но, к счастью, никто не пострадал. Менее отчаянных членов команды рано утром эвакуировали с судна на вертолете без всякого риска для их жизней. А корабль по уже спокойному морю отбуксировали в порт на починку.

Оказавшись на суше, до этого не верующий Александр, порывисто и с чувством всеобъемлющей благодарности перекрестился. «Спасен! Больше никакой морской карьеры, только работа на суше» - думал он, возвращаясь домой в Афины.
Там его ждал спокойный пыльный книжный магазин и компенсация за моральный ущерб от владельца торгового судна, выраженная в пяти месячных окладах. Такие деньги Александр получил впервые, и это всего за четыре дня службы на судне. Но какие четыре дня! Казалось, что вся жизнь поместилась в эти несколько дней. Вряд ли какой даже опытный моряк за такой короткий срок службы столько заработал и столько пережил, не всем за срок даже тридцатилетней службы доводилось попасть в настоящий шторм, поскольку корабли стараются обходить или пережидать непогоду на море.
Молодой несостоявшийся моряк вернулся к своим уже привычным обязательствам в книжном магазине. С утра до ночи он сортировал товар, выписывал чеки, проставлял печати на накладных и чеках. Через неделю разболелся. Болела голова, свербело в носу, горло першило:
; - Надо же, даже морская болезнь не доставляла мне столько дискомфорта, как эта банальная простуда — сетовал Александр.
; - Что, обратно на судно хочешь? - в шутку поинтересовался дядя.
; - А может и хочу, - глаза у больного будто заблестели.
; - Температура, наверное, поднялась, - объяснил это дядя и вышел за лекарствами.

Неделю провалялся племянник в кровати. Осложнением насморка стала глубочайшая меланхолия.  В магазин он вернулся, но все из рук валилось. Ничего не хотелось, жизнь не в радость. Понаблюдал за ним дядя еще недели две и не выдержал:
; - Нельзя так, что нашло на тебя? Либо ты работаешь и живешь, либо скажи, что тебе еще надо? Ты перепутал мне все бумаги в магазине. Покупатели жалуются, что документы должным образом не передают им.
; - Да надоели мне все эти бумажки никому не нужные! Что без них станется? Книжку получил, прочитал и радуйся. Что с этой накладной богаче станут или обеднеют?
; - Что значит не нужны тебе бумаги? До тебя их придумали люди поумнее и не просто так. Раз заведен такой порядок, то надо ему следовать и не размышлять там, где за тебя уже подумали.
; - Не могу я так! - выкрикнул в отчаянии Александр и выбежал из магазина.

Долго еще он бродил по улицам и размышлял. Чувствовал себя загнанным в какую-то рутинную ловушку. Кровь по жилам текла медленнее, тоска разъедала мозг. Еще через неделю размышлений он отправился к своему второму дяде с просьбой снова устроить его моряком на корабль. Дядя удивился, вспомнив, как племянник зарекался служить на судне. Но, заглянув в глаза, полные тоски и безразличия, понял, что надо помочь парню. Представил его другому знакомому коммерсанту, работающему на крупную торговую компанию. Посмотрев в новенькую трудовую книжку, первая и пока последняя запись в которой гласила: «Четыре дня службы, уволен по причине крушения судна», он присвистнул. Только отчаянный капитан возьмет себе в команду такого «везучего» авантюриста. И такой капитан нашелся, видимо тоже авантюрист.

За время морской службы Александр много повидал, пережил еще разных опасных приключений, которые его не останавливали, а только заряжали новой энергией и делали ещё сильнее. В шторм больше никогда не попадал, морской болезнью не страдал. Тихое море временами наводило на него тоску, от которой он спасался на берегу. Гонимый любопытством и жаждой приключений, выходил тайком на сушу в странах с неспокойной обстановкой. Однажды гулял по африканскому государству, где его чуть не слопали на ужин каннибалы. Спасло то, что мяса на нем мало было и ростом мелковат, увернуться успел. Гулял по Бразилии, где заблудился, спасаясь бегством от грабителей, и чуть не опоздал на отходящее судно. Подзарядившись адреналином и новыми эмоциями, он мог с энтузиазмом продолжать работу в спокойном море.

Службу он оставил только спустя девять лет по причине женитьбы и рождения ребенка. Но и на суше он не скучает. Готов заниматься всем, что прямо не нарушает закон, но и не вынуждает строго следовать букве этого самого закона. В Греции за это не осуждают, ибо весь народ свободолюбив, живет по законам своей общественной морали, которая шире закона государственного. Александр терпеть не может ограничений и скуки. Говорит, что боится многого, но страх его не останавливает. Любит пощекотать себе нервы. И с ним никогда не бывает скучно, как не бывает скучно с человеком, для которого все возможно и все интересно.




Рецензии
Хороший жизненный рассказ!Читала с переживанием!Хорошо пишите,удачи Вам!

Ларисса Климен   08.08.2019 17:25     Заявить о нарушении
Уважаемая Лариса, спасибо за тёплые слова и пожелания, очень приятно читать! Особенно от автора такого позитивного и жизнеутверждающего творчества!

Кира Николаевна   09.08.2019 13:08   Заявить о нарушении
Благо дарю!

Ларисса Климен   09.08.2019 15:00   Заявить о нарушении