Фрейдизм

Творческую эволюцию Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), когда он окончательно встал на путь разработки психоанализа, можно разделить на три периода:
- ранний период (1895-1905 гг.);
- период 1-ой психоаналитической системы (1905-1920);
- период 2-ой психоаналитической системы (1920-1939).

Основными теоретическими достижениями раннего периода были концепция  психоанализа и учение о психическом аппарате, базирующиеся на  идее бессознательного. Психический аппарат Фрейд рассматривал в 2х аспектах - топографическом и динамическом. При топографическом подходе в психике выделяют три области - сознание, предсознательное и бессознательное.

Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены бессознательные желания. В широком смысле это совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Согласно концепции бессознательного, необходимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя динамических свойств. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного.

Предсознательное - это разумное Я человека, память, мышление. Область сознания Фрейд связывал в основном с восприятием внешнего мира.

Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящиеся к разрядке в  виде действия. Для этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний бессознательного. Позднее Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность предсознательного подчиняется принципу реальности. Соединяясь с реальностью внешнего мира, предсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие активность неразряженные желания находят «окольные пути» проникновения в сознание, маскируясь и обманывая «цензуру». К числу таких путей относятся сновидения (Фрейд назвал их «королевской дорогой» в бессознательное), грезы, случайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также симптомы психической патологии. Природа этих феноменов одинакова. Они выступают в качестве компромисса, служащего удовлетворению желаний и цензурных требований предсознательного.

Концептуальное ядро теории Фрейда, сложившееся  в ранний период, стало основой первой психоаналитической системы. Другим её основанием явилось учение о либидо и детской сексуальности. В связи с учением о либидо поучает дальнейшее развитие, наметившийся в ранний период, энергетический подход к психике. Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия либидо. Фрейд описал способы превращения либидо. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряжённым вытеснен обратно в бессознательное, или лишён своей энергии под действием реактивных образований (стыд, мораль). С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности процесс превращений его сексуального инстинкта.

Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан, прежде всего, со специфическим осмыслением Фрейдом человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов и культуры.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех учёных, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

Фрейд назвал своё учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни». Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришёл к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишённым реального причинного значения феноменам сознания, понятого ими как замкнутое бестелесное «поле» субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворённых влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, «университетской» психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за её пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области:
- метод лечения функциональных психических заболеваний;
- теория личности;
- теория общества.

При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либидозная энергия, которая, по мнению Фрейда, связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, его характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества в целом. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен психической энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определённые положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния.

Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему своё толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает своё бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим её представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными, это внутриличностная мотивация, внешняя адаптация, понятие бессознательного и др.

Итогом многолетних научных изысканий Фрейда стала  теория психосексуального развития общества и индивида.  В своём мировоззренческом развитии Фрейд прошёл очень  сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области  психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма, но как творец психоанализа, учёный отошёл от них в сторону идеалистическо-иррациональной «философии жизни», представителями которой были Шопенгауэр, Ницше и др., под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения «психической энергии», присущей инстинктивно-физиологическим  влечениям  индивидов.

В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного «оно» и сознательного «Я», а затем добавил к ним «сверх Я» или «супер-Эго», которое внедряется в «Я», но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между «оно»,  «Я» и «сверх Я».
               
Если считать,  что человек - такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения,  которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причём эти два инстинкта взаимосвязаны.

К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны,  но в связи с развитием разума человека, его внутреннего самосознания «Я», эти факторы как  жизненно необходимые утратили своё былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания  пищи, он стал использовать пищу не только для того,  чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на её добычу он  стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал  строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь.

Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту  самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они перешли в «либидо». Таким образом, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

Согласно теории Фрейда, «оно» (бессознательная составляющая человеческой психики) набрало свою изначальную силу, но параллельно с этим развивалось и «Я». Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В   нашем  случае  разумом  является  «Эго». Так как инстинкты, или «оно», служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить «оно» с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном состоянии «оно» находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из «гомосапиенса» превращается в «гомовульгариус», то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому «Я» или «Эго» являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты.  Именно на этом этапе возникают первые противоречия.  Так как все находится в развитии и покой относителен,  то, следовательно, «Я» и «оно» изменяются во времени,  причём если «оно» уже определилось, то «Я» в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует своё время и своё место, то, следовательно, и человеческой психике присуще своё место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является «Я», а внутренним  содержанием «оно» (в этом «оно» идут разнообразные мелкие процессы). Во времени клетке надо развиваться и если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растёт и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растёт внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание «оно». Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является  главным противоречием между психосексуальным «оно» и контролирующем «Я». Не случайно с ростом и развитием  культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании «Я» своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором  наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.

Особое место в теории психосекусальности Фрейда занимает понятие «супер-Эго», или «сверх-Я».

«Сверх-Я» является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живёт в обществе, то оно оказывает на него влияние. Вернёмся к предложенным выше рассуждениям. Если человек представляет из  себя отдельную (изолированную в своем внутреннем мире) систему, то есть «клетку», но «клетка» одна существовать не может, она погибает вне её генетического организма. Клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний формирует систему органов, образующих большой, единый организм.  Так вот оболочки этих клеток  соединены между собой. Именно эта совокупность всех «Я» и образует «сверх-Я». Можно сказать, что «сверх-Я» представляет собой совокупность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека).

Одной из форм проявления «сверх-Я» на практике по мнению Фрейда выступает так называемый «эдипов комплекс», который рассматривается Фрейдом как психосексуальное обоснование теории общественного договора в учении о происхождении государства.

Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (сначала религией, а затем и законодательно). Эту запретную установку выдало «сверх-Я», или совокупность всех сознательных параметров. «Я», подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребёнка в раннем возрасте направлено на близких, и в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать, что вольно или невольно бессознательное «оно» создаёт инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в «эдипов комплекс». Так как на начальной стадии ребёнок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его.  По обобщённой теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древности в определённой полигамной общине дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в свей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мёртвого  отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мёртвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий, в последствие резвившейся в авторитарные поли- и монотеистические религии, на основе которых сформировались все известные в настоящее время авторитарные цивилизации.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что социальный мир человека движется за  счёт противодействия «оно» и «Я» со «сверх-Я», но тогда мы имеем все основания утверждать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведёт к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание («оно») прорвёт наружную оболочку. Вероятно так бы и произошло, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фактора. Эта разрядка имеет два пути. 

Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает выход  инстинктам (но необходимо заметить,  что общество предопределило норму сексуального общения, и через ограничитель выходит лишь небольшое количество психосексуальной энергии). 

Второй фактор, который дополняет первый, является следующим. По второму закону диалектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество, в частности в энергию социальную, то есть человек делается социально активным. Если оба канала для выхода открыты,  то индивид находится в нормальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то  инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому психическому взрыву или к неврозам,  проявляемым в самых различных формах: от фантомных болей до психических расстройств, таких как мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым последствиям. Психоанализ помогает предотвратить их. Главным фактором искажения психики при этом является не конфликт между бессознательным  и сознательным, а воздействия «сверх-Я».

Основателем «индивидуального» направления в психосоциологии стал крупный участник психоаналитического движения, австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937). Социологизируя психоанализ, Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («оно», «Я», «сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений. В качестве духовных характеристик человека Адлер рассматривал, с одной стороны, его биологическую неполноценность, с другой - его соотнесённость как существа социального со всем человечеством.

Индивидуальная психосоциология ориентирована на то, чтобы расшифровать связь бессознательного начала в человеке и его атрибутивной солидарности с прочими людьми. Основным критерием, эффективным индикатором «феноменов психической жизни», выступает «социальное чувство», выражающее связь между людьми в человеческой общности в целом. Именно социальность, коллективность являют собой смысл жизни. Социальный интерес, по Адлеру, врождён точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности.

Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются «комплекс неполноценности» и «принцип компенсации и сверхкомпенсации». Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов ещё в детстве возникает или формируется «комплекс неполноценности», который оказывает исключительное влияние на их дальнейшую жизнь.

Другое психосоциальное учение, разработал видный психоаналитик и социолог Карл Юнг (1871-1961).

Будучи уже известным учёным, Юнг пришёл к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довёл её до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

Юнг, в частности, ввёл в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врождённое эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

В своей работе «Метаморфозы и символы либидо», он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выясниться, что Эдип ещё не умер. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве. Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретные исторические темы через призму «бессознательной деятельности души современного человека». Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырёх универсальных элементов: личного сознания; коллективного сознания; личного бессознательного; коллективного бессознательного. В общем виде, под коллективным бессознательным Юнг понимал «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа». «Коллективное бессознательное» представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое и общечеловеческое бессознательное.

Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской социологии стало учение ведущего теоретика неофрейдизма психоаналитика и социолога Эриха Фромма (1900-1980).

Создавая «радикально-гуманистический психоанализ», Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования отдельного человека и социума в целом.

Отвергая как миф тезис о «неизменной человеческой природе», Фромм утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает «непосредственную инстинктивную основу» и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой.

Фромм же считал, что «самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - это продукт культуры.

Стремясь к созданию диалектического представления о человеке, Фромм утверждал, что «человеческую природу нельзя рассматривать ни как биологически обусловленную внутреннюю сумму желаний, ни как безжизненную тень культуры, к которой она вынуждена приспосабливаться».

По мысли Фромма, особенность человеческого существования состоит в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек обладает сознанием и самосознанием, которые превратили его в чужака нашего мира, и породил чувства одиночества и страха. Разрыв естественных связей человека с природой составляет, по Фромму, основное экзистенциальное противоречие, являющее собой главную проблему человеческого существования. На базе этого противоречия, как полагал Фромм, возникают другие экзистенциальные и исторические дихотомии. К «экзистенциальным дихотомиям» Фромм относил такие противоречия, как противоречия жизнью и смертью, огромными потенциями индивида и невозможностью их реализации в силу кратковре-менности его бренного существования.

Взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны.
Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре.
Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытие человека образуют своего рода психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения.
В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Более того, можно с полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только не утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ.

Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда. В целом происходит дальнейшее осмысление психоаналитической философии сформированной на идеях Зигмунда Фрейда.


Фрейд З. Будущее  одной  иллюзии // Сборник «Сумерки богов». М., 1990.
Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.


Рецензии