Аристотель. Политика

Все-таки пиар – великая вещь. Все мы знаем, что телевизор в этом отношении может творить чудеса, но тысячи лет люди успешно обходились без него. Случай Аристотеля показывает, что совершенно не имеет значения, какие именно идеи ты несешь в этот мир  – главное, это правильный исторический PR твоей личности. Благодаря нему Аристотель стал таким же всемирным историческим брендом, как и его ученик Александр Македонский. Первый вошел в историю в качестве великого философа, второй - непревзойденного полководца. 

Вполне естественно, что если вы знакомы с репутацией Аристотеля, как "наиболее влиятельного из философов древности" (Википедия), то сочинение этого автора "Политика" вызовет у вас искреннее изумление. С самых первых страниц становится понятно, что знакомишься с работой ограниченного и наивного человека. Аристотель высказывает одно бредовое суждение за другим, почти без перерыва на какие-либо разумные мысли: "первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас"; отношение человека к государству является отношением части к целому; человек, который живет вне государства – "либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек"; "во всех людей природа вселила стремление к государственному общению"; "природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов"; "проценты являются денежными знаками, происшедшими из денежных знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе"; "лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим"…

Аристотель не понимает сути государства – в его представлении это всего лишь территориальная общность, состоящая из нескольких селений. В этом вопросе Аристотель ориентируется исключительно на древних греков, чей полис (город-государство) действительно был объединением нескольких селений. Автор "Политики" даже не подозревал о существовании культуры Триполья и образе жизни северных соседей греков – кельтов и германцев, которые сотни лет жили "селеньями" рядом друг с другом, но обходились без государственной власти. Философ не рассматривает в своей работе и восточные государства (в частности, хорошо знакомую грекам Персидскую империю) – то ли плохо зная государственное устройство на Востоке, то ли из-за полнейшего несоответствия Персидской империи примитивному пониманию государства самим Аристотелем.

Несмотря на крайнюю ограниченность рассматриваемого материала, Аристотель считает возможным рассуждать об идеальном государстве, критикуя проекты Платона, Фалея и Гипподама, а также разбирая государственное устройство Спарты, Карфагена и критян. Собственного проекта идеального государства у него нет. В основном, он занимается критикой чужих идей и реальной практики. По нашим понятиям "Политика" – публицистическая работа на тему государства. Подозреваю, что никакой философской ценности она не имела  даже в то время, когда была написана, не говоря уже о сегодняшнем дне. Но она сохранилась и этого достаточно, чтобы попасть в сокровищницу мировой философской мысли.

История мировой философии как пылосос, который всасывает в себя все, что зафиксировано древними мыслителями на материальных носителях. Она не производит  сортировки текстов и последующей утилизации примитивных или откровенно глупых работ. Поэтому в ее закромах прекрасно уживаются как жемчужины философской мысли древности (Марк Аврелий. "Наедине с собой"), так и никчемные поделки, вроде "Государства" Платона или "Политики" Аристотеля.


Рецензии