Нохче и ногайцы ответ Абадиеву

            Председатель Мехк-Кхела Ингушетии Идрис Абадиев пишет о чеченцах, что это – отделившаяся от ингушей часть этого народа, а свое название чеченцы получили так (цитирую): «Ногайскую степь ингуши называли Ног1ойче-Ног1че, от которой происходит этноним нохче» (конец цитаты).

            Таким образом, по Идрису Абадиеву получается, что чеченцы – это на самом деле потерявшие «эздел» (т.е. этикет, благородство поведения, аристократизм) ингуши, которые смешались с ногайцами и получили свое название «нохче» от названия «Ногайской степи» в устах ингушей («Ног1че»). То есть, Идрис Абадиев считает чеченцев полукровками, даже не имеющими своего национального имени и пользующимися названием ногайцев, да и то не в своем, а в ингушском произношении.

             По-видимому, Идрис Абадиев не в курсе, что этноним «нахче//нохче» зафиксирован в грузинских источниках в начале XIV века. Это приписка к старинному грузинскому Евангелию: «Когда блаженный патриарх наш Ефимий, обозревая свою паству, видел храмы в Антцухе, Цахуре, церковь народа Хундзи, народа Нахче, Тушетии... то этот блаженный Ефимий приказал мне, архиепископу Курмуха и пастырю всех горных земель, Кириллу Донаури распорядиться перепиской евангелий и разослать для каждой церкви... В кроникон 530-й, месяца мая 14 числа в год от сотворения мира 6914-й».

             Впервые эта приписка к Евангелию опубликована Джанашвили М., (Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России// СМОМПК, 1897, вып. XXII, стр. 50). Затем этот документ издавался А.Н. Генко («Из культурного прошлого ингушей»//Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Академии наук СССР, т. V, Л., 1930, стр. 728-729). Позже цитируемый документ был опубликован Н.Г. Волковой («Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1973, стр. 133).

             Как отмечают специалисты по древним летоисчислениям, согласно грузинской хронологии от сотворения мира до начала новой эры прошло 5604 года (см. Л.В. Черепнин, «Русская хронология», М., 1944, стр. 76). Следовательно, дата, обозначенная в приписке к Евангелию, по новой эре означает 1310 год. Таким образом, мы находим точную дату фиксации в грузинских источниках этнонима «нахче//нохче» – 14 мая 1310 г. Конечно, как верно отмечает Н.Г. Волкова, возникновение этого общечеченского самоназвания нужно отнести ко временам более ранним, чем начало XIV века. Известно, что «страна нахче» (Нахчаматеанк) обозначена в Армянской географии VII века, автором которой считается Анания Ширакаци.

             Теперь о ногайцах. Как пишет Н.Г. Волкова (Ук. соч., стр. 77) со ссылкой на соответствующие источники, до XVI в. Ногайская орда именовалась Мангытским юртом, а сами будущие ногайцы – мангытами. То есть, мы имеем уже в 1310 году зафиксированный письменно этноним «нахче//нохче», а название «ногайцы», с которым этот этноним пытается связать Идрис Абадиев, появилось на исторической арене двумя столетиями позже. Более того, само появление ногайцев в Предкавказье, то есть в географической близости от чеченцев, датируется еще позже – XVII веком.

             Таким образом, ни у Идриса Абадиева, ни у кого бы то ни было нет никаких оснований связывать самоназвание чеченцев «нахче//нохче» с названием ногайцев.


Рецензии
При чем тут Абадиев, вы сами уже запутались со своей историей. Что вы там вокруг Нохчиматьянк сочиняете последние десятилетия, спросите у армян что там написано на армянском, я спрашивал к чеченцам вообще отношения не имеет. А по нагайцев... это легенды которые чеченцы сами считали своей историей, пока не начали придумывать себе новую. Я приведу несколько моментов а вы уже судите сами:

Есть Ногайская легенда вот ее выдержка:

Традиция изображения волков, а также волчьих голов на воинских атрибутах
кочевников связана с представлениями предков ногаев - древнетюркских и
древнемонгольских племён, ведущих своё происхождение от животных-тотемов.
Согласно легендам, некогда тюрки были истреблены жестокими врагами, сохранившими
жизнь лишь одному раненому мальчику, которого оставили умирать. От голодной смерти
мальчика спасла волчица, которая выкормила и вырастила его. Вскоре волчица
забеременела от мальчика. Узнав о том, что мальчик выжил, враги нашли и убили его, но
волчица скрылась и позже родила десятерых сыновей, один из которых получил имя
Ашина. Он стал вождём возродившегося народа тюрков.

Гимн Ичкерии
НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН ГИМН

Буьйсанна борз ехкаш дуьненчу девлла тхо...

ЧЕЧЕНСКОЕ ПРЕДАНИЕ

БОГАТЫРЬ НОХЧО
Некогда из того места, где теперь стоит город Астрахань, вышел на гору Сюрин-Корт один богатый и сильный человек и поселился на этой горе со своими стадами овец и скота. Пришли откуда-то три брата-охотника и, увидев укрепление, устроенное богатырем вокруг своего жилища, решили воровски забраться в крепость и убить владельца, чтобы завладеть его стадами и имуществом. Подойдя ночью к воротам крепости, которые не имели запоров, а закрывались припертым к стене большим камнем, они попробовали отвалить камень, но все усилия остались тщетными. Братья поняли, что имеют дело с богатырем, и поэтому придумали другой способ действия. Дождавшись наступления утра, они пошли к богатырю в гости и, вкравшись в его доверие, предложили ему породниться с ними, женившись на их сестре. Богатырь принял предложение, и братья ушли домой. Дома они уговорили сестру по выходе замуж за богатыря убить его. Воспользовавшись благоприятным временем и заручившись согласием, отвели ее к богатырю, где и оставили как его жену. Ровно через год братья снова явились на Сюрин-Корт, чтобы вступить во владения, оставшиеся после убитого, как они думали, богатыря, стадами и имуществом. Но они разочаровались в своих надеждах: богатыря они нашли по-прежнему живым и здоровым, и сестра их оказалась хорошей женой и хозяйкой своего мужа – большою мастерицей делать сыры. Братья стали объясняться с сестрою и получили ответ, что богатырь не только силен, но и осторожен, и, что попытка убить его, наверное, навлекла бы гнев на их головы; и что, главное, сделать такую попытку она не могла, потому что чувствует себя беременной от мужа. Рассерженные братья решили навсегда покинуть сестру-обманщицу и, уходя от нее, обозвали ее с мужем нохчи, насмешливо намекая этим на род их занятий. В свое время жена богатыря родила ему сына, названного почему-то Наших, а за первым родила еще шесть сыновей, назвали их разными именами. Все семь сыновей выросли, они разошлись в разные стороны. Первый сын, Наших, поднялся в верховья Аргуна-реки и там между Аргуном и рекою Гехи, построил аул, названный его именем. От этих-то семи сыновей богатыря Нохчо и пошел народ «нохчий» – чеченцы.

Хусейн   12.04.2019 19:12     Заявить о нарушении
Ж1ало муц1ар 1иттарх хорд бехлур бац (нохчий киц). Никакие Абадиевы своими потоками клеветы и ненависти не замутнят историю великого чеченского народа.

Хасан Бакаев   13.04.2019 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.