Притяжение. глава пятая








     Выйдя из автобуса, столкнулась со своей школьной подругой Зиной Караваевой.
     - Соня ! Какая ты стала ! Слушай, в городе ни за что бы не признала ! А ты чего у нас ? Случилось что?- тарахтела, не давая слово вставить.
     - Крестную хочу навестить,- соврала. Ей не хотелось никому говорить к кому на самом деле приехала,- Болеет.
     - Тетка Раиса ? Странно. А я ее видела совсем недавно на почте.
     - Старенькая, часто хворает. В больнице лежит. Бабушка на рынке кого-то из станичников встретила, а потом уже меня попросила поехать .
     - А как тетя Надя ?
     - Нормально, работает.
     - А ты ? Женихом обзавелась ?
     - Пока нет. Некогда мне. Я на подготовительные курсы хожу. В институт буду поступать.
     - Ты потянешь. Ты всегда хорошо училась. Помнишь Михаила Сергеевича ? Тоже болеет. Ой, да он же в больнице лежит. Слушай, зайди к нему, вот он обрадуется. Он же тебя в классе всегда выделял.
     - Чего это он меня выделял ? Как ко всем, так и ко мне относился. Ладно, Зин, пока.
     - Ты приезжай почаще. Бабушке привет. И тете Наде.
     Соня шла и корила себя за ложь."Ведь не умею врать, зачем ляпнула о крестной...вот балда. Надо будет и ее навестить. Зинка скажет,что видела меня."
     Узнав, в какой палате лежит учитель, тихонько постучав, вошла. Увидев что тот спит, положила на тумбочку пакет и хотела выйти, когда услышала :
     - Это вы, Валентина Ивановна ? Даете мне снотворное, вот и сплю ...- повернулся и замер.
     - Соня ?! Ты как здесь очутилась ? - спросил, в тот момент абсолютно забыв, что сам же и сообщил в письме Татьяне Филипповне.
     Приподнявшись на кровати, попытался встать, но то ли от слабости, то ли от волнения, ноги перестали слушаться.
     - Подойди ко мне,- протягивая к ней руки, вмиг осипшим голосом произнес.
     Она взяла стул и присела рядом с кроватью.
     - Спасибо,что приехала ! Очень рад тебя видеть, девочка,- не выпуская ее руки из своей, говорил что-то еще, едва сдерживаясь,чтобы не признаться во всем.
     Соня рассказывала о себе, новых друзьях, о бабушке, ни словом не обмолвившись, что живет в общежитии и что на ее долю у мамы не осталось тепла и ласки. Отчим лютовал и не давал покоя никому.
     В палату вошел врач.
     - У вас гости ! Соня, какая ты стала красивая ! Совсем уже взрослая !
     - Дядя Слава, мне скоро девятнадцать.
     - О, ну конечно! Старушка ты наша ! Ладно, общайтесь, а потом ко мне. Пообедаем вместе. Ты сегодня домой? Оставайся, у нас заночуешь.
     - Мне завтра на работу.
     - И где же ты работаешь ?
     - На фабрике. Машинисткой.
     - Вот здорово! А мне нужно одну научную статью отпечатать. Поможешь ?
     - Конечно. Только привезу через неделю.
     - Зачем ждать неделю ? Скажи когда статья будет готова и я приеду. Как-никак, я главный врач и у меня транспорт имеется ! - рассмеялся он.- Ты отдыхай, а на автобус не торопись. Я тебя вечером отвезу.
      - Спасибо, сама доберусь.
     - Сама, сама... Сказал отвезу, значит отвезу. Ты вон лучше побудь с Михаилом Сергеевичем, а то он уже заскучал.
     - А вы скоро его выпишете ?
     - Как поправится, так и отпустим. Смотри, как повеселел ! Это потому,что ты приехала! Ты почаще его навещай и он на ноги встанет через неделю !
      Пообедав у доктора, который жил в доме рядом с больницей, вышли в сад и присели на скамейку. Михаил Сергеевич смотрел на дочь и был счастлив. Она была такой же целеустремленной, как и он сам в молодости. "Умница моя. Ты , главное учись, а я о тебе позабочусь ,- думал отец.- Вот сейчас поправлюсь, приеду в город и скажу кто я на самом деле. А потом разведусь с Шурой и, если дочь не будет против, буду жить вместе с ней. У меня ведь никого нет на этом свете..."
     Проводив Соню и доктора, пришел в палату и написал обстоятельное письмо Татьяне Филипповне, попросил разрешения приехать в ближайшие выходные для серьезного разговора с дочерью. С этого дня резко пошел на поправку. В свой бывший дом решил не возвращаться. Остановился на время у Славы и попросил того подыскать жилье.
     - Да живи у нас. Вон, посмотри, какая времянка пустует. Чем не жилье ? И вода, и печка есть. И даже с мебелью и холодильником сдаю,- балагурил друг, а у самого сердце кровью обливалось, так хотелось,чтобы Мишка хоть на старости лет обрел душевный покой.
     А через неделю после выписки из больницы в кабинет Михаила Сергеевича постучали и вошел председатель колхоза.
      - Вот скажи мне, Михаил Сергеевич, ты что это у доктора нашего поселился ? Не знаешь куда тебе идти ?
     -  Если вы мирить меня вздумали, то к Шуре не вернусь... - начал было Михаил.
     - Ни боже мой ! Тебе, как директору школы полагается отдельное и благоустроенное жилье.
     - Где же его взять ?
     - Как где, как где ? А рядом с парком стоят два дома, в одном Проценки жили, а во втором - Мещеряковы.
     - И что вы предлагаете ? Отобрать у них жилье ? - со смехом спросил директор.
      - Не понимаешь , к чему я ... Дома эти теперь принадлежат колхозу. И ключи у меня . Продали хозяева свое жилье. А тебе предлагаю следующее . Посмотреть оба дома и какой глянется - перебираться в него и жить-поживать . На вот ,- и председатель положил на стол две связки ключей.
     - Но я пока не могу выкупить жилье, все накопления, что были- остались там,- кивнул он в сторону своего бывшего дома.
     - А тебе что, кто-то говорит о деньгах ? А теперь серьезно. Ты, Михаил Сергеевич, столько добра для нашего села сделал,  что тебе можно и подарить дом. Заслужил. Какую смену ребятишек вырастил для колхоза ! Это же надо ! Да и жизнь твоя личная у всех на виду ! Счастья еще не видел ты, мил человек ! Но достоин! А значит будет тебе счастье !
     Улыбаясь, председатель вышел. Он догадывался чья дочь Соня Копылова, осталось немножко подождать и директор наш будет счастлив как никто другой.
     Татьяна Филипповна, получив письмо, поехала к Соне.
     - Бабушка, что случилось ?
     - Все в порядке, не волнуйся. Ты приезжай к нам в субботу. Разговор есть.
     Купив для бабушки любимые помадки, приехала.
     - Тут такое дело, внученька. Ни я, ни мама никогда не говорили тебе о твоем отце. Ты не хочешь узнать, кто он ?
     - Бабуль, я уже взрослая девочка и отец, как ты говоришь, мой отец очень долго собирался меня навестить. Зачем он, если через пять или шесть лет я, может быть, сама буду мамой и у меня будет своя дочь.
    
     - Ты не права. Дело в том, что на самом деле, он очень хотел общаться с тобой, но жизнь все перевернула вверх дном. А сейчас, сейчас... все становится на свои места. И я пригласила твоего отца приехать и наконец расставить все точки над всеми событиями в вашей жизни. В субботу он будет здесь и я очень надеюсь, что ты приедешь и вы обо всем поговорите.
     - Но, бабушка...
     - Я очень надеюсь, Соня,- с ударением произнесла старушка.- Твой отец замечательный человек и заслуживает , чтобы его единственная дочь на его любовь ответила тем же.
     До конца недели Соня не находила себе места. Даже Вячеслав Георгиевич, приехавший забрать очередную статью, обратил внимание на возбужденную и явно чем-то озабоченную девушку.
     - Что случилось, дитя мое ?
     - Не обращайте внимания. Работы много.
     - Держись, это жизнь, малышка. Хочу спросить, если мне снова понадобится твоя помощь, выручишь по старой дружбе ?
     - В любое время.- И добавила,- Вот тут, передайте Михаилу Сергеевичу,- подавая сверток, смущенно сказала.
     - Непременно передам.А ты сама когда приедешь ? Он у меня сейчас живет.
     - Почему у вас ? У него свой дом, и хороший дом.
     - Скажу по секрету. Думаю, что он ушел оттуда навсегда. Подал документы на развод с Александрой Ивановной.
     - У него другая женщина ?
     - Ну почему сразу другая ? Вот все вы женщины одинаковые- что молодые, что не очень - сразу соперницу ищете. Нет у них любви, не сложилось с самого начала. А живет он у меня, потому что в его новом доме наши мужики ремонт делают.
     "Ну да, будет он делиться своей личной жизнью с бывшей ученицей. Мой приезд- всего лишь визит вежливости, не более. Хоть и тянет к нему с самого детствва. А вот посоветоваться с ним насчет появления настоящего отца, не мешало бы." Она вдруг вспомнила, как маленькая называла его "дядя-папа", а он улыбался и соглашался с каждым его капризом. Вспомнила как гладила на его левой щеке шрам и приговаривала : у собачки заболи, а у дяди Миши заживи .
     В субботу поехала к бабушке. О том, что ее там будет ждать отец, как-то не думалось. Вернее, она пыталась заставить себя думать об этом, непонятно откуда возникшем папаше, но все мысли упорно возвращались к учителю.
     Перед глазами стояла то школа и их класс, то дом и его гостинцы, то лес, куда они с мальчишками бегали за ранними пролесками и она провалилась в глубокую яму. Пацаны побежали за подмогой и первым на помощь примчался Михаил Сергеевич. Вызволив малышку, до самого дома нес на руках. И таких моментов, связанных именно с учителем, было много. Пока она жила в деревне, постоянно ощущала его присутствие. И от этого было очень и очень тепло и ей и в самом деле иногда хотелось, чтобы он был ее папой.
     Открыв калитку, вошла во двор и увидела бабушку.
     - Вот молодец... иди в дом...
     С дивана поднялся... Михаил Сергеевич и, протягивая руки, прошептал :
     - Дочка...
     - Михаил Сергеевич, вы ? А ... - она вертела головой ,- Подождите, как вы сказали ? Дочка ... Это что же... вы и есть мой отец ?! Объясните... хоть кто-нибудь... что здесь происходит ? - увидев слезы на его лице, прошептала ,- А я ведь всегда чувствовала что вы мне не чужой. И душа моя страдала, видя вас. Господи, о чем я говорю ? Прости меня, папочка !- прижимаясь к отцу, еще о чем-то спрашивала и тут же сама себе отвечала, а он, счастливый, не утирая слез, гладил ее по спине и целовал волосы, такие же густые и волнистые, как у него.
     Он вдруг почувствовал, как расправляется душа, как тяжелый груз многолетних страданий покидает сердце, освобождая место для любви и радости. Он знал, что теперь в его жизни все изменится  и неважно, что ему уже много лет. Он успеет, он еще успеет согреть дочь своим теплом и сказать как он ее любит и как она нужна ему. Еще больше, чем прежде.
     Деревня, узнав что Михаил Сергеевич сказал Соне Копыловой, что он ее отец, нисколько этому факту не удивилась, а старики в один голос сказали :
     - Ну наконец-то! Дай им Бог! Надо, чтобы и Надежда с ними жила. А то мается там со своим супостатом !

Р.S.
     - Софья Александровна !
     - Михайловна ...
     - Вы что же, решились ?
     - Уже подала документы. Ведь я на самом деле Михайловна, так зачем же носить то,что мне не принадлежит...
     - Имеете полное право.
     Мы сидим с этой интеллигентной седовласой женщиной в уютном кафе. Я читаю, а она, не вытирая слез, внимательно слушает.
     И вот финал- пятая глава... Устремив на меня пронзительный взгляд карих глаз, тихо говорит :
     - Спасибо вам большое. Знаю, что так и будет. В той, другой жизни. Мы с папой непременно встретимся. Я уверена, он меня ждет.У меня к вам одна маленькая просьба : в первой главе напишите , пожалуйста, что эта повесть- посвящение моему родному папочке...
     Все, о чем я написала выше ( а я писала по воспоминаниям Сони), так и было на самом деле с ее близкими людьми. Вот только встречи с отцом не случилось. Потому что заключительная глава рассказа - это исключительно плод воображения автора, то есть меня.
     О том, что Михаил Сергеевич настоящий отец Сони, она узнала спустя много лет, когда случайно, на каком-то сайте в альбоме его бывшего ученика ,  увидела  фотографии. На нее смотрела она сама, так велико было сходство ! Перед глазами , стертые с годами черты любимого учителя, вдруг встали как - будто это было вчера...А ее любимая бабушка Татьяна Филипповна, мать Надежда и сам Михаил Сергеевич - тайну рождения Сони унесли с собой.
     И вот только сейчас мы рассматриваем старые фотографии, вновь и вновь вспоминая подробности тех послевоенных лет и плачем уже вдвоем.
     - Бедный мой папа ! Как же он страдал ! Такой умный, добрый, справедливый и чуткий, как же он все выдержал ? Что пережил за эти годы ....- Соня, прижав к груди фотографии, рыдает,- А мама ? Молодая, испугавшись, что деревенские узнают правду чей у нее ребенок, осудят... и уехала. Но разве она была счастлива ? Прожила с мерзавцем, не принявшим ни дочь, ни тещу. А отец...он такой, он такой...
     - Так что, Софья Михайловна,- тихонько спрашиваю, -  вы не против публикации  ?
     - Нет, конечно. Пусть это послужит предостережением другим. Нельзя, чтобы любящие люди расставались, не выяснив отношения до конца. Раз уж их свела судьба, они оба должны быть предельно честны и откровенны друг перед другом. И ,  в особенности, это касается будущих детей. Мои родители, сами того не ведая, сломали судьбу своего еще не родившегося малыша. И это самое страшное... Простите, мне пора. И спасибо вам за правду...
     Она ушла. Я сидела в уже опустевшем кафе и все читала и перечитывала главы этой короткой повести и мне тоже было горько за изломанные судьбы моих героев. Совсем недавно Соня узнала, что отец все же развелся с Шурой, а потом жил гражданским браком с приезжей женщиной  до конца своей жизни.
     Одно мучило и не давало покоя : почему он, оставшись один, не разыскал дочь и не признался ей во всем, унеся эту тайну с собой. Слабость ? Усталость ? Страх, что она ему не поверит ? Думаю, все вместе. Не смог переступить через себя и умер в страданиях ...
     Берегите друг друга !


Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии