Мечта ценою в жизнь. Повесть о сыне

Глава 5. Хобби и пристрастия

   Роман всегда был увлекающейся натурой. С детства его привлекала рыбалка, чуть позже – растительный и животный мир (посадка растений, разведение рыбок, собаки, кошки и крыса). Будучи подростком, сын увлекался техникой – велосипед вошел в повседневную жизнь. На даче Рома практически не слезал с велосипеда. Преданный пес, боксер по кличке Марс, был его постоянным спутником. Получив водительские права, сын переключился на автомобили, иногда играл в компьютерные игры и даже неплохо научился играть на гитаре (в музыке он всегда хорошо разбирался, имел прекрасный музыкальный слух).

  Увлечение автомобилями (в особенности легковыми) стало, пожалуй, главным на долгое время. Рома ежемесячно покупал автомобильные журналы «За рулем», знал все о новинках автомобильного рынка, конструктивных особенностях и характеристиках автомобилей нашего и импортного производства, мог часами говорить о тех или иных изменениях в моделях, которые его интересовали. Без преувеличения сына можно было назвать экспертом, друзья часто обращались к нему за советами по выбору или ремонту машин.

  Водить Рома начал намного раньше, чем получил водительские права. Во многих семьях родители сажают свои чада себе на колени и дают им немного порулить, поскольку те еще сами не достают до педалей. Делать этого, конечно, нельзя, но случается такое довольно часто. Сначала ребенка сажал на колени дедушка Александр Иванович, пару раз был грешок и за мной. Потом Рома подрос, ноги стали доставать до педалей, и тогда на пустынных площадках и дорогах он начал сам садиться за руль. Какое-то время от дачного дома и до выезда на шоссейную дорогу (примерно полтора-два километра) сын уверенно управлял автомобилем. Где-то в семнадцатилетнем возрасте Рома при левом повороте не пропустил велосипедиста, и тот улетел в кювет. Все обошлось небольшой царапиной на капоте «Фольксвагена», ссадиной на ноге велосипедиста и испугом сына. После того случая Рома к управлению машиной не допускался. Было поставлено условие: сдай экзамены, получи права, и только потом продолжим. Возражений со стороны сына не последовало.

    В девятнадцать лет Рома получил права, а на окончание института Надежда подготовила сертификат от нашего имени, где было написано: «Акционерное общество ;Папа и Мама; предоставляет Роману этот сертификат (c эквивалентом денежных средств) для покупки автомобиля в честь окончания института». На деньги из сертификата был приобретен автомобиль марки ВАЗ-2110 красного цвета. Покупкой автомобиля Рома не ограничился. Он накупил дополнительных аксессуаров: сабвуфер с колонками в багажник, чехлы на руль и сиденья, принадлежности для установки мобильного телефона и даже куртку красного цвета. Затем начал доводить автомобиль до состояния надежной эксплуатации.

   Автомобиль был не новый, требовал постоянного внимания и ухода. Прежде всего Рома снял сидения, очистил от ржавчины, загрунтовал и покрыл герметиком пол. То же самое он проделал и с днищем. Потом по книжке поменял задние амортизаторы. Иногда просил меня помочь что-то подержать или посоветовать, как лучше что-то подкрутить. В основном все делал сам. Дальше разобрал дверки, смазал механизмы и покрыл их герметиком, укрепил двигатель. И так, понемногу, перебрал почти весь автомобиль. Надо сказать, что поломок в дороге, как обычно это бывает с подобного рода автомобилями, у него не случалось. Рома отъездил на этой машине 2 года, после чего продал за те же деньги, что и приобрел. В 2010 году мы приобрели автомобиль Тойота - «Ленд Крузер Прадо». Рома же пересел в наш «Шевроле Эпика», чему и был чрезвычайно рад.

     Рома всегда держал свою машину в чистоте, проводя еженедельную мойку и чистку салона. Сам занимался полировкой кузова. Если мыл автомобиль своими силами, то обязательно шампунем. У него имелось несколько отдельных средств: для чистки салона, для пластика, для ткани, стекол. Машина всегда находилась в рабочем состоянии, даже первый ВАЗ. Рома частенько мне высказывал, что протирать фары и стекла без предварительной мойки нельзя. Приходилось соглашаться с ним, поскольку он приводил ряд доводов и аргументов в пользу того, почему нужно обязательно делать так. Иногда казалось, что управление машиной уходило на второй план перед самим автомобилем. В машине всегда что-то совершенствовалось: колеса, диски, мощность двигателя, фары, парктроник, коврики, обвесы в салоне и разные аксессуары для удобства водителя.

    В одно время Рома увлекся экстремальным вождением. В зимнее время они вместе с Димой Рудиком выезжали на свободную площадку, где и учились дрифтовать. Происходило это следующим образом. Водитель на малой скорости резко поворачивал руль, зажимая при этом ручной тормоз. Машина юзом двигалась в одну из сторон. Так продолжалось несколько зим, пока ручной тормоз не сломался. Про забаву пришлось забыть, а парни переключились на гонки без правил. Обычно они проводились в вечернее или ночное время на уединенных дорогах, с соблюдением всех норм безопасности. Иногда участие в них оказывалось платным (и не только для участников, но и для зрителей). Водители, услышав команду «Вперед!», одновременно стартовали, после чего на коротком отрезке дороги старались опередить друг друга. Победитель получал деньги проигравших водителей. Зрелище интересное, но довольно опасное.

     После приобретения уверенных навыков вождения Рома первые пять лет часто превышал скорость. Попытки разогнаться до предельно возможной скорости совершались, наверное, на всех марках автомобилей, которыми он управлял. Ему это удавалось, и затем, словно невзначай, он рассказывал мне о своих успехах. Он говорил: «Папа, Эпика больше 170 км/час не тянет, надо увеличить мощность». И мне становилось понятно, что сын разгонялся на машине до названной им скорости. На вопрос «Где такая трасса, что можно так гонять?», он отвечал: «Так на кольцевой дороге, там ведь нет радаров». Да, это действительно так. Убеждать и переубеждать его соблюдать осторожность приходилось не единожды, объясняя, что это не только его безопасность, но и безопасность окружающих людей, среди которых есть дети.
 
    С возрастом страсть к высокой скорости улеглась. Повлияло несколько причин, среди которых было и то, что его приятель Дима Рудик попал в аварию, несколько дней пролежал в больнице, а потом стал ездить, со слов Ромы, «как пенсионер». Причиной аварии послужили скорость и неисправность автомобиля. Повлияли и переживания мамы, Надежды, требующей постоянно снизить скорость, когда Рома отвозил нас в аэропорт, и, конечно, его взросление. Увлечение автомобилями с возрастом не ушло, но оно было переосмыслено.

    Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся выставки-автосалоны, на которых для широкой публики демонстрируются новинки автопрома. Для профессионалов, специалистов и просто увеченных людей, к которым относился и Рома, посещение таких выставок дело чести. Прочитать массу литературы про тот или иной автомобиль, но не увидеть его живьем, сын считал недопустимым. Выставки – это свой мир, где происходит общение по интересам, а его участники увлечены красотой и мощью автомобилей. Им хочется все попробовать своими руками, усесться в удобное кресло сверкающего чуда и немного помечтать о нем.

   Возвращаясь к увлечению техникой. Велосипед – тот вид транспорта, которым мальчишки отдают предпочтение. Легкий, удобный и безотказный, он является спутником жизни многих людей. Возможно, ему не всегда хватает скорости, и потому любителям быстрой езды хочется чего-то более интересного. Альтернатива велосипеду – мопед или мотоцикл. Многие мальчишки подросткового возраста мечтают о них, ведь это совсем другой вид транспорта – быстрый, мощный, серьезный. Он дает ощущение, что ты уже взрослый и управляешь не одной лошадиной силой. Сын не являлся исключением. Друзья по дачному массиву и из местной деревенской молодежи иногда давали Роме прокатиться на мопеде. Мечта была, но мечта стоит денег. Мы знали о его мечте и в то же время понимали, что мопед или мотоцикл очень опасный вид передвижения. Часто переводили разговор о приобретении мотосредства в другое русло. Знали, что добром это не закончится. Рома не настаивал, хватало велосипеда и других занятий в летний период. Но мечта осталась, она просто ждала своего часа.

    Покупка нового велосипеда в 2012 году за собственные средства была для сына событием. Он долго выбирал и оценивал возможности, прежде чем купить новый велосипед. Затем Рома приобрел экипировку и начал активно ездить по окрестностям Шувалово и Озерков. Встречался с друзьями в районе Верхнего Суздальского озера и колесил с ними, возвращаясь домой уже в темное время суток. Велосипед, как и автомобиль, Рома постоянно совершенствовал: катофоты, осветительная фара, датчик пробега и скорости – было все необходимое.

    Новое увлечение с поездками по городу в летнее время стало для сына приоритетным на 2 года. Машина машиной, а велосипед имеет ряд преимуществ. Везде и всегда можно подъехать, с парковкой проблем нет, физические нагрузки (которые для менеджера крайне необходимы), и можно иногда позволить себе выпить с друзьями «чуть-чуть, для блеска глаз».

    Мечта, которая ждала своего часа, все-таки проснулась и напомнила о себе. Если к велосипеду прикрепить двухтактный двигатель, то получится мопед. Еще в свои молодые годы, где-то в 70-ые, мне помнится, как некоторые умельцы приделывали в раму велосипеда двигатель (моторчик), выводили на руль ручки управления сцеплением и газом. Такой гибрид двигался со скоростью около 40 км/час. В последние 30–35 лет модернизация велосипеда в мопед претерпела серьезные конструктивные изменения. Двигатель устанавливают не на раму с цепочной передачей на заднее колесо, а на багажник с ременной тягой. Сейчас покупка и установка двигателя на велосипед не займут много времени, но его настройка требует умений.

    Зная, что мы не сторонники мотоциклов и мопедов, Рома поделился с нами своей идеей модернизации велосипеда и, пока мы были в очередном отпуске, купил и установил мотор на багажник велосипеда. Сложнее было с настройкой. Сын долго и тщательно прокручивал заднее колесо, которое не должно было цепляться за вилку, настраивая его и отлаживая все элементы крепления и управления мопедом.

    Испытание нового транспорта происходило первоначально по улицам Береговая и Староорловская, где редко встречаются машины. Через некоторое время Рома приобрел шлем и поехал кататься по более оживленным улицам Выборгского и Приморского районов. В одной из поездок на Парашютной улице моторчик заглох. Вечерело. От места поломки до дома около 5–7 км, идти пешком далековато. О причине остановки Рома нам не сообщил и решил сам устранить неисправность. Вернулся домой ближе к полуночи. Причина, как потом выяснилось, заключалась в подаче топлива (соскочивший патрубок топливного бака не поддавался ремонту). Рома долго устранял неисправность, пока не удалось снова завести мопед и самостоятельно вернуться домой.

     Драйв от скорости в вечернее и ночное время гонит любителей двухколесного транспорта на дорогу и шоссе. Все мы не раз видели и слышали пролетающие по нашим улицам с бешеной скоростью мотоциклы. Что движет ими? Куда летят эти парни, а иногда и девушки, что не хватает им в этой жизни? Ведь это опасно для них и для окружающих людей. Ответ лежит на поверхности. Избыток адреналина, притупленное чувство страха и самосохранения, а иногда неустроенность и проблемы в жизни. Люди ищут выхода из сложившейся ситуации и выплескивают свою энергию на дороге. Некоторые при этом погибают.

   Следующий эпизод поездок на мопеде завершился событием, который повлиял на дальнейший ход жизни Романа. Была весна 2013 года. «Покатушки» сына на мопеде в вечернее время продолжались. При движении в вечернее воскресное время по Выборгскому шоссе в месте пересечения с проспектом Энгельса произошло столкновение по касательной автомобиля «Ниссан Х-TRAIL» с Роминым мопедом. «В результате столкновения водитель мопеда получил ушибы и ссадины», – так, наверное, написали бы в протоколе ДТП.

    Что произошло на самом деле? Рома ехал на мопеде, дорогу освещала фара, задние габаритные огни мопеда работали в штатном режиме. Сын увидел приближающийся к нему «Ниссан» и понял, что столкновения не избежать. Он сгруппировался сам и максимально отвернул мопед в сторону, противоположную движению автомобиля. Аварии избежать не получилось, Рома вместе с мопедом улетел в кювет. «Ниссан» остановился, из машины вышли двое. Мужчины помогли сыну приподняться, на их лицах выражались озабоченность и непонимание того, что делать дальше. «Как ты себя чувствуешь, сможешь встать? Надо вызвать скорую помощь?». Рома приподнялся, оглядел себя и мопед. Болели плечо и левый бок, но двигаться он мог. На автомобиле помялись правая дверь и часть переднего крыла. У мопеда были незначительные повреждения в области заднего колеса и педали.

   Немного придя в себя, сын сказал, что скорая помощь и деньги, которые предлагали мужчины, ему не нужны. Мужчины явно нервничали. После понимания того, что Рома может самостоятельно двигаться и мопед все-таки завелся, участники ДТП обменялись телефонами и разъехались. Мужчины возвращались с рыбалки и, по всей видимости, после длительного пребывания на свежем воздухе и продолжительной дороги домой были уставшими. Свою роль сыграли слабоосвещенная дорога и двигающийся достаточно быстро мопед.

    Нужно отдать должное: водитель «Ниссана» Владимир регулярно звонил нашему сыну, спрашивал о самочувствии, предлагал помощь и просил информировать о состоянии здоровья. Рома на следующий день обратился в травмпункт и сделал рентгеновский снимок грудной клетки. К счастью, трещин и повреждений внутренних органов обнаружено не было, но синяк и болевые ощущения продолжались несколько месяцев. После ДТП к Роме пришло понимание, что необходимо купить дополнительную защиту для тела и прекратить ездить в вечернее и ночное время. Поездки стали носить временный характер, а интерес к мопеду начал ослабевать.

     В процессе общения с Владимиром Рома узнал, что парни периодически ездят на рыбалку. Ту самую, которая называется «настоящей»! На лодке по большой воде, с достойными снастями для рыбной ловли. Постепенно разговор о рыбалке перешел к деталям: что ловится, где ловится, при каких условиях, как можно поучаствовать.

     Владимир рыбак с большим стажем, крепкого телосложения, надежный товарищ, на добротной резиновой лодке, хорошо знающий места клева и умеющий ловить рыбу. Из чувства сопричастности к тому, что произошло, и, наверное, из желания как-то отблагодарить Рому, Владимир пригласил его на рыбалку на Ладожское озеро.
Владимир часто ездил на рыбалку в район деревни Дубно, примерно в 25 км от населенного пункта Новая Ладога. По Новоладожскому каналу от Новой Ладоги до Дубно на резиновой лодке ходу примерно 40–50 минут. Местный житель из Дубно, рыбак и охотник Петрович, предоставляет прибывшим на рыбалку гостям стоянку для лодок, сами лодки и моторы в аренду, ночевку, отдых у камина и еду. В уютном гостевом доме есть все необходимые удобства, теплый прием и вкусные котлеты из плотвы пользуются популярностью у гостей. Роману очень понравилось на рыбалке.

   Впечатления сына во многом расставили приоритеты. Мопед и машина ушли на второй план, отодвинутые рыбалкой. Покупка спиннинга, катушки, лески, крючков и блесен, соответствующая одежда (чтобы не было холодно и жарко), сохраняющая свободу движений, непромокаемая обувь и перчатки. С таким снаряжением уже можно отправляться на рыбалку при условии, что есть своя лодка или есть возможность взять ее у друзей или в аренду. Вот так и начинается рыбалка на большой воде. Увлечение рыбалкой и все, что с ней связано, и стало тем самым увлечением, которому Рома посвящал все свое свободное время и имеющиеся средства.

    Череда событий: покупка велосипеда – модернизация велосипеда в мопед – столкновение мопеда с «Ниссаном», который возвращался с рыбалки – дальнейшее увлечение рыбалкой «по-взрослому». Как будто чья-то невидимая рука вела по этому пути, направляла и создавала благоприятные условия. В то же время были и предостережения, такие как ссадины и синяки от столкновения мопеда с автомобилем. Где граница, за которую нельзя переступать? Где и когда нужно сказать себе, что дальше идти нельзя? Наверное, у каждого из нас рубеж свой, и он нам определен свыше.


Рецензии