1. Вадим Делоне уезжает в Москву

8 июня 1968 г. в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья «В кривом зеркале», в которой содержались нападки на «искажающую советскую действительность» поэзию Делоне.

Вот, что он сам пишет об этом:

«Газета «Вечерний Новосибирск» удостоила меня целым разворотом под названием «В кривом зеркале». Имелось в виду, что стихи мои – кривое зеркало, искажающее славную советскую действительность. Один из моих друзей, актёр, с большим пафосом читал этот опус.

Особое удовольствие всем доставила фраза: «Он не видит ни звёзд, ни солнца, ни глаз любимой».

Но была в этой статейке одна неприятная угроза:

«Странно, что этому зарвавшемуся антисоветчику оказывают поддержку некоторые крупные академики».

И вот мне пришлось явиться в ректорат университета и просить меня исключить – я решил проявить лояльность, чтобы не заставлять людей страдать из-за меня, чтобы они могли избежать неминуемых репрессий.

Я попрощался с многочисленными новосибирскими друзьями и в июне вылетел в Москву».

Лев Фадеевич Лисс, зав. учебной частью НГУ, среди претензий партийных органов к Сибирскому отделению и университету называет и такую:

«Принимается на ГФ по протекции видных академиков диссидентствующий поэт и журналист Вадим Делоне – это не менее чем «связной» от московских диссидентов к периферии.

В связи с этим, – пишет Л.Ф. Лисс, – могу добавить следующее: по просьбе С.Т. Беляева мне пришлось встретиться с Вадимом.

Беседа состоялась у меня дома. На меня он произвёл впечатление очень молодого человека, заражённого юношеским максимализмом и гипертрофированной больной совестью.

У меня тогда и понятия не было, что он уже в возрасте и даже человек семейный.

Выполняя просьбу ректора, я пытался показать, что метод прямого политического противостояния лишь облегчает режиму укреплять свои негативные стороны. Успеха мои филиппики не имели, чувствовалось твёрдое убеждение в противоположном. Не помогли и призывы постараться не подводить тех людей, которые помогают ему сохраниться на свободе.

Потерпев полное фиаско, я доложил об этом Спартаку Тимофеевичу вместе с выводом, что, скорее всего, Делоне ждут репрессии по политическим статьям.

Надо сказать, что ректор ещё до этого имел длинный разговор с Вадимом и пришёл к таким же выводам».

Не желая подводить академика А.Д. Александрова, Делоне покинул его гостеприимный дом и вернулся в Москву.

Узнав накануне демонстрации 25 августа 1968 г. о планах её проведения, Вадим принял решение: участвовать в ней, несмотря на висящий над ним условный приговор 1967 г.

Вместе с пятью другими участниками демонстрации он был арестован.

Раиса Львовна Берг впоследствии написала в «Суховее»:

«Делоне уехал из Академгородка в Москву за месяц до чехословацких событий, вышел на Красную площадь с шестью другими смельчаками, чтобы протестовать против ввода войск в Чехословакию, и был арестован. Протестовали, кроме Делоне, Литвинов, Лариса Богораз, Горбаневская, Файнберг, Бабицкий и Дремлюга. Восьмой участник демонстрации, если и протестовал, то разве что против мокрых пелёнок.

Горбаневская пришла на демонстрацию со своим грудным сыном. В его коляске привезли на Красную площадь к Лобному месту плакаты».

11 октября 1968 г. Московский городской суд признал Делоне виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 190-1 и 190-3 УК РСФСР и приговорил его по совокупности (включая часть предыдущего условного срока, неотбытую в период предварительного следствия 1967 г.) к 2 годам и 10 месяцам лагерей.

На следствии и суде Делоне держался стойко; виновным себя не признал. В своём последнем слове, сказав, что в течение пяти минут на Лобном месте он чувствовал себя свободным человеком и готов платить за это годами неволи, он призвал суд «не к снисхождению, а к сдержанности».

Это выступление Делоне на суде вошло в самиздатский сборник «Четырнадцать последних слов», составленный Ю. Телесиным.

Срок Делоне отбывал в уголовном лагере в Тюменской области. Освобождён был в конце июня 1971 г. по отбытии срока.

Продолжение следует:


Рецензии