Голос звёзд

ГОЛОС ЗВЁЗД
Быль.
Вечерело. Медленно садилось красное солнце, небо понемногу становилось чистым, дневная пыль оседала, в сумерки падала скудная роса, обещая на завтра ясную погоду. Зной раскаленного дня медленно таял. В воздухе стоял запах убранного хлеба с крепким ароматом степной полыни, от которой к концу лета горчило молоко. Пастух пригнал с пастбища коров, над идущим стадом пыль светилась и горела в красных лучах заката. Хозяева, разобрав своих бурёнок, погнали их по домам. Попрощавшись с друзьями, Илюшка побежал домой.  На пороге его встретила мама. 
-Ну что, нагулялся?
-А у нас гости, умывайся и садись ужимать.
На кухне сидели отец с дедом и о чём-то беседовали.
-Дедушка!
Внук подскочил к деду и обнял его, засыпав с ходу вопросами. 
-Когда ты к нам пришел?
-А ты ночевать останешься?
-Нет Илюшка, мне завтра на работу с утра, пойду домой. 
-Тогда и меня с собой возьми, я на рыбалку утром схожу, а потом к тебе на работу приду. 
-Ну, собирайся, а то время позднее, пока дойдем, совсем уж стемнеет, нас бабушка обыщется.
Попрощались, вышли за калитку, шагнули в ночь. Разогретая за день земля  отдыхала, глуша шаги ночных путников. С неба светила полная луна, освещая серебристым светом дорогу и отбрасывая неясные тени вокруг Сначала шли молча, прислушиваясь, как запоздалые хозяйки гремят подойниками, запирают на ночь скрипучие двери в стойлах. Кое-где вспыхивал красный огонек папиросы уставшего за день хозяина, сидящего на крыльце дома и потирающего свои натруженные ноги. Одно за другим потухали окна, село засыпало. Ночные музыканты сверчки начали настраивать свои неутомимые скрипки. Сначала один осторожно провел по невидимым струнам смычком и смолк, прислушиваясь, услышит ли его кто -нибудь, затем в отдалении другой подхватил незатейливый мотив, и вот уже нескончаемым потоком звуков зазвучал в ночной тишине гигантский, вселенский оркестр, исполняя гимн ночи. Десятки, сотни маленьких музыкантов выводили рулады, соперничая друг с другом и создавая вместе с тем мелодию спокойствия и умиротворения. Музыка лилась со всех сторон, и только шаги путников заставляли невидимых музыкантов на мгновения прерывать мелодию, чтобы затем уже с новой силой ударить смычками по струнам cвоих скрипочек. Илюшка забежал вперед, распугивая своим топотом сверчков, обернулся, увидел неторопливо шагающего деда, звезды, луну, дедову тень на земле и спросил. 
-Деда, а сверчков ты видал?
-Видал.
-А какие они? 
-Маленькие, черные. 
-Ну, тогда покажи мне их.
-Да где их сейчас в темноте найдешь?
-Тогда днем,  не унимается внук.
-А днем они прячутся. 
-Значит это не сверчки поют. 
-А кто же тогда?  удивляется дед. 
-Это голоса звезд. 
-С чего ты это взял? 
-Посмотри на небо  видишь, звезды мигают, это они говорят друг с другом, просто мы не слышим, а сверчки нам доносят их голоса. Ночью звезды бывают, а днем прячутся, и сверчки ночью бывают, а днем прячутся. 
-Выходит так,  соглашается дед. 
-А отчего на луне пятна?
-Это брат брата на вилах поднял. 
-Зачем? 
-Это ты у бабушки спроси, вон она, кстати, у калитки дожидается.
Навстречу из темноты выскочил лохматый, темный комок и с повизгиванием стал носиться вокруг. 
-Жучок, Жучок, скучаешь без нас? 
-Ох и долго вы гуляете,  слышен голос бабушки.
-Привет, бабушка, а я на рыбалку утром собрался.
-Сходи, сходи. А ты где спать-то будешь? 
-С дедушкой.
Раздевшись, внук прыгает в кровать. В это время дед медленно снимает рубаху, укладывает ее по-армейски на стоящий рядом стул.
Илья в который раз замечает на теле деда глубокую воронку от ранения с голубиное яйцо, дотрагивается рукой и спрашивает:
-А на войне страшно? 
-Сначала страшно, а потом нет. 
-А ты по немцам из ружья стрелял?
-Стрелял.
Выключили свет. Внук с гордостью вспоминает, как на праздник 9 Мая его дед, нарядно одетый, в пиджаке с медалями, стоит в шеренге таких же ветеранов, как их поздравляют, как играет музыка. Затем наступает сон. Илюшке снится, как он в окопе, рядом с дедом, стреляет в ненавистных захватчиков. Дед, разбуженный немилосердными толчками коленей внука, поправляет на нем одеяло. Утро наступает внезапно, сквозь сон Илья слышит голос бабушки, которая треплет его за ногу.
-Вставай, рыбак, рыбалку проспишь.
Мальчик открывает глаза, видит в полумраке бабушку, вскакивает с кровати, натягивает штанишки и рубашку, бежит во двор умываться. Бабушка льет ему на ладони из ковшика колодезную студеную воду, спрашивает:
-Кушать будешь? 
-Нет, бабушка, я на зорьку, а где удочки? 
-Эх ты, рыбак, вон они удочки, в сарае возьми, тебе дедушка уже и червей накопал.
Пока Илюшка собирается, бабушка выносит из дома хлеб, который бережно, словно младенца, держит в натруженных руках, отрезает краюшку, солит, поливает постным маслом, дает внуку. Внук берет удочки, бидончик, и, сбивая ногами утреннюю росу, идет на свое заветное местечко между двух старых тополей в три обхвата.
Солнце уже поднялось над горизонтом и осветило все вокруг первыми лучами. Над водой медленно исчезал утренний туман, стал проглядывать противоположный берег, на котором такие же заядлые рыбаки, позевывая, разматывали свои снасти. Утренний ветерок зашумел в верхушках деревьев, и от его дыхания сорвалось с веток несколько листьев, кружа, они упали на воду. Грачи на деревьях подняли гвалт, затем, собравшись в стаю и покружив для порядка над прудом, потянулись кормиться на скошенные поля. Затарахтели пускачи тракторов, выдыхая сизый дым, загудели на машинном дворе автомобили.  Над селом из репродуктора, подвешенного на столбе у сельского совета, раздался гимн Советского Союза, бодрый голос диктора вещал о новых победах в битве за урожай, надоях, выплавке стали, международной политике.
Устроившись поудобнее, Илья, наживив червя, взмахнул тяжелой ореховой удочкой, сделал заброс, подождал, пока поплавок успокоится, вздохнув, он взглянул на вторую удочку. Удилище представляло собой бамбуковый обломок, длиной и размерами больше напоминающий лыжную палку нежели удочку. К удилищу была привязана толстая леска с невообразимо огромным крючком.  На безрыбье и рак рыба,  по-взрослому подумал мальчик. Скатав из хлебного мякиша увесистый шарик, он уверенно погрузил в него крючок, закинул снасть. Громко булькнув, грузило с крючком ушло под воду, но поплавок остался лежать на поверхности воды, очевидно, из-за малой глубины. Илюшка не стал его поправлять,  его внимание привлекла первая удочка, поплавок которой давно уже выписывал по поверхности воды замысловатые круги и пытался уйти под воду, но, видно, рыбешка была так мала, что силенок ей не хватало. Илюшка освободил рыбку и по неписанным рыбацким законам выпустил ее обратно в воду. Едва он снова сделал заброс, как поплавок, еще до конца не успокоившись, тут же пропал, последовала подсечка, и вот уже довольно крупный карась забултыхался в бидончике. За первой поклевкой последовала другая, крупные и мелкие караси, изголодавшиеся за ночь, накидывались на наживку. В клеве перебоя не было. Вот уже сельский люд устремился на работу, солнце поднялось высоко и начало припекать. Один за другим рыбаки сворачивали свои снасти и собирались домой. Забив бидончик рыбой, Илья стал сматывать удочку. Обернувшись в сторону второй удочки, на которую ни разу и не клюнуло, он с удивлением обнаружил, что удилище сползло с высокого обрывистого берега в воду. уткнулось верхним концом в дно, а рукоятка, лежащая на берегу, готова в любой момент упасть на воду. Он ухватился за удилище, потянул, леска сначала подалась, затем, будто зацепившись за корягу, застопорилась. Мальчик, решив не лезть в воду, а оборвать леску, дернул посильнее…
Огромный старый карась почувствовал боль, ударил хвостом, подняв целый фонтан брызг, замочил рыбака, рванулся, но натянутая, как струна, толстая леска не пускала. Огромный крючок, пройдя сквозь жабры, надежно держал пленника. Рыба стала яростно трепыхаться, образуя в воде огромную вoронку. От неожиданности мальчик ослабил хватку, затем решительно потянул удилище, но оно не поддавалось, оказалось, что леска зацепилась за корягу. Тогда он не раздумывая, в чем был, в сандаликах и в одежде, бросился с обрывистого берега прямо на рыбу. Вода обожгла его, одежда вмиг набухла и потяжелела, но Илья даже не заметил этого, буквально упав на рыбу, он придавил ее всем телом ко дну, обхватил двумя руками, и, вспомнив рассказы бывалых рыбаков, ухватил карася за жабры, прижал к себе и поднял вместе с запутавшейся корягой. Берег был ему на уровне груди, тогда он, вытолкнув из воды и рыбину, и корягу, попытался выбраться сам. Хватаясь за мелкие сучки, корешки, которые ломались и обрывались у него в руках, мальчик попробовал подтянуться, но мокрые ноги соскальзывали обратно в воду, и он, только чуть приподнявшись над берегом, обратно съезжал в воду. Карась, почувствовав свободу, в последний раз с бешеным ритмом заработал хвостом, подпрыгивая и скатываясь все ближе к обрыву. Мальчик опять оттолкнул его подальше от берега, растратив последние силы, и теперь, мокрый и разгоряченный борьбой, он стоял по пояс в воде. Неизвестно, сколько бы еще все это продолжалось, если 6ы не ребятишки, сидевшие неподалеку с удочками и наблюдавшие за борьбой с самого начала. Они сбежались со всех концов водоема, схватили Илюшку за руки и потащили из воды, обдирая ему живот и разрывая одежду о сучки и корни тополя. Выбравшись на берег, Илюшка схватил блестевший на солнце осколок стекла, перерезал леску и пустился бежать  мокрый, грязный, ободранный, прижимая к животу такую же грязную рыбину, хвост которой лупил его по коленям. Забыв об удочках, о бидончике с рыбой, он вбежал на плотину, увидел дом и старушку, которая выпустила пастись квочку с цыплятами, и уже там зашумел, закричал от восторга, который его переполнял, от победы, придавшей ему сил:
-Бабушка, бабушка, ты посмотри, ты только посмотри, кого я поймал!
Услышав голос, старушка встрепенулась, прищурилась, приложила руку ко лбу, чтобы защитить глаза от яркого солнца, а увидев бегущего внука, её тронутое морщинами лицо засветилось от радости и умиления…
Посёлок Централь. 1978год.


Рецензии
Звёзды мигают,значит они говорят друг с другом.
Понравилось.
С уважением

Фёдор Золотарёв   18.03.2019 20:48     Заявить о нарушении