10. Чудеса с Сашей Мжаванадзе

НА СНИМКЕ: Отец Саши - Мжаванадзе Василий Павлович (1902-1988), первый секретарь ЦК Компартии Грузии (1953-1972) кандидат в члены политбюро (Президиума ЦК КПСС (1953-1972).Фотографии самого Саши я, конечно же, не нашёл.


Говорят, «чудес на свете не бывает». Но я знаю по своему опыту, что это не так. Многие верующие люди считают, что чудеса может сотворить только господь-бог, надо только усердно молиться.

Я слышал много рассказов на тему:

«Вот я помолился, и бог меня услышал». Но ещё больше случаев, когда молитва не помогает, какой бы усердной она не была…

Саша не молился. Он хоть и считает себя добрым христианином и по отцу, и по матери, но он не из тех, кто при трудностях начинает молиться и уповает на бога…

Но ему везёт и без молтивы...

«Я шёл по Шота Руставели, по правой стороне, если идти вниз со стороны Ваке, опустив голову, понимая, что я остался без высшего образования и мне предстоит объясняться с больным отцом».

И вот тут произошло чудо, хотя «чудес на свете не бывает». Это чудо имело облик Саши Мжаванадзе.

«Неожиданно рядом притормозил «Газ-69» , и меня окликнули. Я посмотрел налево и увидел Сашу Мжаванадзе».

– Стёпа, ты чего такой грустный?

– Да вот, меня выгнали из университета.

Саша опешил, вышел из машины и выслушал мою печальную повесть.

– Ну, из-за такого пустяка я отца беспокоить не буду.

Он тут же позвонил куда-то из автомата, сказал мне:

– Стой здесь, – и уехал.

Через пять минут подъехала чёрная Волга, меня привезли в знакомое здание (благо, оно было рядом), вышел какой-то полковник, от имени всех органов принёс мне свои извинения, я только запомнил фразу:

– И в органах допускают безобразия.

Я спросил:

– А как же мой зачёт?

Меня отвезли в Сабуртало, где располагался наш факультет – декан меня ждал у двери; он зачеркнул «неуд», написал «отл», и через месяц я получил «красный диплом».

Мой отец, майор ВВС, через несколько месяцев в возрасте 48 лет скончался в своей родной деревне Варташен в Азербайджане (в которой я родился в 1950-м), так и не узнав, что меня опять выгоняли».

Степан повстречался с Александром Мжаванадзе только через 14 лет. И опять он стал палочкой-выручалочкой. Вот, как это было:

«В 1986 году в отчаянной попытке вырвать у таможни подаренные Каспаровым нашему клубу компьютеры, я в приёмной министра столкнулся с его помощником Александром Мжаванадзе.

Саша выслушал историю про клуб и каспаровские компьютеры, взял у меня из рук прошение, зашёл к министру и через минуту вышел с резолюцией «Освободить от таможенных сборов».

Мы попили с ним чаю в приёмной, и я напомнил ему мою первую историю. Он пожал плечами:

– Наверное, но я не помню. Вот как ты Артура Рембо читал, помню. Слушай, почитай ещё. «Пьяный корабль». Помнишь?

– Нет, уже наизусть не помню. Давай, я тебе Бродского почитаю – «Письма римскому другу».

...Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции, у моря.
И от Цезаря подальше, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники – ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Больше я Сашу не видел.

Через несколько лет я узнал, что он умер от разрыва сердца.

Продолжение следует:


Рецензии