Безвестный подвиг
БЕЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ
Повесть о войне и мире
Опять летишь ты, птица – память,
В мои далёкие года.
И этих лет меня избавить
Никто не сможет никогда.
Анатолий Жигулин
Это было под Ростовом – на - Дону. Хуторок Чуево недалеко от железно-дорожной станции Зверево.
За хуторком, в степи, близ старой мельницы, Лиля с соседским мальчиком пасли своих коров и коз.
Тут было тихо и спокойно.
(Коллаж О. Гладневой из фондов Интернета)
С голубого неба светило ласковое солнышко.
Коровки, медленно передвигаясь, щипали степные травы.
Над малиновыми, пахнущими мёдом, цветочками низкого татарника и репейника порхали бабочки и осы, и всякие мелкие насекомые.
У дырочек старых брёвен стен мельницы, на месте выпавших сучков, жужжали шмели, проверяя – полностью ли залиты мёдом на зиму соты в их дуплах.1
У большого муравейника, между кустиками шиповника, суетились муравьи.
У крыши мельницы и вокруг стрелами носились ласточки - косички, то и дело, заглядывая в свои гнезда.
Девятилетняя Лиля, осторожно подойдя к кустикам татарника, стараясь не спугнуть бабочек, рассматривала удивительные узоры на их крылышках.
Двенадцатилетний Серёжа играл с шустрыми двумя козлятками.
Шла мирная, привычная жизнь.
(Коллаж О. Гладневой из фондов Интернета)
И вдруг со стороны элеватора1 послышались взрывы и гул.
В небе появились самолёты. Один задымил и стал быстро снижаться прямо на поле, где паслись коровки. Остальные развернулись и улетели обратно.
Дымящийся самолёт приземлился недалеко от мельницы. На крылах его сияли красные звёздочки. Из кабины старался выбраться лётчик.
- Лилька! Это же наш лётчик! Он, наверно, ранен! Бежим на помощь! – кричал Серёжка, поспешая к самолёту. Следом за ним помчалась и Лиля.
- Помогите, ребята, выбраться... Я ранен... Быстрее, ребята, пока не взорвались баки, - говорил лётчик.
(Фото из фондов Интернета)
Серёжа и Лиля помогли лётчику выбраться из кабины на землю. Схватили за одежду и потащили. Он помогал им одной не раненной ногой.
Лиля тащила изо всех силёнок, спотыкаясь и падая на колени, быстро вскакивая, продолжала тащить. Она была обута в сандалии. Их подошвы то и дело скользили по сухой траве.
Серёжка был в ботинках, он с силой давил на каблуки. Каблуки надёжно утопали в землю, помогая мальчику упруго отталкиваться.
Вот и мельница.
- За мельницу, за мельницу, ребята, - сдавленным, угасающим голосом советовал лётчик, уже слабее отталкиваясь от земли ногой.
На рукавах и на груди его комбинезона появились бурые, сырые пятна крови.
От волочившейся ноги тянулся тоже кровью помеченный след.
Позади мельницы рвануло! Клубы дыма и огня полыхнули в небо. Во все стороны летели осколки самолёта. Вверх, объятая пламенем, взлетела сумка. Из неё во все стороны разлетелись какие-то бумаги, конверты, треугольники. И тут же сгорали на лету...
Пламя пожирало останки самолёта...
Со стороны железнодорожной станции к мельнице быстро мчался зелёный «Бобик». «Бобиком» звали небольшой военный автомобиль. Из него вышли военные. Они спешили к раненому. Подняли, понесли и быстро поместили в машину. Один, так же быстро возвратился к тут же стоящим детям:
- Спасибо, ребята! Вы спасли нам боевого товарища! Вы настоящие советские пионеры! – и пожал им руки, а сам поспешил к машине.
Машина сорвалась с места и также быстро помчалась к станции.
Дети молча смотрели им в след.
- Вырасту – буду садоводом. Чтоб по всей Земле росли сады, сады, цветы, цветы, и никогда бы не было войны! – вдруг заявил Серёжка.
(Фото из Интернета)
И содрогнувшаяся от взрыва и гари степь в ответ ему прошептала шелестом трав: «Бу-дешшшшь, бу-дешшшшь, бу-дешшшь...»
Лиля увидала поблизости обгорелые клочки бумаги, подняла и прочла на одном чудом сохранившиеся слова: «Полевая почта».
- Солдатские письма. Значит, самолёт вёз письма с фронта?- спросил Серёжа.
- Наверно... Мы от папы с фронта получили уже два таких треугольничка.
Папа и его боевые товарищи беспощадно сражаются с врагами. Они прогонят захватчиков с нашей земли! - сказала Лиля и добавила:
- А я, когда стану взрослой – буду лечить животных... Коз, кошечек, коров...
И степь тоже услышала голос девочки и зашелестела под порывами ветерка волнами трав в благодарность за такую мечту: «Хо-ро-ш-ш-ш-шооо...»
- Коров? ... Смотри - в какую даль умчались наши бурёнушки! А козлята где? Там ли? Бежим за ними!
И Лиля с Серёжкой побежали в степь, куда умчались перепуганные животные.
Дети собирали разбежавшихся по степи животных и гнали их ближе к посёлку. Никто из них даже не задумался, что только – только они совершили воистину героический поступок - спасли советского лётчика, проявив мужество.
Рискуя жизнью, бежали они на помощь к раненному пилоту в дымящемся самолёте, который в любую минуту мог бы взорваться и...
Это ответственность за жизнь человека. Это настоящий героический подвиг! Подвиг, за который они не получат ни наград, ни славы. О котором не написали в газетах, не поведали в кино. Он останется только в их памяти.
А сколько ж таких смелых поступков совершили дети Советского союза в годы Великой Отечественной войны!
Под оккупаций, в тылу врага, в прифронтовой, а иногда и – фронтовой полосе!
В лесах российской Смоленщины и Брянщины, Белоруссии и Украины, в катакомбах Крыма, в городках Донбасса – всюду, как могли, своею смелостью и трудом дети помогали взрослым прогнать фашистских захватчиков с родной земли, приблизить Победу и Мир!
Солнце алым шаром наполовину уже спряталось за горизонт. На фоне вечерней зари ещё тянулись вверх волнистые струйки дыма догоравшего самолёта. Со стороны станции Зверево1 всё ближе и ближе слышались раскаты взрывов.
Серёжа и Лиля пригнали домой бурёнок и козочек. Поужинали и легли спать.
А на утро враг пришёл и в их хуторок Чуево. Оккупировал всю ростовскую землю. И смертоносной лавиной двинулся к великой русской реке, матушке – Волге, к Сталинграду.
Но тут, на берегу древней русской реки, и закончился его воровской, захватнический, грабительский, фашистский поход на Восток.
Тут и умылся коварный враг славянских народов своею же кровью.
Отсюда, как побитая собака, бежал с позором назад - на свой Запад, где в столице страны – агрессора, возомнившей себя «высшей расой» на Земле, для которой все остальные народы должны были стать рабами, в подземном бункере, от отчаяния и страха ответственности перед своим же народом, из которого несколько миллионов он уложил в сырую землю на полях сражений, Отец и стратег этой безумной войны – Адольф Гитлер - пустил себе пулю в лоб.
От автора
______________________
А вот о том, как наши смелые ребята из Чуева выживали в годы фашистской оккупации, о судьбах многих детей России, Украины, Белоруссии и даже – Узбекистана и Казахстана в годы этой Великой, Освободительной войны вы, наши юные друзья, можете прочесть и в книгах - «Война глазами детей» (2008г) и «Дети солдат Победы» (2013г.) (автор-составитель, литературный редактор, – О. Гладнева: компьютерный набор, вёрстка, дизайн тоже её).
В этих сборниках воспоминаний о своём военном детстве и отрочестве, о боях - сражениях рассказывают и участники войны, и сотни, ныне уже пожилых, детей того сурового военного времени, которые повзрослев, возродили из руин сёла и города, построили новые. И своим ударным коллективным трудом создали такую мощную экономику огромной Страны, что она почти уже век остаётся основой основ экономик всех 15 ныне уже постсоветских республик.
Возможно, в этих книгах вы найдёте воспоминания и своих славных прадедушек и прабабушек. И произойдёт удивительное и прекрасное: встретятся два детства разных поколений! Сравнение, сопоставление, сопереживание, взаимопонимание - выводы. Диалог настоящего с прошедшим. Преемственность и связь – залог будущего.
О. Гладнева
Работа с текстом на уроках внеклассного чтения в 3 – 4 классах.
1. Приём «Да-нетка». (если ученик согласен с высказыванием, в кружке ставит «+» , в случае отрицания – « – »).
О Хуторок Чуево расположен очень далеко от станции Зверево.
О В небе появились два самолёта.
О Девочке Лиле было семь лет.
О Серёжа решил стать лётчиком, когда вырастет.
О Лётчик перевозил солдатские письма с фронта.
2. Тестовые задания (подчеркнуть правильный ответ):
- Серёжке было:
А) 10 лет Б) 12 лет В) 14 лет
- Дымящийся самолёт приземлился возле:
А) хутора Б) избы В) мельницы
- На треугольничках были написаны слова:
А) «Полевая почта»; Б) «Военная почта»; В) «Солдатская почта»
- Лиля решила, когда станет взрослой, то будет:
А) лечить детей Б) лечить животных
3. Выборочное чтение (дети самостоятельно находят необходимый отрывок в тексте и зачитывают его).
- Прочитать описание «мирной» природы.
- Прочитать о том, как дети спасли лётчика из горящей кабины.
- Военные забирают раненного лётчика.
4. Коллективное составление плана к текст ( либо расположить данные пункты плана соответственно содержанию и указать правильный порядок с помощью цифр).
О Спасение лётчика.
О Благодарность от военных.
О В степи.
О Мечты детей.
О Внезапное появление самолётов.
5. Прочитать пословицы. Объяснить их значение. Выбрать пословицу, наиболее подходящую по смыслу к прочитанному тексту.
Кто храбр и лих - бывает скромен и тих.
Храбрец в день битвы познаётся.
Бой не опасен, если ты мужеством красен.
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
Работа с текстом на уроках русского языка в 3 – 4 классах.
1. К именам существительным выписать из текста глаголы:
Муравьи __________________
Бабочки и осы __________________
Шмели ______________________
Ласточки ______________________
Коровы _______________________
2. Найти в тексте слова, употреблённые в переносном значении...
3. Прочитать описание «мирной» степи. Записать его. Подчеркнуть имена прилагательные...
Работа с текстом на уроках гражданственности и внеклассном
мероприятии в 3 – 4 классах.
1. Беседа после слушания (или прочтения) текста.
- Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
- В какой момент вам стало тревожно?
- Почему автор назвал рассказ «Безызвестный подвиг»?
- Как вы бы назвали этот рассказ? Почему?
- Дать характеристику детям?
- Как бы вы поступили на месте детей?
- Порассуждаем, почему степь «заговорила» с детьми?
- Какими людьми будут Лиля и Серёжка, когда подрастут?
2. Подобрать пословицы и поговорки об отваге, храбрости, любви к Родине.
3. Эмоциональные этюды.
С помощью жестов, мимики, движений «проиллюстрировать» сцены из текста:
- в мирной степи с детьми пасём коров и коз;
- слышим взрыв самолёта;
- находим обгоревшие письма – треугольнички с фронта;
- мечтаем
РАБОТАЕМ, ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ, РАБОТАЕМ! РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ, ОВЛАДЕВАЕМ ОПЫТОМ, УСВАИВАЕМ И КОПИМ ЗНАНИЯ О РОДНОЙ РЕЧИ, ОБ ИСТОРИИ СТРАНЫ, ФОРМИРУЕМ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА МУЖЕСТВО СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЙ В СУРОВЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЗА СВОБОДУ РОДИНЫ!!!
Свидетельство о публикации №218101001758