Безвестный подвиг

О. ГЛАДНЕВА


БЕЗВЕСТНЫЙ ПОДВИГ



Повесть о войне и мире


               
                Опять летишь ты, птица – память,               
                В мои далёкие года.               
                И этих лет меня избавить               
                Никто не сможет никогда.
               
                Анатолий Жигулин
               

           Это было под Ростовом – на - Дону. Хуторок Чуево недалеко от железно-дорожной станции Зверево.
          За хуторком, в степи, близ старой мельницы, Лиля с соседским мальчиком пасли  своих коров и коз. 
                Тут было тихо и спокойно.

                (Коллаж О. Гладневой из фондов Интернета)

    С голубого неба светило ласковое солнышко.   
    Коровки, медленно передвигаясь, щипали степные травы.
    Над малиновыми, пахнущими мёдом, цветочками низкого татарника и репейника порхали бабочки и осы, и всякие мелкие насекомые. 
    У дырочек  старых брёвен стен мельницы, на месте выпавших сучков,  жужжали шмели, проверяя – полностью ли залиты мёдом на зиму соты в их  дуплах.1
    У большого муравейника, между кустиками шиповника, суетились муравьи.
    У крыши  мельницы  и вокруг стрелами носились ласточки - косички, то и дело, заглядывая в свои гнезда.
   Девятилетняя Лиля,  осторожно подойдя к кустикам татарника, стараясь не спугнуть бабочек, рассматривала удивительные узоры на их крылышках.
    Двенадцатилетний Серёжа  играл с шустрыми двумя козлятками.
                Шла мирная, привычная жизнь.
 

                (Коллаж О. Гладневой из фондов Интернета)

    И вдруг со стороны элеватора1 послышались взрывы и гул.
    В небе появились самолёты.  Один задымил и стал быстро снижаться прямо на поле, где паслись коровки. Остальные развернулись и улетели обратно.
   Дымящийся самолёт приземлился недалеко от мельницы. На крылах его сияли красные звёздочки. Из кабины старался выбраться лётчик.
- Лилька! Это же наш лётчик! Он, наверно, ранен! Бежим на помощь! – кричал Серёжка, поспешая к самолёту. Следом за ним помчалась и Лиля.
- Помогите, ребята, выбраться... Я ранен... Быстрее, ребята, пока не взорвались баки, - говорил лётчик.


                (Фото из фондов Интернета)               

 Серёжа и Лиля помогли лётчику выбраться из кабины на землю.  Схватили за одежду и потащили. Он помогал им одной не раненной ногой.
 Лиля тащила изо всех силёнок, спотыкаясь и падая на колени, быстро вскакивая, продолжала тащить. Она была обута в сандалии. Их подошвы то и дело скользили по сухой траве.

   Серёжка был в ботинках, он с силой давил на каблуки. Каблуки надёжно утопали в землю, помогая мальчику упруго отталкиваться.   
    Вот и мельница.
  - За мельницу, за мельницу, ребята, - сдавленным, угасающим голосом советовал лётчик,  уже слабее отталкиваясь от земли ногой.
   На рукавах и на груди его комбинезона появились  бурые, сырые пятна крови.   
   От волочившейся ноги тянулся тоже кровью помеченный след.
    Позади мельницы рвануло! Клубы дыма и огня полыхнули в небо. Во все стороны летели осколки самолёта. Вверх, объятая пламенем, взлетела сумка. Из неё во все стороны разлетелись какие-то бумаги, конверты, треугольники. И тут же сгорали на лету...    
                Пламя пожирало останки самолёта... 

         Со стороны железнодорожной станции к мельнице быстро мчался зелёный «Бобик». «Бобиком» звали небольшой военный автомобиль. Из него вышли военные.  Они спешили к раненому. Подняли, понесли и быстро поместили в машину. Один, так же быстро возвратился к тут же стоящим детям:
- Спасибо, ребята! Вы спасли нам боевого товарища! Вы настоящие советские пионеры! – и пожал им руки, а сам поспешил  к машине.
  Машина сорвалась с места и  также быстро помчалась к станции.
                Дети молча смотрели им  в след.

        - Вырасту – буду садоводом. Чтоб по всей Земле росли сады, сады, цветы, цветы, и никогда бы  не было войны! – вдруг заявил Серёжка.

                (Фото из Интернета)

        И содрогнувшаяся от взрыва и гари степь  в ответ ему прошептала шелестом трав: «Бу-дешшшшь, бу-дешшшшь, бу-дешшшь...»

  Лиля увидала поблизости обгорелые клочки бумаги, подняла и прочла на одном чудом сохранившиеся слова: «Полевая почта».
- Солдатские письма. Значит, самолёт вёз письма с фронта?- спросил Серёжа.
-  Наверно... Мы от папы с фронта получили уже два таких треугольничка.
Папа и его боевые товарищи беспощадно сражаются с врагами. Они прогонят захватчиков с нашей земли! -  сказала   Лиля и добавила:
    - А я, когда стану взрослой – буду лечить животных... Коз, кошечек, коров...
      И степь тоже услышала голос девочки и зашелестела  под порывами ветерка волнами трав в благодарность за такую мечту: «Хо-ро-ш-ш-ш-шооо...»

   
 - Коров? ... Смотри - в какую даль умчались  наши бурёнушки!  А козлята  где? Там ли?  Бежим за ними!
  И Лиля с Серёжкой побежали в степь, куда умчались перепуганные животные. 


  Дети собирали разбежавшихся по степи животных и гнали их ближе к посёлку. Никто из них даже не задумался, что только – только они совершили воистину героический поступок - спасли советского лётчика, проявив мужество.


    Рискуя жизнью, бежали они на помощь к раненному пилоту в дымящемся самолёте, который в любую минуту мог бы  взорваться и...
    Это ответственность за жизнь человека. Это настоящий героический подвиг! Подвиг, за который они не получат ни наград, ни славы. О котором не написали в газетах, не поведали в кино. Он останется только в их памяти. 
    А сколько ж таких  смелых поступков совершили дети Советского союза в годы Великой Отечественной войны!
Под оккупаций, в тылу врага, в прифронтовой, а иногда и – фронтовой полосе!
   В лесах российской Смоленщины и Брянщины, Белоруссии и Украины, в катакомбах Крыма, в городках Донбасса – всюду, как могли, своею смелостью и трудом   дети помогали взрослым прогнать фашистских захватчиков с родной земли, приблизить Победу и Мир!
      Солнце алым шаром наполовину уже спряталось за горизонт. На фоне вечерней зари ещё  тянулись вверх волнистые струйки дыма догоравшего самолёта.  Со стороны станции Зверево1 всё ближе и ближе слышались раскаты взрывов.


     Серёжа и Лиля пригнали домой бурёнок и козочек. Поужинали и легли спать.
      А на утро враг пришёл и в их хуторок Чуево. Оккупировал всю ростовскую землю. И смертоносной лавиной двинулся к  великой русской реке, матушке – Волге, к Сталинграду.
      Но тут, на берегу древней русской реки, и закончился его воровской, захватнический, грабительский, фашистский поход на Восток.
    Тут и умылся коварный враг славянских народов своею же кровью.
    Отсюда, как побитая собака, бежал с позором назад  - на свой Запад, где в столице страны – агрессора, возомнившей себя «высшей расой» на Земле, для которой все остальные народы должны были стать рабами, в подземном бункере, от отчаяния и страха ответственности перед своим же народом, из которого несколько миллионов он уложил в сырую землю на полях сражений, Отец  и  стратег этой безумной войны – Адольф Гитлер -  пустил себе пулю в лоб.

От автора
______________________

    А вот о том, как наши смелые ребята из Чуева выживали в годы фашистской оккупации, о судьбах многих детей России, Украины, Белоруссии и даже – Узбекистана и Казахстана  в годы этой Великой, Освободительной войны  вы, наши юные друзья, можете прочесть и в книгах -  «Война глазами детей» (2008г) и «Дети  солдат Победы» (2013г.) (автор-составитель, литературный редактор,  – О. Гладнева: компьютерный набор, вёрстка, дизайн тоже её). 
  В этих сборниках воспоминаний о своём военном детстве и отрочестве, о боях - сражениях рассказывают  и участники войны, и сотни, ныне уже пожилых,  детей того сурового военного времени, которые повзрослев, возродили из руин сёла и города, построили новые. И своим ударным коллективным трудом создали такую мощную экономику огромной Страны, что она почти уже век остаётся основой основ экономик всех 15 ныне уже постсоветских республик.
   Возможно, в этих книгах вы найдёте воспоминания и своих славных прадедушек и прабабушек. И произойдёт удивительное и прекрасное:  встретятся два детства разных поколений! Сравнение, сопоставление, сопереживание, взаимопонимание -  выводы. Диалог настоящего с прошедшим. Преемственность и связь – залог будущего.

               
                О. Гладнева


               
    Работа с текстом  на  уроках  внеклассного  чтения  в  3 – 4 классах.
    
   
1. Приём  «Да-нетка». (если ученик согласен с высказыванием, в кружке ставит  «+» ,  в случае отрицания –  « – »).


   О     Хуторок Чуево расположен  очень  далеко  от  станции Зверево.
   О     В небе появились два самолёта. 
   О     Девочке  Лиле  было  семь  лет.
   О     Серёжа  решил  стать  лётчиком, когда  вырастет.
   О     Лётчик  перевозил  солдатские  письма  с  фронта.
       
   2. Тестовые  задания (подчеркнуть  правильный  ответ):

        -  Серёжке  было:
                А)   10 лет     Б)   12 лет     В)  14 лет

        -  Дымящийся  самолёт  приземлился возле:
                А)   хутора     Б)  избы        В)  мельницы

        -  На треугольничках  были  написаны  слова:
                А)  «Полевая  почта»; Б)  «Военная  почта»; В) «Солдатская почта» 

        -  Лиля решила,  когда станет взрослой, то будет:
              А) лечить  детей       Б)  лечить  животных       

   3.  Выборочное чтение (дети самостоятельно  находят  необходимый отрывок в тексте и зачитывают  его).

       -  Прочитать  описание  «мирной»  природы.
       -  Прочитать о том, как  дети  спасли  лётчика из горящей кабины.
       -  Военные  забирают  раненного  лётчика.

   4. Коллективное составление  плана к текст  ( либо  расположить данные  пункты  плана соответственно  содержанию и указать  правильный порядок с помощью  цифр).

     О     Спасение  лётчика.
     О     Благодарность  от  военных.
     О     В степи.
     О     Мечты  детей.
     О     Внезапное  появление самолётов.

5. Прочитать  пословицы. Объяснить  их  значение. Выбрать  пословицу, наиболее подходящую по смыслу к прочитанному тексту.

                Кто храбр и лих - бывает скромен и тих.
                Храбрец в день битвы познаётся.
                Бой не опасен, если ты мужеством красен.
                Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
                Тот герой, кто за Родину стоит горой.


         Работа с текстом  на  уроках  русского  языка  в  3 – 4 классах.
               


   1. К именам  существительным  выписать  из  текста  глаголы:
       Муравьи  __________________
       Бабочки и осы   __________________
       Шмели     ______________________
       Ласточки  ______________________
       Коровы    _______________________

   2.  Найти  в  тексте слова, употреблённые  в  переносном  значении...

   3. Прочитать  описание  «мирной»   степи. Записать его. Подчеркнуть  имена прилагательные...


            Работа с текстом  на  уроках  гражданственности и  внеклассном   
                мероприятии      в  3 – 4 классах.
      


1. Беседа  после слушания (или прочтения)  текста.

 - Какие  эмоции и чувства  вызвал  у  вас  этот  рассказ?
 - В  какой  момент  вам  стало  тревожно? 
 - Почему  автор  назвал рассказ  «Безызвестный  подвиг»?
 - Как  вы  бы  назвали  этот  рассказ? Почему?
 - Дать характеристику  детям?
 - Как  бы  вы  поступили на  месте  детей?
 -  Порассуждаем, почему  степь  «заговорила» с детьми?
 -  Какими  людьми  будут  Лиля и Серёжка, когда  подрастут?

2. Подобрать  пословицы  и  поговорки  об  отваге, храбрости, любви к Родине.

3. Эмоциональные  этюды.
   С помощью  жестов, мимики, движений  «проиллюстрировать»  сцены из текста:
    -  в мирной  степи с  детьми  пасём  коров и коз;
    -  слышим  взрыв  самолёта;
    -  находим обгоревшие  письма – треугольнички  с фронта;
    -  мечтаем 

   
    РАБОТАЕМ, ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ, РАБОТАЕМ! РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ, ОВЛАДЕВАЕМ ОПЫТОМ, УСВАИВАЕМ И КОПИМ ЗНАНИЯ О РОДНОЙ РЕЧИ, ОБ ИСТОРИИ СТРАНЫ, ФОРМИРУЕМ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА МУЖЕСТВО СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЙ В СУРОВЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЗА СВОБОДУ РОДИНЫ!!!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.