Муза и Тщеславие
Поэтесса Ирина Иванова
Издатель Алдаш Абдурахманов
Муза
Тщеславие
Кабинет издателя – индивидуального предпринимателя. У стола на месте посетителя сидит восторженная юная поэтесса, за ней справа Муза (похожа на ангела, с большим пером в руке, в белой или светлой одежде, держит верёвочку марионетки, привязанную к правой руке поэтессы), слева – Тщеславие (похоже на чёрта, в яркой красной одежде с черными вставками, держит верёвочку, привязанную к левой руке девушки).
Поэтесса. (Перечитывает сообщение в телефоне). «Добрый день, госпожа Ирина Иванова! Очень рад Вашему участию в нашем международном поэтическом конкурсе для публикации в восемнадцатом томе энциклопедии «Лучшие поэты и писатели. XXI век». Ваши замечательные стихи одобрены редколлегией и приняты в сборник. Стоимость публикации – две тысячи рублей за одну страницу А5 (примерно 25 строчек). С уважением, Алдаш Абдурахманов, поэт, литературный критик, книгоиздатель, член Московского международного союза писателей». Член Союза писателей сам похвалил мои стихи и предложил их опубликовать… Значит, у меня действительно талант!
Муза. (к поэтессе) Ты хоть слышала когда-нибудь об этом поэте Алдаше Абдурахманове?
Поэтесса. (Озадаченно). Нет…
Тщеславие. Это член Союза писателей! Туда кого попало не берут. Одобрение такого человека – это успех.
Поэтесса. Меня заметили. Меня признали. Мои стихи напечатают в книжке. В энциклопедии!
Муза. Ага. За твои же деньги.
Тщеславие. А иначе вообще не напечатают!
Муза. Как можно платить деньги за собственное творчество?
Тщеславие. Признание требует жертв. И две тысячи рублей – это копейки.
Муза. Две тысячи – это за одну страницу А5.
Тщеславие. До чего Музы жадные пошли!
Муза. Это я жадная? Я тружусь, как каторжная лошадь. У меня ненормированный график. Я работаю без выходных и праздников, и днём, и ночью. И даже перед экзаменом вместо повторения биографии Пушкина я ей шепчу свои стихи. Я даже на свидании с парнем сочиняю. Мой самоотверженный труд достоин вознаграждения. А его не то что задаром отдают. За него ещё и приплачивают, как за вывоз дохлой клячи. Это просто оскорбительно для уважающей себя Музы. Боже, к кому ты меня приставил! К предательнице!
Тщеславие. Чтобы многое получить, нужно многое отдать.
Муза. Не проси о многом – проси о главном!
Тщеславие. Главное – статус приобрести. А на творчестве всё равно не заработать.
Муза. На творчестве не заработать… Тогда почему издатель на творчестве автора зарабатывает, а автор на собственном творчестве заработать не может? Нет, я отказываюсь сотрудничать с этой предательницей. Сегодня же напишу заявление о переводе меня к новому автору.
(Сбрасывает верёвочку со своей руки и хочет уйти).
Тщеславие. Иди, иди, милая. Мы тут и без тебя разберёмся. У автора же есть не только Муза. Но и я, Тщеславие. И ещё не известно, кто главнее.
(Довольный, встаёт справа от поэтессы, надевает вторую веревочку себе на руку и начинает управлять руками поэтессы, как марионеткой (далее всеми ее движениями руководит Тщеславие). Муза возмущенно останавливается, возвращается и встаёт слева от девушки. Заходит представительного вида издатель).
Поэтесса. (встаёт) Здравствуйте, Алдаш! Я по поводу публикации…
Издатель. О, здравствуйте! А я как раз Вас ждал! (целует ручку поэтессе). Я с таким удовольствием прочитал ваши стихи. Их обязательно нужно опубликовать. Присаживайтесь, Анастасия.
Поэтесса. Я Ирина.
Издатель. Присаживайтесь, присаживайтесь. Давайте подпишем договор. Итак, вы мне прислали…
Поэтесса. Четыре стихотворения.
Издатель. Отлично. Вот заполните бланк договора, прикрепите к нему стихи. Вы их принесли?
Поэтесса. Да. А почему нельзя было прислать по электронной почте?
Издатель. Наш издательский дом «Абдурахман» – это солидная компания, поэтому мы принимаем только подлинный вариант договора, заверенный подписью и печатью. И нам очень важно лично познакомиться с самим автором, установить, так сказать, дружеский контакт для дальнейшего плодотворного сотрудничества.
Поэтесса. Это очень важно и для авторов. Чтобы мы понимали, что не с проходимцем связались, а с порядочным издателем (не читая, подписывает, отдает издателю бумаги. Он их подписывает, ставит печать).
Издатель. Мы всегда честно выполняем все условия договора. Можете в этом не сомневаться. (Пролистывает бумаги). Замечательные стихотворения… Потрясающий талант! А вы не хотели бы принять участие в нашем международном конкурсе «Поэт года»? Со стихами вашего уровня вы зря сидите в тени. Их должны знать люди. У вас есть большие шансы на победу.
Тщеславие. Международный конкурс «Поэт года»! Ты станешь поэтом года!
Муза. Если победишь.
Издатель. Абсолютный победитель нашего международного конкурса получит суперприз – издание его авторской книги за счёт нашего издательского дома «Абдурахман». Обладатели первого, второго и третьего мест получат дипломы победителей и возможность бесплатно опубликовать в нашем международном поэтическом сборнике 3, 5 или 10 страниц стихов в соответствии с занятым местом.
Поэтесса. Ничего себе!
Тщеславие. Ты станешь поэтом года международного уровня!
Муза. (к поэтессе) А в международном конкурсе какие страны участвуют?
Поэтесса. А какие страны представлены на конкурсе?
Издатель. А… Из каких пришлют стихи. В прошлых наших конкурсах и сборниках принимали участие некоторые поэты из Азербайджана, Казахстана….
Муза. Понятно. Пришлют пятьдесят стихотворений из России, два из Беларуси, одно из Узбекистана, и это называется…
Тщеславие. (С апломбом. Тоном, не терпящим возражений) Международный уровень! Тем более, в награду – выпуск авторской книги!
Муза. А тираж какой?
Поэтесса. А какой тираж?
Издатель. Тридцать экземпляров. (В сторону) Один – за наш счёт, двадцать девять – за ваш.
Муза. (возмущённо) Тридцать экземпляров?!
Тщеславие. За счёт издательского дома! И плюс статус «Поэт года» международного уровня. Главное не награда. Главное – список регалий! И красивая формулировка.
Поэтесса. Да, мне очень хочется стать поэтом го… Принять участие в конкурсе.
Издатель. Это очень верное решение. Поэт должен заявлять о себе, чтобы о нём узнали. Тем более, с вашим талантом, Марина!
Поэтесса. Я Ирина.
Издатель. Вот бланк договора. К нему прикрепите свои стихи. Все они будут напечатаны в книгах для жюри, одна страница – тысяча рублей. На страницу помещается 25 строчек. Вы отправите те же стихи, что и в сборник?
Поэтесса. А… Да…
Издатель. Давайте посмотрим. Раз, два, три... Семьдесят пять строчек, то есть три страницы. Это будет стоить три тысячи рублей. Один бесплатный экземпляр вам пришлют по почте. Пересылка оплачивается отдельно. Если вы хотите получить дополнительные экземпляры, то каждый из них будет стоить дополнительно триста рублей.
Поэтесса. Нет, спасибо, мне хватит одного пока.
Издатель. Подумайте, их можно подарить родственникам, друзьям. Все авторы так делают. Нет? Ну, ладно. Итого с вас девять тысяч пятьсот рублей.
Поэтесса. Подождите… Две тысячи за одну страницу в энциклопедии, это шесть тысяч за три страницы. Три тысячи – за участие в конкурсе. Девять тысяч. А пятьсот рублей за что?
Издатель. За пересылку бесплатных экземпляров на ваш домашний адрес, чтобы вам не приходилось ехать к нам в офис. Вы же трудящийся человек. Мы с уважением относимся к вашему времени.
Поэтесса. А, понятно. Вот, возьмите, пожалуйста (Подаёт деньги).
Издатель. (Лукаво облизнувшись, принимает) Благодарю. Сейчас я вам выдам чек, у нас всё официально, всё по-честному. Пожалуйста. Возьмите также бесплатный буклет с нашими другими проектами.
Поэтесса. Другие проекты? (Заинтересованно берёт листовку).
Издатель. Сейчас у нас запускается три уникальных проекта.
«Три лучших поэта современности» – в сборнике 150 страниц, 3 автора. Вам предоставляется 50 страниц для стихов, биографии и вашей фотографии. Стоимость участия – 20 тысяч. Тираж – 400 экземпляров.
Проект «Два лучших поэта современности». Стоимость участия – 25 тысяч, тираж 300 экземпляров, в книге 100 страниц, вам предоставляется 50 из них. Есть бонус! Бесплатная разработка вашей собственной обложки. Это будет книга-перевёртыш: с одной стороны будет ваша обложка, с другой – второго автора.
И, наконец, наше уникальное предложение – проект «Лучший автор современности». Стоимость участия – 30 тысяч рублей. Тираж – 100 экземпляров, объём – также 50 страниц. И я сам лично, именитый поэт и литературный критик Алдаш Абдурахманов, член Московского международного союза писателей, напишу рецензию на ваши стихи, причём бесплатно. Такой маленький приятный бонус.
Муза. (к поэтессе) Если уж решишь участвовать, так бери первый проект. 400 экземпляров за 20 тысяч! Минимум 400 человек прочитают твои произведения.
Тщеславие. (к поэтессе) Зачем в твоём сборнике нужны ещё какие-то два автора? Бери третий проект – «Лучший автор современности». А? Каково звучит?
Муза. И заплатить 30 тысяч всего за 100 экземпляров?
Тщеславие. Оставить свой след в истории – дорогого стоит!
Муза. Чтобы оставить след в истории, нужно сначала заработать…
Тщеславие. Вот меркантильная!
Муза. Заработать любовь читателей, зрителей. Передать им свои мысли, чувства, чтобы своим творчеством сделать этот мир лучше, красивее.
Тщеславие. Это долго.
Поэтесса. Я выбираю проект «Лучший автор современности». Но я не понимаю, почему так дорого. За те же 50 страниц стихотворений, что и в других проектах.
Издатель. Так ведь ваш авторский сборник будет издан в типографии лучшего московского издательства! Конечно, можно заказать печать в Урюпинске, это будет дешевле на 10 тысяч. Но я как поэт и издатель не рекомендую это делать.
Поэтесса. Почему? Там плохое качество печати?
Издатель. Нет, качество там абсолютно такое же. Но вы же маститый поэт! Разве автору такого уровня всё равно, где будет издана ваша книга? В типографии лучшего московского издательства или в Урюпинске? Подумайте, Нина.
Поэтесса. Я Ирина.
Муза. (к поэтессе) Книга, как и человек, ценится содержанием, а не местом рождения. И чем ему Урюпинск не угодил? Там такие же люди, как и в Москве!
Тщеславие. (к поэтессе) Вот посмотрят на тебя другие поэты и скажут: «Фи! Нищебродка. На московское издание денег не хватило».
Поэтесса. Да, лучше в Москве печатать.
Издатель. Я знал, что вы выберете правильное решение. Люди с вашим талантом не ошибаются. Поэт вашего непревзойдённого уровня и девушка с вашей сногсшибательной внешностью просто не может себе позволить издавать книгу в провинции. Только Москва. Только столица. Я бы даже пригласил фотографа и организовал для вас профессиональную фотосессию. Я так и вижу на обложке книги ваш очаровательный фотопортрет. Это будет потрясающе. Но это стоит дополнительно 6 тысяч рублей. Включим этот пункт в договор?
Поэтесса. Да! Я хочу.
Муза. Как глупо она ведётся…
Тщеславие. Почему глупо? Ты только представь! На обложке книги – физиономия автора. Профессионально отфотошопленная! Это настоящий шик.
Издатель. Вот, подпишите договор. Итого 45 500 рублей. Жду ваши стихи завтра. Как только внесете аванс 15 тысяч, мы приступим к вёрстке и фотосессии. При внесении оставшихся 30500 рублей мы отправляем книгу в печать.
Поэтесса. Подождите минутку (Считает деньги). Вот, возьмите сразу всю сумму.
Издатель. С вами приятно иметь дело! В таком случае книга будет издана к концу этой недели.
Поэтесса. Так быстро?
Издатель. А зачем тянуть? Кто хорошо платит, тот быстро получает результат. Ваша книга у нас будет стоять в приоритете. Кстати, после издания вашего авторского сборника приглашаю вас вступить в наше профессиональное сообщество – Московский международный союз писателей.
Муза. Так московский или международный?
Тщеславие. Какая разница? Главное – союз писателей! (к поэтессе) Ты будешь официально признана профессиональным сообществом!
Муза. Профессиональным сообществом несуществующей профессии. В наше время поэт – это не профессия.
Тщеславие. Это статус!
Издатель. Мы ежемесячно организуем встречи наших поэтов и писателей, чтобы пообщаться друг с другом, обменяться опытом за стопочкой чая. Каждый автор зачитывает по два-три стихотворения. Также мы выдвигаем наших поэтов на конкурсы и премии. Наш союз – это очень хорошая возможность найти интересные и полезные знакомства, новых друзей, единомышленников, продемонстрировать своё творчество, познакомиться с творчеством других людей. Каждый поэт хочет быть услышанным, и на наших авторских встречах у каждого есть такая возможность.
Поэтесса. Ничего себе! Да, мне очень хочется присоединиться к вашему союзу.
Издатель. Выступления абсолютно бесплатны. Только вход на мероприятие – 300 рублей. Для авторов.
Поэтесса. А кто ещё бывает на этих встречах?
Издатель. А разве ещё кто-то нужен? Ну, иногда авторы приводят друзей… Для них стоимость входа – 200 рублей.
Муза. То есть, чтобы знать творчество поэта XXI века, нужно самому быть поэтом. Или другом поэта. И еще заплатить за вход на собственное выступление. Причем больше, чем праздные зрители!
Тщеславие. А без этих встреч вообще бы никто никого не знал. Будь благодарна за то, что есть.
Муза. А что на этих встречах можно найти? Признание? Уважение? Тебя будут терпеть только до тех пор, пока ты будешь слабее других. Тогда ещё, может быть, чему-то научишься. Но стоит хоть чуть-чуть ярче блеснуть, как обязательно задушат завистники.
Тщеславие. У этой Музы поэтофобия.
Муза. У меня мерзофобия. Я за справедливость.
Тщеславие. Да кому она нужна? У кого деньги, тот и прав.
Издатель. Вот бланк заявления о вступлении в наш Московский международный союз писателей. Его рассмотрит комиссия сразу после выхода вашего сборника. Но я уверен, что ваша кандидатура будет одобрена. Такие поэты, как вы, нам необходимы. Вы – драгоценный ларец современной поэзии, Ангелина.
Поэтесса. Я Ирина.
Издатель. Стоимость вступительного взноса – 15 тысяч рублей. И плюс ежемесячные взносы – 200 рублей.
Муза. Плати, плати, милая, и тебя возьмут даже в Межгалактический союз космонавтов.
Издатель. Но, разумеется, мы принимаем в Московский международный союз писателей не всех подряд, а только лучших авторов. Я сам лично возглавляю комиссию, поэтому гарантирую, что отбор ведётся честно и конструктивно. В наш союз входят такие именитые поэты, как Иван Бесталаннов, Денис Словоблудов. К нам приезжает даже автор из Израиля.
Тщеславие. (Музе). Вот видишь! Даже евреи за это платят. А ты – скупердяйка!
Издатель. Анатолий Безуменко, эмигрировавший из России два года назад, – талантливый поэт. Известный. В своём кругу.
Муза. Видимо, очень узком кругу…
Издатель. Мне у него особенно нравятся вот эти строки (встаёт, тщательно готовит мимику к декламации):
Сижу, рыдаю.
О чём, не знаю…
Потрясающая образность, чистый анапест… Так точно и афористично изображено состояние депрессии. Всегда плачу, когда читаю.
Муза. И я рыдаю, когда такое читаю. Ямб от анапеста не отличает. Член союза писателей...
Тщеславие. Зачем учить эти скучные правила, названия стихотворных размеров? Главное – талант, вдохновение! А по шаблону гениальное произведение не напишешь. В историю входят только новаторы, пренебрегающие правилами.
Муза. Чтобы пренебрегать правилами, их сначала нужно узнать. Чтобы понимать, где их нужно соблюсти, а где – оп, и эффектно нарушить. А когда (с пафосом) «поэт» анапест от ямба не отличает, то это не новаторство гения. Это невежество графомана.
Тщеславие. Да ерунда это. Главное – быть в одном Союзе писателей с талантливым поэтом!
Муза. Талантливым?
Тщеславие. Известным.
Муза. В своём узком кругу.
Тщеславие. Зануда!
Муза. Я имею право на собственное мнение!
Тщеславие. Право на своё мнение имеет каждый. А вот высказывать его не рекомендуется.
Поэтесса. Для меня будет большой честью вступить в Московский международный союз писателей (Управляемая Тщеславием, благоговейно подает заполненный бланк).
Издатель. Вы не пожалеете о своём решении (целует ей ручку). Спасибо за Ваше творчество.
Поэтесса. (смущенно) Да не за что.
Муза. Не за что? Тебе говорят: «Спасибо». То есть спаси Бог тебя. А ты отвечаешь: «Не за что». Не за что спасать, помогать? Надо отвечать: «Пожалуйста». Нужно уважать себя и свой труд.
Тщеславие. За уважение к себе никто не похвалит. А вот за самоотверженность – могут.
Муза. Посмертно.
Тщеславие. Помолчи.
Издатель. Есть у нас еще один проект. Поэты и писатели, которые издали у нас книгу и вступили в наш Союз, автоматически номинируются на премию имени Сергея Есенина. Они получают медаль с изображением портрета бессмертного классика. Она признана на всероссийском уровне – внесена в реестр государственных наград. Все номинанты имеют право выбрать, какую награду получить. Если вы желаете получить серебристую медаль, то она стоит пять тысяч рублей. Если вы желаете, чтобы на вашей груди красовалась золотистая медаль, то она стоит десять тысяч.
Поэтесса. Эти деньги платят авторам?
Издатель. Нет, ну что вы. Их платят авторы.
Муза. Но это не награда. Это товар! Если ты платишь, тебя награждают.
Тщеславие. А разве в других проектах бывает по-другому?
Издатель. Кстати, хочу сделать вам подарок. Вот вам моя книга на память. Вообще я продаю свои книги по 500 рублей, но вам мне хочется подарить бесплатно. Как можно брать деньги с такой очаровательной девушки? Читайте, наслаждайтесь моим творчеством. За два года это уже десятый мой сборник стихов.
Поэтесса. Спасибо большое! Это такая честь для меня (восхищенно листает). Ой, а почему стихи так странно расположены? Название сверху по центру, а сами стихи с левого краю, по восемь строчек на странице. Стихотворение в левом верхнем углу. Правый нижний угол пустой…
Издатель. Так в этом и есть уникальность наших сборников. Это новый взгляд на современное книгоиздание.
Муза. Какой ужас…
Поэтесса. Но это смотрится как-то...
Издатель. Неординарно. Неповторимо. Гениально! У нас работают мастера своего дела, профессионалы с двадцатилетним стажем.
Муза. С двадцатилетним стажем работы уборщиками – возможно. Но не верстальщиками...
Издатель. А сейчас прошу меня извинить, мне пора. Очень рад был познакомиться с такой талантливой и красивой девушкой, как Вы, Василина.
Поэтесса. Я Ирина.
Издатель. До свиданья, милая.
Поэтесса. Спасибо вам! До встречи.
(Издатель довольный уходит. Поэтесса восторженно листает толстую книгу).
Поэтесса. Ничего себе!
Муза. Вот именно, себе – ничего. Всё другим, всё для чужого обогащения.
Тщеславие. Ты успокоишься, зануда? Нас 2000 лет уже учат: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Муза. Вот именно – как самого себя. Про любовь к ближнему больше, чем к самому себе, ничего не сказано. И про то, чтобы платить ему за собственный труд, тоже не говорится.
Тщеславие. Помолчи. Пусть всё идёт, как принято.
Муза. Но это несправедливо!
Тщеславие. Христос хотел сделать этот мир лучше, чище, красивее. Его распяли. Это всё, что нужно знать о справедливости.
Поэтесса. Какая большая книга. Столько много стихов!
Муза. Стихов. Вот именно – стихов. И не более. «Стих» – это одна стихотворная строка. «Стихи» – это набор рифмованных строчек. А произведение с неповторимой образностью, глубокой авторской мыслью, стройной композицией, трогающее душу читателя, – это СтихоТворение. Это ювелирная работа. А от авторов только и слышно: «Мой стих, твои стихи». Поэту даны крылья орла. А он только сидит, как петух на жёрдочке, и любуется своим оперением. И клюёт то, что ему дали. За его же деньги. И хвалит окружающих кукушек, чтобы они его хвалили в ответ. Но я верю, я знаю, что всё же есть поэты, которые посвятили свою жизнь творчеству, полёту, а не цветному оперению. Но, увы, для многих важнее перья. А эти платные издания, конкурсы, премии, союзы... Издатели только пользуются авторами и поборы устраивают.
Тщеславие. Издатели? Ха! При чем тут издатели? Без меня, Тщеславия, они – ничто. Без меня уважающие себя авторы гонорар бы потребовали. Так что пришлось бы издателям привлекать к ним широкую публику. Чтобы не поэты друг у друга книжки покупали, а читатели. Чтобы авторы не друг перед другом выступали, а перед широкой общественностью. Тогда бы поэты заработали. И не только деньги, но и самое главное – любовь народа. Но издавались бы тогда и имели успех не все миллионы графоманов, а только несколько десятков профессиональных, лучших поэтов. Слава приходит к избранным.
(Дергая за верёвочки, привязанные к рукам поэтессы, играет ею, как марионеткой, изображая благодарность, ощущение личной значимости и т.д.).
Тщеславие. А со мной, Тщеславием, – все довольны. И поэты, и рифмовальщики благодарны, что напечатались, выступили, получили грамоты и медали. А издатели рады, что заработали. Я дарю людям счастье. Я создаю иллюзию значимости. Я – могущественнее здравого смысла. А-ха-ха-ха.
(Тщеславие разводит руки поэтессы не в то в распятии, не то в приёме оваций. Поэтесса запрокидывает голову. Муза садится в позу статуи «Мыслитель», а потом бессильно закрывает голову рукой. Занавес).
Свидетельство о публикации №218101001774