Теория ничтожного человека
Так уж случилось, что мне удалось посетить Эрмитаж во времена после злополучной «перестройки» и развала страны на междоусобные княжества. И надо же было такому случиться, что среди красот музея я наткнулся на тот же зал, и на ту же скульптуру. Что вы думаете, на ладони мраморного мечтательного юноши с ничтожным по современным меркам, но красивым по греческим представлениям маленьким невзрачным пенисом, лежала монета достоинством в один европейский цент. Я понял, что искусство вечно, и способно вызывать одинаковые чувства у людей в разные времена. И задумался, а какие?
Представим себе, что живёт на свете ничтожество и бездельник, причём такой, что сам себе противен. И вот лежит он как-то на пороге своей лачуги и рассуждает: "Какое же я ничтожество, во всём мне не везёт, ничего я делать не умею, и ничего полезного не совершал и никогда не совершу..."
А теперь представьте себе, что мимо широко шагает временно никому неизвестный художник, с длинным именем Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симини. И тоже мучается своим невезением, никчёмностью и безденежьем. И вдруг видит скульптор на пороге дома отчаявшегося бездельника и сущее ничтожество, потрясён его духовной пустотой и душевными муками, остановился, его посетила идея, и сделал Леонардо набросок, по которому изваял скульптуру, которую так и назвал "Ничтожество на пороге дома".
А теперь, предположим, что выставили это произведение в Эрмитаже. Лежит себе это мраморное изваяние на боку, пустые глаза смотрят в небо, правая рука опирается на локоть и в открытую ладонь шутники всегда кладут втихаря от бабульки, читающей газету на бархатном стуле, монетку достоинством одна сотую от принятой денежной единицы. А эстеты толпами приходят любоваться уверенной работой мастера, увидевшего стройность телесных линий в человеке, который некогда считал себя ничтожеством.
Я полагаю, что главное в человеке не то, что он собой представляет сиюминутно, а то как человек взаимодействует с окружающим миром. И нет при этом ни добра, ни зла, есть только глубина восприятия мастером чужой жизни, и след, оставленный резцом в материале и душе современника, каковым является всякий наблюдатель, наделённый пытливым умом и восхищённый жизнью в любые времена…
Свидетельство о публикации №218101000234
Восприятие...
Благодаря ему, действительно, можно
из чего угодно сотворить что угодно.
Благодаря ему минус легко заменяется на плюс,
в некрасивом видится прекрасное. И наоборот.
"...ни добра, ни зла" – чем безоценочнее взгляд,
тем (вероятно) больше, шире и глубже рассмотреть можно.
Или нафантазировать.))
Будем смотреть, Владимир...
Света Боярина 28.09.2021 22:17 Заявить о нарушении
Владимир Улас 29.09.2021 07:30 Заявить о нарушении