Теория ничтожного человека

   Однажды, очень давно, в семидесятые годы прошлого века, я бродил по Эрмитажу. В одном из залов, где запрещено всякое фотографирование древних скульптур, моё внимание привлекла небольшая мраморная античная скульптурка нежного, как сейчас бы сказали «сладенького», юноши. Отрок мечтательно приподнялся на боку, опираясь на локоть, и предаваясь своим благостным мыслям, развернул свою раскрытую длань (в благоговении перед древним скульптором не смею сказать «ладонь») к небу. На белоснежный мрамор его просящей длани какой-то шутник, невзирая на строгие надписи, что до экспонатов дотрагиваться нельзя, опустил монету, достоинством в одну советскую копейку. Я улыбнулся живой шутке современника и пошёл дальше.

   Так уж случилось, что мне удалось посетить Эрмитаж во времена после злополучной «перестройки» и развала страны на междоусобные княжества. И надо же было такому случиться, что среди красот музея я наткнулся на тот же зал, и на ту же скульптуру. Что вы думаете, на ладони мраморного мечтательного юноши с ничтожным по современным меркам, но красивым по греческим представлениям маленьким невзрачным пенисом, лежала монета достоинством в один европейский цент. Я понял, что искусство вечно, и способно вызывать одинаковые чувства у людей в разные времена. И задумался, а какие?

   Представим себе, что живёт на свете ничтожество и бездельник, причём такой, что сам себе противен. И вот лежит он как-то на пороге своей лачуги и рассуждает: "Какое же я ничтожество, во всём мне не везёт, ничего я делать не умею, и ничего полезного не совершал и никогда не совершу..."
 
   А теперь представьте себе, что мимо широко шагает временно никому неизвестный художник, с длинным именем Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симини. И тоже мучается своим невезением, никчёмностью и безденежьем. И вдруг видит скульптор на пороге дома отчаявшегося бездельника и сущее ничтожество, потрясён его духовной пустотой и душевными муками, остановился, его посетила идея, и сделал Леонардо набросок, по которому изваял скульптуру, которую так и назвал "Ничтожество на пороге дома".
 
   А теперь, предположим, что выставили это произведение в Эрмитаже. Лежит себе это мраморное изваяние на боку, пустые глаза смотрят в небо, правая рука опирается на локоть и в открытую ладонь шутники всегда кладут втихаря от бабульки, читающей газету на бархатном стуле, монетку достоинством одна сотую от принятой денежной единицы. А эстеты толпами приходят любоваться уверенной работой мастера, увидевшего стройность телесных линий в человеке, который некогда считал себя ничтожеством.

   Я полагаю, что главное в человеке не то, что он собой представляет сиюминутно, а то как человек взаимодействует с окружающим миром. И нет при этом ни добра, ни зла, есть только глубина восприятия мастером чужой жизни, и след, оставленный резцом в материале и душе современника, каковым является всякий наблюдатель, наделённый пытливым умом и восхищённый жизнью в любые времена…


Рецензии
Интересный вывод в конце.
Восприятие...
Благодаря ему, действительно, можно
из чего угодно сотворить что угодно.
Благодаря ему минус легко заменяется на плюс,
в некрасивом видится прекрасное. И наоборот.

"...ни добра, ни зла" – чем безоценочнее взгляд,
тем (вероятно) больше, шире и глубже рассмотреть можно.
Или нафантазировать.))

Будем смотреть, Владимир...

Света Боярина   28.09.2021 22:17     Заявить о нарушении
В моём случае с фантазией плохо. Ничего не могу придумать, только скомбинировать.

Владимир Улас   29.09.2021 07:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.