Легендарный, не единожды переименованный

10 октября 1898 года, сто двадцать лет назад, в России было начато  строительство самого современного и самого мощного в Черноморском флоте броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». После событий 1905 года его быстро переименовали в «Святой Пантелеймон». Поплавав немного, в мае 1918 г. он был у немцев, в конце года оказался у англичан, которые при эвакуации из Севастополя накануне прихода в Крым Красной Армии его взорвали. 

Полузатопленный, он стоял в Южной бухте до 1924  года, когда решили его поднять и восстановить как корабль революции.
Но машины были повреждены неисправимо, пушки взорваны – и пустили его на металл, так необходимый советской стране. Часть брони пошла на изготовление лемехов для крестьян, а часть для нефтяников - на экспериментальные буры, с которых и началось их отечественное производство.

Сохранили только рубку. Её задумали использовать в создании памятника потёмкинцам на Приморском бульваре Севастополя. На месте будущего мемориала в октябре 1925 года по решению местного исполкома временно положили мемориальную доску. Но тем и закончилось.
А рубку, видимо, потом порезали. Началась индустриализация.
Стальную фок-мачту использовали при строительстве маяка близ Очакова. И в 1957 году во время его реконструкции её части были переданы в музеи Санкт-Петербурга, Москвы,  Севастополя и Николаева.

Памятники потёмкинцам были поставлены уже после войны: в Одессе в 1965  и в Феодосии в 1977 году.
Ещё есть сооружённый в 1951 году памятник матросам с «Потёмкина», отправленным на каторгу; при побеге из поезда в районе Камышлова на Урале - расстрелянным, там и похороненным.

Но до 1987 года существовала и живая память. Матрос с «Потёмкина» Иван Бешов, доживший до ста с лишним лет, открыл в Ирландии несколько закусочных – ныне превратившихся в сеть рыбных ресторанов «Beshoffs».

Но самым выдающимся памятником броненосцу стал фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна и кинооператора Эдуарда Тиссэ «Броненосец «Потёмкин», вышедший на экраны в 1925 году к двадцатилетию восстания. Начав с приза на Всемирной выставке в Париже, он и в двадцать первом веке входит в десятку лучших фильмов мирового кино.
Критики и общественность, кроме выдающегося киномастерства и выразительности этого немого фильма, обратили внимание не на его революционность, а на пафос человеческого братства, силу убеждённости и борьбы.

 А переименовывали легендарный броненосец пять раз: «Князь Потёмкин-Таврический» сразу после возвращения из Румынии стал «Святым Пантелеймоном», после февральской революции он превратился просто в «Потёмкин-Таврический», через месяц стал «Борцом за свободу» и снова «Св. Пантелеймоном», попав к белым. И, наконец, в кино – броненосец «Потёмкин».


Рецензии
Критики и общественность, кроме выдающегося киномастерства и выразительности этого немого фильма, обратили внимание не на его революционность, а на пафос человеческого братства, силу убеждённости и борьбы.

Да, это было в советское время.

Любовь Ляплиева   28.02.2019 17:27     Заявить о нарушении
Не всё было тогда плохо...

Александр Сергеевич Трофимов   28.02.2019 18:55   Заявить о нарушении
Да, видимо красные всё-таки лучше белых с мозгами дружили.

Любовь Ляплиева   28.02.2019 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.